Main Menu

Не стоит бросать вёсла

Мысли вслух об угрозах национальной безопасности и путях их преодоления

Пожалуй, первая из угроз — всё ещё сохраняющаяся опасность  термоядерного пожара. Призрак «судного дня», глобального уничтожения всех по-прежнему бродит по планете. Возможность возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны. Люди Земли не перестали быть заложниками атомной мифологии и ядерных маньяков. К сожалению, далеко не все осознали, что ядерная мощь не столько мускулы — сколько раковая опухоль. Заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души… всё окажется бессильным перед развёрстой пастью атомного чудовища. Это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка реальности. Волнения в соседнем Казахстане, нестабильность в Венесуэле и Гонконге, ситуация в Грузии и  Армении, опасное положение на таджикско-афганской и афганско-туркменской границах, неугасающие войны в Сирии, на северо-востоке Украины могут стать запалом для новой всемирной войны, в которой не будет победителя. Сможет ли Кыргызстан противостоять этим внешним вызовам и угрозам?

Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Тонкая кожура земного шара — нашей колыбели и  обители, в опасности. Отношения человека и природы по своей значимости начинают перекрывать экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения. Экология должна стать первой парадигмой политики, главной определяющей экономических усилий, предметом первостепенного внимания отечественных идеологов и теоретиков. Есть индийская пословица, которая гласит: «Когда вы убьёте последнего зверя и отравите последний ручей, тогда вы поймёте, что деньгами питаться нельзя». Мудрое, надо сказать, изречение. К нему стоит прислушаться.

Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа — та экологическая ниша, в которой мы живём, но и наша «внутренняя» природа: организм, плоть. Тело — вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот мир и оставляем бренные телесные останки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.

Расшатывание национального генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это только первые напоминания о грозящих бедах.

Наконец, четвёртая, не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности. Нет  сейчас надёжных социальных теорий и философских концепций, в рамках которых можно было бы как-то более или менее определённо охарактеризовать наше сегодня и тем более — завтра.

«Когда вы убьёте последнего зверя и отравите последний ручей, тогда поймёте, что деньгами питаться нельзя».

Индийская пословица.

Нет свежего взгляда на мир. Кыргызское общество утратило смысл. Никто из   отечественных философов не нащупал путеводной нити масштабного миросозидающего характера. Иногда говорят, что к нам пришли ещё из XIX столетия две идеи, достойные быть названными глобальными. Понимая, что это сильное упрощение, всё же можно с таким утверждением согласиться. Одна идея — социалистическая, другая — научно-технологическая. Считалось, что, опираясь на них, партии социал-демократического толка построят справедливое общество, обретут полноту жизни, утвердят свободу и достоинство личности. Однако обе идеи столкнулись с границами, поставленными биосферными глобальными возможностями человеческого бытия. Благородна была давняя исконная мечта людей об обществе справедливости, реального социального равенства,  удовлетворения всех запросов — духовных и материальных. Я говорю об идее социалистического преобразования. Но увы. Пример советской страны и ряда других государств, пошедших за нами, показал её внутреннюю уязвимость.

Есть самый простой расчёт: если стандарт потребления 5 миллионов аутсайдеров поднять до уровня  «золотого миллиарда», то за 50 лет надо удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. При этом не следует забывать, что к 2030 году человечество  как минимум удвоится. При существующих технологиях и потребительских запросах  биосфера планеты этого просто не выдержит.

Социал-демократическая идея в Кыргызстане поднимала на щит социальную справедливость, технократическая  — экономическую эффективность. Их сопряжение, органическое объединение на сегодня не удаётся. А новых — ярких, принципиальных, объединяющих — идей наше время, увы, не породило. Такова судьба светских идей, научных и философско-социологических.

Религии же или эзотерические учения западных и восточных оттенков, как им и положено, зовут в «мир иной». Однако несмотря на внешнее обилие неорелигий (типа «мунизма» или «бахаизма») многоликое сектантство, в мировых религиях   принципиально новых идей нет. Всё  выглядящее как «новации»  — лишь перелицовка традиционалистских, канонических положений, пришедших из прошлого, подчас очень давнего прошлого. Поэтому кыргызское общество  сейчас в каком-то идейном вакууме.

Однако не стоит впадать в беспросветный пессимизм. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но всё же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем «оптимистам», которые во время крайне опасного политического противостояния со стороны бывшего президента А. Атамбаева утешают: граждане, не волнуйтесь, всё утрясётся.

