Main Menu

Интеграция на Евразийском континенте: преимущества для Кыргызстана

Географическое положение Кыргызстана диктует стать связующим звеном между КНР и ЕАЭС и территорией функционирования совместных предприятий (СП) со странами ЕАЭС и КНР.

Успешной работе таких СП способствуют развитая транспортная инфраструктура, связывающая страны ЕАЭС и КНР, уже существующий рынок сбыта, налаженные торговые связи и экономическая взаимодополняемость в рамках ШОС, что в конечном счёте обеспечит экономический и социальный подъём государств-участников в целом. Этому способствует и претворение в жизнь глобального международного проекта КНР — Нового Шёлкового пути (НШП).

При проведении вышеназванной экономической политики в

республике снизится уровень безработицы и улучшится материальное положение тысяч трудящихся, а также уменьшится эмиграция трудоспособного населения. Через такие СП предстоит создать основу технологичной и индустриальной экономики в соответствии со стандартами ХХI века. Тогда приобретём более широкие возможности и перспективы для позиционирования КР среди стран ЕАЭС и КНР и внесём существенную лепту в производство дорогостоящих и наукоёмких товаров и услуг, в основе которых лежит творческий человеческий капитал.

Разворачивание СП на территории Кыргызстана отвечает духу мирового процесса глобализации, когда крупное производство эффективнее мелкого, особенно в составе транснациональных компаний.

Сегодня на фоне позитивной внутренней и региональной динамики развития, а также растущих глобальных вызовов, требующих укрепления партнёрства, создание СП приобретает всё большее стратегическое значение.

Об этом говорил на недавней встрече на кыргызской земле глав правительств стран ЕАЭС премьер-министр РФ Д. Медведев: «Важное значение имеет совместная работа в сфере инноваций и высоких технологий. Мы начали масштабный проект создания евразийской сети промышленной кооперации. Это позволит предпринимателям наших стран развивать кооперацию в высокотехнологичных сферах. Здесь, конечно, очень важным является переход на цифру во всех сегментах этого рынка. Для этого уже многое сделано, мы рассчитываем на запуск так называемого трансграничного пространства доверия. Его участниками станут и органы государственной власти, и компании, и, самое главное, граждане государств — членов ЕАЭС».

За годы суверенитета в Кыргызстане получили развитие сферы услуг и финансово-экономической инфраструктуры, и нам предстоит, используя перспективу интеграции на экономическом поясе НШП, реанимировать и развивать реальную экономику.

В настоящее время почти все слои населения Кыргызстана первоочередной задачей ставят реанимацию и развитие реальной экономики и ждут от правительства активизации интеграционных процессов с развитыми партнёрами из ЕАЭС и КНР. Сегодня государственная политика Республики направлена на стимулирование проектов реальной экономики и создание рабочих мест. Руководство активно работает в этом магистральном направлении с партнёрами из ближнего и дальнего зарубежья, а также с соотечественниками, имеющими бизнес за рубежом.

Кыргызстан для таких СП может предоставлять развитый энергетический комплекс, бывшие промышленные производственные территории (законсервированные цеха заводов) и терминалы с развитой инфраструктурой, а также трудовые ресурсы (профессиональные кадры).

Для максимально эффективного использования данного потенциала в целях активизации интеграционных процессов на экономическом поясе НШП и реального возрождения экономики Кыргызстана необходимо направить всю энергию народа на процесс разработки и практической реализации государственной промышленной политики.

Хорошо, что за годы суверенитета в стране сохранили систему профессионального образования, то есть функционируют профессионально-технические лицеи, профессиональные колледжи и университеты. Они обеспечивают необходимый качественно-количественный состав кадров для будущих совместных предприятий. Кроме того, есть молодые кадры, работающие в странах ближнего и дальнего зарубежья, — трудовые мигранты, как рабочие, так и менеджеры производства.

В рамках вышеназванной политики интеграции нашей страны на экономическом поясе Нового Шёлкового Пути в первую очередь можно было бы организовать совместные предприятия, охватывающие: хлопкопрядильные и текстильные комбинаты, сигаретные заводы, фабрику первичной обработки шерсти (ПОШ), камвольно-суконный и мясокомбинат. Ликвидация этих предприятий в девяностых годах ХХ столетия по программе PESAC отрицательно сказывается как потерей рабочих мест, так и увеличением импорта продукции. Так, отечественные предприятия Кыргызстана по сравнению с 1990 годом не производят 92 млн. м2 хлопкопрядильной ткани, 12 млн. м2 шерстяной ткани, отсутствие мясокомбинатов снизило в 18 раз производство мяса, в пять раз — колбас, в шесть раз — сливочного масла, ликвидация табачного производства  уменьшила в четыре раза выпуск сигарет.

Нельзя не отметить очень низкий объём доли промышленного производства КР (всего 0,3%) в общей копилке промышленного производства ЕАЭС (в 2018 году — $84,9 млрд.). Как видно, пока мы остаёмся на задворках научно-технического прогресса в ЕАЭС, который двигает процесс глобализации.

Здесь не мешало бы вспомнить недавние — четверть века тому назад — показатели экспортной возможности агропромышленного комплекса КР, когда производилось 20 000 т тонкорунной вымытой шерсти, 1 млн. т сахарной свёклы, 135 тыс. т хлопка, 45 000 т ароматических сортов табака и др.

Мы не должны забывать, что в советский период у нас производилась аппаратура, используемая в космосе (ОКБИКИ), а также успешно работали: Кыргызский горнорудный металлургический комбинат (редкоземельные металлы и оксиды, монокристаллический кремний), Кадамджайский сурьмяной комбинат, машиностроительные заводы имени Ленина и имени Фрунзе, завод физприборов, завод ЭВМ, завод свёрл, электровакуумное объединение «Сетунь» (производство электронной инструментальной техники), Хайдарканский ртутный комбинат, Таш-Кумырский кремниевый завод, Кара-Балтинский горнорудный комбинат (аффинаж золота, переработка уранового концентрата, производство молибдена и его соединений) и др.

К сожалению, от былой агропромышленной и индустриальной базы Кыргызстана почти ничего не осталось, кроме важнейших элементов для возрождения страны — человеческого потенциала и былого опыта работы крупных предприятий. В этом контексте решение проблем развития реальной экономики КР нельзя откладывать в долгий ящик.

Если совместными усилиями воплотится в жизнь вышеназванная идея создания СП, то благодаря этому за короткий отрезок времени нам удастся резко поднять производство реального сектора экономики, существенно повысить уровень экспорта товаров и создать дополнительные рабочие места.

В данном случае в совместных предприятиях надо распространять такие формы сотрудничества, как компенсационные соглашения и производственная кооперация. В семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия, на заре рыночных реформ, Китай успешно использовал эти формы экономического сотрудничества для поднятия экономики страны и имеет большой опыт в этом деле. Как известно, компенсационные соглашения предусматривают получение долгосрочных кредитов для подъёма и возрождения производства, и возврат инвестиций производится за счёт экспорта продукции инвестируемой отрасли.

Кроме того, мы можем предложить огромному рынку КНР и ЕАЭС экологически чистую продукцию, производимую на горных    субальпийских и альпийских лугах (мясо и молочные продукты), а также орехи, плоды, ягоды, сухо-фрукты, виноград, виноматериалы и лекарственные травы.

Природно-рекреационный потенциал КР, его горные экосистемы представляют большой интерес для туристов из дальнего и ближнего зарубежья. Ведь международный туризм в мировой торговле товарами и услугами занимает третье место после экспорта нефти и автомобилей и обеспечивает работой более 200 млн. человек.

В соответствии со стратегией экономического развития «Один пояс, один путь», с моделью сотрудничества с соседними странами нам предстоит активно привлекать туристов из соседнего процветающего Китая с населением 1,3 млрд. человек.

Ведь, по определению ЮНЕСКО, маршрут «Великий Шёлковый путь» признан одним из наиболее перспективных туристических направлений, способных привлечь треть путешественников со всего мира. Поэтому для Кыргызстана, территория которого является частью Великого Шёлкового пути, развитие индустрии туризма вдоль Великой дороги становится особенно актуальным. Здесь можно широко развивать и «зелёный туризм».

Туристам из стран ЕАЭС (России, Казахстана и Беларуси) и КНР предложить отдых в живописных горных туристических регионах, так называемый сельский «зелёный туризм». Это направление может стать интересным не только с точки зрения сохранения культурного наследия кыргызского народа, но и для получения стабильной прибыли в сельском хозяйстве.

