Main Menu

Как человеку воспитанным быть?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, не так уж часто мы отзываемся о ком-то столь лестно. В своё время некоторые даже считали, что «воспитанность» вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие — «образованный человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.

Об авторе

Выпускник философского факультета МГУ им. М. Ломоносова, известный издатель, литературовед, поэт, публицист, личность многостороннего дарования. Работает в Кыргызском национальном университете
им. Ж. Баласагына.

Нет, это не так. Сама жизнь показывает, что образованность ещё не предопределяет воспитанности. И сейчас такое время, когда нам, уча и воспитывая нашу молодёжь, пора всерьёз ставить вопрос и о её «воспитанности». Мы должны не только гордиться знаниями, культурным уровнем нашего молодого поколения, но и быть уверенными, что оно обладает достаточным житейским тактом, умеет вести себя в обществе, вооружено хорошими манерами, которые всегда, в любую эпоху, являются украшением человека, кем бы он ни был.

Так что же такое воспитанность?

Бывает так: собеседник мой хороший, умный человек — это я знаю. Но, как стена, стоит между нами его неумение общаться. Это как в пьесе — роль содержательная, а форма или банальна, или невыразительна, и образ не получается. Я хочу говорить о форме общения человека с человеком.

Ректор Национальной консерватории им. К. Молдобасанова М. Бегалиев

Воспитанность — не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие — обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. Великий русский писатель Антон Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Это превосходные качества, и если они присущи кому-то в старших поколениях, так пусть молодые студенты как дорогое наследие берут эти качества себе и развивают, делая их своими. Чтобы познать человека, нужно его полюбить, писал Людвиг Фейербах.

Мне представляется эталоном таких качеств ректор Национальной консерватории имени Калыя Молдобасанова известный композитор Муратбек Бегалиев. По улице он идёт — залюбуешься. И скромно, и празднично. Он понимает, что люди смотрят на него, что он им даёт радость, и идёт, неся это обязательство своё — не разочаровать людей будничностью, отчуждённостью, невниманием к ним. Он непременно запоминает имена и отчества всех людей, с которыми встречался. Органически уважает людей и всегда интересуется ими. При нём каждая женщина чувствует себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. А мужчины — умными и очень нужными Бегалиеву в данный момент. Да, я думаю, что основное в его обаянии — уважение к людям. Можно ли это в себе воспитать? Не талант ли это? Наверное, в какой-то мере  талант. Но он может проявиться в каждом, в той или иной степени, если, конечно, захотеть отыскать и утвердить его в себе самом, в других. А утверждать мы обязаны. И прежде всего в молодых поколениях.

Профессор КГАФКиС М. Саралаев

Однажды на Безымянной улице возле Ортосайского рынка девочка лет восьми толкнула меня локтем, наступила на ногу и спокойно пошла дальше. Я сказал: «Почему ты не извинилась?» Мать набросилась на меня: «Вы что моей девочке делаете замечания? Подумаешь, нежный какой!» Девочка была матерью оправдана. Любовь материнская оказалась неразумной. Девочка ушла, сияя от своей победы. А я подумал с горечью: милая на вид девчушка, а вырастет невоспитанной. Высокое образование может получить, а подлинной интеллигентности в ней не будет. И всё потому, что не воспитывается с детства. А виноваты в этом прежде всего родители. Ведь на них-то главная ответственность за то, каким будет человек. Философ Клод Гельвеций утверждал «…Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Как-то я прочёл такой рассказ. В Париже в Лувр по утрам приходили бездомные и нищие, отогревались. Вот так стояла старушка. Рядом над копией работала художница. Она вдруг встала, принесла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошёл к художнице и сказал: «Мерси, мадам». И со счастливым лицом вернулся к матери.

Меня увлекло в этом рассказе всё — и поведение художницы, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку — великодушие и подлинное благородство.

Эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Тут не нужно высоких слов. Мужчина пусть уступит место в автобусе женщине, особенно пожилой. Это должно быть естественно и привычно, как требуют законы элементарной порядочности. И вовсе нет причин умиляться подобным её проявлениям,  как мы порой делаем. Однажды у входной двери в наш Национальный университет я столкнулся с незнакомым молодым человеком. Я на минуту задержался: пусть уж проходит первым. А он остановился, отступил, открыл передо мной дверь и сказал: «Пожалуйста». Боже ты мой! Как я его благодарил! А из-за чего? Ведь это самое минимальное, естественное внимание к человеку, да ещё старшему. Вежливость самая простая. Конечно, она ценится. «Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешёво, как вежливость, а также доброе слово, сказанное людям. Почаще бы нам говорить друг другу такие слова! Короткое «спасибо» имеет волшебную силу объединять людей, пробуждать в них доброту», — пишет ректор нашего университета Канат Садыков.

