Main Menu

Серебряные крылья Кыргызстана

Стальная птица взмывает в небо и парит над землёй. Это кыргызские авиаторы покоряют небеса, демонстрируя зрителям высокое мастерство и профессионализм. За лёгкостью выполнения крутых виражей скрываются долгие годы непрекращающейся учёбы и тренировок. Выбрав эту мужественную профессию, человек обречён всё время совершенствовать своё лётное мастерство, повышать уровень подготовки. Именно поэтому в авиации нет случайных людей, сюда идут только влюблённые в небо, в прямом и переносном смысле парящие над землёй смелые люди. 18 августа в Бишкеке все, кто связал свою жизнь с небом, торжественно отметили День военной авиации КР и 60-летие в/ч 23565, более известной как «Фрунзе-1».

Праздничное торжество открылось в клубе Бишкекского военного института имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта К. Усенбекова и по традиции началось с выноса боевого знамени части. История военной авиации суверенного Кыргызстана неразрывно связана с историей Одесской военно-авиационной школы пилотов и Армавирской военной школы, перебазированных в своё время во Фрунзе. Эти прославленные воинские соединения стали кузницей героев в период Великой Отечественной войны, когда в столице Киргизии в школе пилотов началась учебно-лётная подготовка курсантов. В течение января-апреля 1942 года проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для работы училищ. 3 января 1942 года произошло знаменательное событие — состоялся первый выпуск 52 курсантов-авиаторов. Военная школа пилотов за годы войны подготовила около полуторы тысяч лётчиков, которые проявили мужество и героизм в боях против немецко-фашистских захватчиков, приближая тем самым долгожданный день Победы. Двенадцати выпускникам школы за мужество и героизм в небе было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августе 1945-го школа пилотов была переименована в Одесское военное училище лётчиков истребительной авиации и противовоздушной обороны Красной армии, и до мая 1947 года оно готовило кадры для обороны страны. В этом же году это учебное заведение получило новое название — Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков военно-воздушных сил СССР. Не прошло и десяти лет, как на вооружение армии стали поступать реактивные боевые самолёты, что потребовало от лётчиков нового уровня обучения, новых знаний и навыков, и училище начало подготовку лётчиков реактивных самолетов. В 1954-м Фрунзенское лётное училище окончил один из первых советских космонавтов Андриян Николаев, ставший достойным продолжателем славных традиций выпускников военных лет. Ему посчастливилось в числе первых покорителей космоса штурмовать просторы Вселенной. По завершении длительных космических полётов в 1962-м и 1970 годах он был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Одним из первых в ВВС Союза Фрунзенское военное училище лётчиков приступило к подготовке авиационных кадров для вооружённых сил развивающихся стран мира. 6 августа 1959 года Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков было реорганизовано в 5-е Центральные курсы по подготовке, усовершенствованию авиационных кадров. 18 августа 1959-го на территории Кыргызстана развёрнут учебный авиаполк, на базе которого сформирована войсковая часть 23565 Министерства обороны. Многие из выпускников училища стали впоследствии видными политическими деятелями и военачальниками. Среди них Хафез Асад — президент Сирии, Ахмед Хулен — командующий ВВС Йемена, Жоао Бернардо — командующий ВВС Мозамбика, маршал авиации Дельбах Сингх — командующий ВВС Индии: первые лётчики-космонавты: Монголии — Ж. Гуррагча, Индии — Й. Шарма и многие другие, в том числе практически весь руководящий лётный состав ВВС Конго, Анголы, Мали, Зимбабве, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Лаоса, Монголии, Индии и многих других государств. В 1974 году 5-е Центральные курсы ПУАК за заслуги перед Отечеством Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом Красной Звезды.

В 1992-м Кыргызстан приступил к созданию национальных Вооружённых сил. Под его юрисдикцию были приняты все воинские части, в том числе и лётные, расположенные на территории республики. Личный состав военно-воздушной базы участвовал в ликвидации последствий землетрясения на Суусамыре, в эвакуации населения при наводнении в селе Сузак. За спасение мирных жителей медалью «Эрдик» награждены вертолётчики полковники Сайфутдин Азизов, Талип Сыдыков, Василий Пащенко. За небольшой период существования на долю личного состава сил воздушной обороны выпало множество испытаний. Военнослужащие принимали участие в Баткенских событиях 2000-х годов на Чон-Алайском, Хайдаркенском, Лейлекском и Баткенском направлениях. В августе 1999-го с началом баткенской военной кампании весь личный состав военно-воздушной базы перешёл на казарменное положение.