Все мы стали как бы невольниками на галере — она пропахла селёдкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребём не в ту сторону. И всё же. Не следует бросать вёсла. Главное — не отчаиваться.

Все мы стали как бы невольниками на галере — она пропахла селёдкой, на ней слишком много надсмотрщиков, и, возможно, мы гребём не в ту сторону. И всё же. Не следует бросать вёсла. Главное — не отчаиваться. Можно уверенно указать на определённые предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий и отведения вселенской угрозы от Кыргызстана. Первая такая предпосылка — это развёртывание информационной цифровизации и ставка на зелёную экономику, что хорошо различимо в политике действующего Президента Сооронбая Жээнбекова. Вторая предпосылка — курс на выстраивание социально защищённой экономики, убеждённым сторонником которой является  С. Жээнбеков. Направление общего поиска оптимального хозяйственного устройства, соотношения плана и рынка в основных чертах уже определилось. И это послужит нахождению баланса между экономической эффективностью  и социальной справедливостью,  решению наших региональных проблем.

Третья предпосылка — провозглашение принципа ненасилия, демократического согласия как основы жизни общества, выстраивания отношений между группами, этносами. На таком же принципе выстраивается внешняя политика Кыргызстана.  Как ни прискорбно, агрессия, насилие, революции, перевороты, кровь сопровождают историю нашего народа. Однако многие масштабные мыслители от Махатмы Ганди и  Мартина Лютера Кинга до Чингиза Айтматова и Папы Римского полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не обязательно играют ведущую роль в человеческих и межличностных мотивациях. Над альтруистическими идеями Ганди и Кинга, над призывами Айтматова к ненасилию усмехались циники и приземлённые прагматики. Сегодня тоже немало тех, кто утверждает, что рост насилия — определяющая тенденция действительности. Говорят, что нужен новый межконфессиональный и межкультурный мессия, только он разорвёт кольцо вражды и ненависти.

Да, мы все свидетели сложившейся политической коллизии между действующей властью и бывшей. Однако обязательно должна пробить себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, взаимоприемлемых решений во имя сохранения кыргызской государственности.

Как метко заметил доктор политологических наук Мэлс Табалдиев, «тот политик, который верит в ненасилие, — тот  глубоко верит в будущее». «Сила лишь солому ломит» — говорит русская пословица. «Сила есть — ума не надо» — этим правилом у нас, к сожалению, искони пользовались и государственные  мужи, и военные чины, и криминальные авторитеты, и семейные деспоты. Однако времена меняются. На место грубой физической силы приходит нравственная — сила правды.

К миру без права на политическое рейдерство должны стремиться обе конфликтующие стороны. Идеал ненасилия, о котором говорили многие — от Иисуса Христа до Ленина, может перестать быть манящей далёкой целью и на самом  деле превратиться в генератора добрых человеческих отношений именно в нашей стране, где есть позитивный пример мирной передачи власти. Этого никогда забывать не надо.

Четвёртая предпосылка — объединительные процессы нашей духовной жизни как в религиозном, так и в светском вариантах. С немалыми издержками идёт поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, западный менталитет и восточный этикет. Попытки идейного сближения, взаимопонимания ещё очень слабы, неуверенны, наталкиваются на упорное сопротивление фундаменталистов и реваншистов всех окрасок, но всё-таки начался и идёт процесс принятия толерантности.

Толерантность — признание того, что кыргызское общество многомерно, пёстро и иным быть не может.

Поэтому следующий, 2020 год я предложил бы объявить в нашей стране Годом толерантности.

Пятая предпосылка — продолжающаяся межэтническая и межкультурная интеграция в нашей стране. Всё шире развёртывается универсализация культурной жизни всех регионов на фоне обеспечения их самобытности. Широкие внутримиграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок этнических групп друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» регионов встречаются всё реже (хотя они и не исчезли).

Последняя по счёту, но не по значимости предпосылка — намечающийся прорыв в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие учёные современности считают, что мы перед лицом новой Вселенной, новой природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворённости к состоянию озадаченности и удивления.

Завершая изложение зримых надежд, скажу о необходимости конструирования  универсальных нравственных принципов, укрепляющих всенациональную солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными национальными ценностями, не помноженное на идею блага народа, не утверждающее справедливость, может привести к окончательной  гибели кыргызской государственности. Таковы возможности выхода из глобального кризиса, в который мы, кыргызстанцы,  погружены.

Калыс ИШИМКАНОВ.






Добавить комментарий