Тульский Токарева

В конце 1970-х годов новичок в угро Асан Албанов обслуживал западную зону кыргызской столицы, большую территорию вокруг нынешнего Аламединского рынка. Под руководством старших товарищей — Вениамина Крупнова и Токона Абдылдаева, чьи имена сейчас значатся среди легенд сыска.
Албанов пахал сутками: «земля» досталась бедовая, что ни день — кражи, грабежи, угоны. В разработке находилась группа «неуловимых». По почерку — работают одни и те же. Но никаких следов. И вот однажды, проводя подворный обход, лейтенант едва не стал свидетелем ещё одного преступления. На Парковой из ворот дома с криком о помощи выскочила девушка, обнаружившая недавнюю кражу.
Утром шёл снег, а потому следы азиатских галош отпечатались чётко. Опер прошёл по ним до соседнего переулка и уткнулся в развалюху-барак. Жильцов давно расселили, а вот снести «строение» руки не доходили. Здесь, за сваями, и обнаружилось краденое. И сама собой пришла мысль о засаде. Куда в первую же ночь воришка и угодил.
17-летний Даутов держался дерзко, признавал только то, за что попался. Соучастников скрывал, «включил» крутого. Допрашивая, профессионалы применяли и кнут, и пряник: давили, кормили, пугали, уговаривали, играли в плохого-хорошего полицейского — всё без толку. Устав, старшие товарищи пошли перекусить. Асан же продолжил «беседу». Чуть раньше приметил сыщик, что задержанный настораживается, как только упоминают маму. На этом решил сыграть и пригрозил обыском в доме, где она вместе с сыном проживала.
— Без меня не ходите, — взмолился парень, — мать — сердечница, помереть может.
— Ладно, а что взамен?
— Ствол ТТ, подойдёт?
Это сулило большую удачу. Сегодня-то оружия всех видов у криминала полно, тогда же изъять у урки боевой пистолет, да ещё ТТ — считай, крупно повезло, премией пахнет. А если его уже применяли, то и преступление удастся раскрыть, и покруче награда светит.
Ходили слухи, что в 1930-х годах на Тульском оружейном заводе втихую выпустили несколько сотен изготовленных конструктором Токаревым пистолетов этой марки. Без серийных номеров, с таким расчётом, чтобы узнать, кому принадлежал, было невозможно. Предназначались «левые» стволы нелегалам из зарубежной агентуры ОГПУ-НКВД для устранения «классовых врагов», но немало их попало и к уголовникам. Возможно, один из таких ТТ предстояло изъять.
Едва дождавшись старших, Албанов поведал, как добыл информацию. «Старики» похвалили и, получив санкцию, направились с обыском. Перво-наперво, как обещали, вместе с задержанным успокоили мать. Пожилую женщину усадили в кресло, специально привезённого врача приставили. Всё, можно приступать.
Вскоре обнаружились вещдоки с разных краж: одежда, хрустальная ваза с едва заметным
сколом, магнитофон. Потом Албанов обнаружил ещё пахнувший порохом обрез. На вопрос о пистолете несовершеннолетний воришка уверенно показал на книжную полку в серванте. Но ствола там не оказалось.
— Мама, ты что, пистолет перепрятала?!
— Да не знаю я ничего, сынок.
А сама глазами в пол указывает.
Ногой отодвинув старенький палас, Асан увидел вход в подпол. Поддев обрезом, успел потянуть щеколду крышки, как она внезапно резко отскочила и в комнатушку с пистолетом в руке ужом протиснулся матёрый рецидивист, чья фотография украшала стенды «Их разыскивает милиция»!
Это ж надо, чтоб так совпало?! Как позже выяснилось, за пять минут до приезда оперативной группы главарь шайки пришёл забрать ТТ.
«Постреляю, менты!» — и — дёрг затвором, дуло — на понятых. Те замерли, бандит же уже тянулся спустить курок. Времени доставать табельный «Макаров» не оставалось. Вскинув обрез, не целясь, Албанов дёрнул спуск. Громыхнуло! Отдача швырнула в стену. Контузило.
Раненный преступник рухнул, «Токарев» отлетел в сторону, его тут же подхватил Крупнов.
Потом долго разбирались с прокуратурой. Той всё хотелось знать, почему опер стрелял «из подручных средств», служебным пистолетом не воспользовался? Ну как объяснить кабинетным бюрократам, что счёт шёл на доли секунды, на волоске висели как минимум две человеческие жизни?! Конец проверкам наступил только через полгода благодаря вмешательству высокого милицейского начальства из самой Москвы.
По совокупности совершённых преступлений рецидивист получил десять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Но через шесть лет оказался на свободе. Условно-досрочно. А через месяц, перебрав наркоты, угнал Камаз и насмерть сбил беременную женщину, переходившую дорогу с дочкой. Успей Албанов тогда прицелиться, этих жертв можно было бы избежать.
Александр ЗЕЛИЧЕНКО.
Related News
Кто кого? Каково!
Скажите, потряся своей эрудицией, кто в героической эпопее Льва Николаевича является сюжетообразующим персонажем? — …Read More
С русской книгой в руке
Мой сборник рассказов и размышлений «Брифинг» вышел в свет в 2020 году в Санкт-Петербургском издательствеRead More