Лётчики были задействованы в локализации действий бандформирований. В борьбе с международными террористами принимали участие все экипажи вертолётов Ми-8 МТВ, Ми-24, самолётов Л-29, Л-21, Миг-21, Миг-23, транспортных самолётов Ан-26 и других боевых машин. Баткенские события продемонстрировали способность нашей авиации выполнять поставленные задачи в экстремальных условиях. Мастерство и профессионализм лётчиков высоко оценены руководством страны. По итогам Баткенских событий отличившиеся военнослужащие удостоены государственных наград. В последующие годы военные лётчики обеспечивали режим и общественный порядок в период чрезвычайного положения в Джалал-Абадской и Ошской областях.

Авиаторы, находясь в составе сил воздушной обороны, также достойно представляли Кыргызстан, участвуя в международных боевых учениях «Центробат», «Щит», «Рубеж», «Мирная миссия», «Антитеррор», «Нерушимое братство», «Гром». Стоит отметить, что на современном этапе развития военная авиация не стоит на месте, а продолжает постоянно развиваться и проводит эффективную работу по обновлению авиационного парка, авиационного вооружения и техники. Личный состав военной авиации Кыргызстана вносит неоценимый вклад в укрепление обороны нашего Отечества, демонстрируя замечательный профессионализм и любовь к Родине. Сегодня военная авиация — важнейшая составляющая сил воздушной обороны, продолжает славные традиции первых авиаторов, лётчиков, зародившиеся в период Великой Отечественной войны. Силы воздушной обороны несут боевое дежурство, решают важнейшие государственные задачи, оказывают помощь в ликвидации стихийных бедствий.

Первый заместитель начальника Генерального штаба ВС КР полковник Нурлан Кирешеев подчеркнул, что с 1959-го по 1992 годы инструкторами авиаполка подготовлено более 21 тысячи различных специалистов из 54 стран планеты. За героизм и мужество, проявленные в ходе выполнения боевых и специальных задач, 25 военных лётчиков по достоинству отмечены правительственными и государственными наградами. Сейчас авиаторы совершенствуют свои навыки и активно участвуют в поисково-спасательных мероприятиях, совместных международных военных учениях и решают другие специальные задачи по просьбе руководства нашего государства. Особые слова благодарности Р. Кирешеев высказал в адрес ветеранов авиации, тех, кто вкладывал свои знания и опыт в обучение молодого поколении и воспитание настоящих патриотов. Он пожелал военным авиаторам чистого неба, лёгкой посадки, новых успехов в укреплении безопасности страны и защите её интересов.

Заместитель председателя Государственного комитета обороны КР полковник Нурсеит Кедеев отметил, что авиаторы всегда оставались и будут впредь элитой ВС. Подтверждение этому — традиционно высокий конкурс при поступлении в лётные учебные заведения и авиационные училища. Сегодня сложно представить проведение операций без воздушной разведки, авиационной поддержки частей и подразделений Сухопутных войск, Национальной гвардии. Мастерство военных лётчиков, их профессионализм во многом обеспечивает национальную безопасность КР.

Сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что силы воздушной обороны, авиация КР находятся на большом уровне. Руководство страны во главе с Главнокомандующим, Президентом страны, а также правительство, Генштаб ВС постоянно уделяют должное внимание укреплению сил воздушной обороны, что подтверждает недавнее вручение министром обороны РФ С. Шойгу нашим Вооружённым силам двух вертолётов, а ранее двух самолётов.

В завершение официальной части праздника состоялось награждение военнослужащих, отличившихся образцовым выполнением воинских обязанностей и имеющих отличные показатели в боевой подготовке и воинской дисциплине. В честь 60-летия образования войсковой части военным авиаторам от имени начальника Генштаба ВС и председателя Совета обороны КР вручили ведомственные медали «За отличие в воинской службе». А артисты армейской самодеятельности подготовили к торжеству прекрасную концертную программу, где прозвучали любимые песни. Затем состоялось открытие воинского мемориала, посвящённого лётчикам-героям и первым пилотам Кыргызстана. Под звуки военного оркестра спали белые покрывала с бюстов первого национального лётчика Средней Азии Абдували Курбаналиева и Героя Советского Союза Исмаилбека Таранчиева. Воины знамённого взвода возложили гирлянды живых цветов к подножию монументов, прозвучал троекратный оружейный салют.