Спикер легендарного парламента М. Шеримкулов

Однажды мы ждали маршрутное такси после вечерних занятий. Впереди — двое молодых людей, за ними женщина, не старая, не молодая. Видимо, все они стояли давно и очень замёрзли. Подъехала машина. Молодые люди, не сговариваясь, повернулись к женщине. «Садитесь, — сказал один из них. — Мы видим, вы очень замёрзли». Женщина благодарно прошла первой в машину. «Спасибо вам», — сказала просто и сердечно. Коротенькая благодарность, но как возвысились в собственных глазах эти юноши и вместе с ними все мы. Очередь стала доброй-доброй и очень терпеливой. Общее «спасибо» как по волшебству объединило людей. Это мелочи? Нет. Радость жизни. Весёлый день.

Меня всегда оскорбляет цинизм, особенно среди студенчества. Некоторые считают, что быть циником — значит выглядеть умным и современным: всё отрицать, надо всем посмеиваться. При таком отношении к жизни нет необходимости утруждать себя мыслями. Не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать и ни за что не чувствовать ответственности. Я считаю цинизм глубоким проявлением невоспитанности, отсутствием подлинной внутренней культуры, неуважением к людям и обществу. Это опасная болезнь. Она — порождение тяжёлых социальных условий и нравов массовой культуры современного переходного общества.

Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо ещё делать его хорошо. В уже зрелые годы я однажды сам получил такой урок. Только что поступил на работу в КГАФКиС, шагаю по коридору, а навстречу мне живая легенда академии — профессор Марат Кыдыкеевич Саралаев.

Я впервые увидел его так близко. Идёт обаятельно-спортивный и красивый. Смотрит на меня с высоты своего маленького роста. Сердце моё замерло от восторга и волнения. И вдруг вся его маленькая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. «Вы умеете ходить по академии?» — спрашивает. И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены актового зала. А там, может быть, идёт репетиция. Значит, надо ходить очень-очень тихо». Не столько его слова, сколько лёгкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!

Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине… Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека — значит, унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. В Бишкеке работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. И вдруг тебе раздражённо: «Набирайте правильно! Не мешайте работать». И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. Телефонное недоразумение, а человек в нём не уронил своего человеческого достоинства.

Бывает так: все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своём, и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает.

Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью — значит понять её, обогатить себя. Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого», — говорил Цицерон.

Бывает, что мы не спорим, а навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением. Спикер легендарного парламента Медеткан Шеримкулов даже со своими идейными противниками спорил, выслушивая и убеждая, а не навязывая своего личного мнения. Он говорил: надо выслушать и другую сторону. Это культура взаимоотношений.

Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. Торопимся, даже слов не договариваем. Не всегда умеем ещё гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красив. Хотя, к сожалению, в него вносят много вульгарности, уличности и даже грубости.

Бывает, что вышестоящий по должности считает допустимым нижестоящему говорить «ты», а в ответ получать уважительное «вы». Это унизительно и недостойно нашего времени. Это горькое эхо семейно-режимных канцелярий и казённых приказов. Подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с высокомерием, основанным на табели о рангах и чинах.

Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всём своём поведении он естественен и прост.

Иногда на сцене пытаются изобразить общество экстравоспитанных людей. Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. И эта мещанская примитивная изломанность выдаётся за высший класс поведения. А подлинный «высший класс» воспитанности — простота, естественность и непринуждённость.

Мы не имеем права в культуре общественного поведения чем-то уступать другим. Не только глубокая идейность, знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения современного человека должны быть на уровне того прогресса, который несёт в себе наше кыргызское общество, устремлённое к демократии.

Я уверен, что в наших школах и вузах необходимо ввести особый предмет по культуре поведения в обществе. Ведь всерьёз мы до сих пор этой очень важной проблемой не занимаемся. Как будут благодарны сотни тысяч молодых людей, если, положим, издательство выпустит большим тиражом хорошую умную книжку по культурологии, которая раскроет перед ними основные особенности современного этикета, научит правильно, красиво, достойно представлять себя среди людей. Такая книга могла бы стать хорошим учебным пособием для классных руководителей в школах, преподавателей и кураторов в вузах, широкого круга воспитателей в молодёжной среде.

Быть среди людей, быть человеком каждый день — великое счастье. Пусть испытают это счастье все.

Калыс ИШИМКАНОВ.



« (Previous News)



Добавить комментарий