В настоящее время в мировой туристической отрасли существует повышенный спрос именно на приключенческий туризм, для которого есть всё необходимое в богатой природе нашего горного края. В Кыргызстане горы, реки, ледники, озёра, леса представляют важное значение для развития горнолыжного спорта, трекинга и рафтинга. Однако горный природно-рекреационный и экономико-социальный потенциал сельской местности Кыргызстана, который позволяет интенсивно развивать сельский «зелёный туризм», пока находится в зачаточном состоянии. Это говорит о необходимости разработки концепции развития агро- и экотуризма в Кыргызской Республике.

Ведь развитие «зелёного туризма» отвечает духу правительственной программы развития регионов. Такой туризм предоставит работу большому количеству людей в сельских регионах, где занятость населения невысока.

Хотя в развитии сельского «зелёного туризма» у нас наработан положительный опыт, например, летний отдых в сочетании с кумысолечением на джайлоо Суусамыра, Сон-Куля и на других горных летних пастбищах, он ещё не получил широкого развития. Такой положительный опыт должен быть распространён по всей стране, особенно в горных регионах.

Чтобы вернуть хотя бы свои прежние позиции, существовавшие до приобретения суверенитета, подняться до уровня развитых стран ЕАЭС, Кыргызстану требуется проделать титаническую работу и привлечь большие инвестиции.

Финансировать совместные предприятия КР и стран ЕАЭС может инвестиционный фонд ЕАЭС. Такой же аналогичный инвестиционный фонд должен работать и с КНР, механизм деятельности вышеназванных инвестиционных фондов должен охватить финансирование СП. Сегодня этому помогает расчётно-клиринговая система для расчётов в национальной валюте, уже функционирующая на территории ЕАЭС без конвертации переводимых средств в доллар США. Эта система позволяет фактически нейтрализовать угрозу возможных экономических санкций США, которым подконтрольна международная платёжная система SWIFT. Существование клиринговой системы, функционирующей без использования доллара, позволяет повысить уровень финансовой самодостаточности стран — членов ЕАЭС.

Первую скрипку в привлечении инвесторов и создании СП с КНР и странами ЕАЭС (Беларусью и РФ) должны играть послы, почётные послы и консулы как МИД Китая, Беларуси и России, так и МИД Кыргызстана. Сама жизнь требует от нашего правительства критически пересмотреть нормативно-правовую основу деятельности и организационно-штатной структуры МИД и посольств в КНР, Беларуси и РФ с акцентом на продвижение «экономической дипломатии». Министерствам иностранных дел наших стран придётся по-новому организовать работу и заняться продвижением приоритетных экономических направлений внешнеэкономического сотрудничества, то есть привлечь в республику транснациональные компании из КНР, Беларуси и России для создания СП.

Дипломатическому корпусу наших стран следует работать в тесном контакте с ассоциацией кластеров и технопарков и особыми экономическими регионами и совместными усилиями открыть зелёный свет для развёртывания особых экономических регионов (ОЭР) в КР. ОЭР — это уникальный инструмент, который позволяет потенциальным инвесторам выбирать наиболее привлекательную инвестиционную площадку в Кыргызстане.

Такая работа должна стать одной из приоритетных задач дипломатов КНР и стран ЕАЭС и её обязательной частью. Дипломатам наших стран надо выработать «дорожную карту» по привлечению инвестиций в развитие реальной экономики КР. Провести мощную аналитическую работу, изучая и отбирая целевые предприятия, реализуя инвестпроекты с доведением до логического конца, то есть функционирования на кыргызской земле конкретного завода и комбината.

Это очень сложная, титаническая работа государственной важности, и она по плечу не каждому дипломату, а потому даёт возможность провести селекцию кадров. Нам нужны кадры, которые умеют делать, а не только красиво говорить. Меньше слов, больше дела. Для поощрения деятельности на этом поприще правительству КР не надо жалеть наград и почестей. Страна должна знать своих героев и ими гордиться.

В мировой практике внешнеполитические ведомства успешно вовлечены в работу по привлечению зарубежных инвестиций, и пора этот опыт применить для развития нашей экономики.

Таким образом, процессы индустриализации КР с помощью организации СП с КНР и ЕАЭС претворятся в жизнь тогда, когда придут транснациональные компании КНР, Беларуси и России на экономический пояс Нового Шёлкового пути, и вместе с ними мы откроем совместные крупные конкуренто-способные производства.

Нурудин КАРАБАЕВ, директор Кыргызского НИИ земледелия,

д. с.-х. н., профессор.






Добавить комментарий