На митинге памяти замначальника Генштаба полковник Н. Кирешеев сказал, что мемориал славным пилотам открывают бюсты военных лётчиков КР, которые в период Великой Отечественной войны сражались плечом к плечу со всем советским народом и готовили молодые авиационные кадры для разгрома фашистов. Авиационный подвиг Исмаилбека Таранчиева, который ценой собственной жизни направил свой горящий самолёт в колонну вражеских танков, навсегда останется в памяти кыргызского народа, а Абдували Курбаналиев был первым лётчиком-кыргызом, который проходил службу в рядах Красной армии. В период Великой Отечественной войны он самоотверженно трудился на поприще подготовки молодых лётчиков. «Я твёрдо уверен, что подвиги наших лётчиков станут ярким примером для подрастающего поколения Кыргызстана, которое с честью продолжит и преумножит славные традиции отечественных авиаторов», — заключил полковник.

К участникам памятного события со словами благодарности обратился внук первого кыргызского пилота Ренат Маратович Курбаналиев, который пожелал авиаторам страны светлого неба и удачи. Он рассказал. что его дед — Абдували Султаналиевич Курбаналиев, уроженец Кыргызстана, начал свою военную службу в первом национальном наборе Ташкентской военной школы лётчиков в 1923 году. Внук выразил сердечную благодарность военным авиаторам за достойную память о его славном предке.

От имени родственников Исмаилбека Таранчиева выступил Джекшенбай Асанкулович Мамбеталиев. Он рассказал, что Исламбек обучался во Фрунзенском аэроклубе у А. Курбаналиева и Т. Бегельдинова. В 1944 году окончил Оренбургское лётное училище и сразу отбыл на фронт защищать воздушное небо над Ленинградом. Восемнадцатого марта 1944 года он на горящем самолёте со своим стрелком Алексеем Ткачёвым совершил подвиг — врезался в танковую колонну немцев. Через сорок семь лет ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. «Родина не забывает своих мужественных героических сыновей. Я горжусь этим. Исмаилбек стоит рядом со своим учителем, и это приятно вдвойне», — подчеркнул оратор. Завершилось открытие мемориала маршем подразделений части перед бюстами бесстрашных покорителей неба.

На праздничный «десерт» хозяева приготовили авиашоу, на котором была представлена отечественная авиатехника, самолёты, вертолёты, а также современные легкомоторные самолёты и автожиры, которые предоставила частная авиакомпания. Ими называют винтокрылые летательные аппараты, которые используют в качестве подъёмной силы и для полёта свободно вращающийся несущий винт. Весь полёт обеспечивается исключительно принципом авторотации. Эти модели объединяют в себе качества вертолёта и самолёта. Такой гибрид является более подходящим вариантом для авиаторов-любителей, поскольку прост в управлении и не требует огромных знаний. Желающие смогли полетать на этих ультрагиропланах и гирокоптерах.

Транспортный самолёт Ан-26 больше всех пришёлся по душе мальчишкам, которые, задрав головы, сновали возле аэродромной площадки. «Аннушка» летела так низко, что, казалось, вот-вот зацепит верхушки старых высоченных карагачей, что растут тут со времён образования воинской части, но для того и был задуман этот воздушный трюк, чтобы на земле, наблюдая за манёвром экипажа, люди затаили дыхание. Порадовал и подлинный труженик неба вертолёт Ми-8, который дольше всех кружил в лазурном поднебесье. А едва приземлившись, забрал с собой десятка два парашютистов, которые потом внезапно возникли на заоблачном просторе и плавно спустились на землю. Лётчики из российской авиабазы «Кант» на штурмовике Су-25 поразили скоростными виражами и исполнением ряда фигур высшего пилотажа, приветливо махнув, как поётся в любимой всеми поколениями летчиков песне, «серебряным крылом». Железная птица вновь взмывает в небо и проносится, оставляя за собой серебристый след, след надежды и веры в то, что авиационные крылья Кыргызстана обеспечат мир и спокойствие на земле Манаса.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий