Main Menu

Открыть в себе учёного

Студенты трёх стран будут изучать Центральную Азию

Учёные историки, этнографы, экологи и экономисты Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана разработали новый спецкурс для магистрантов «Картина мира Центральной Азии: история и современность». Недавно в КГУ им. Арабаева завершилась его апробация. Одна из тех, кто его активно продвигает, доктор исторических наук профессор университета Назира КУРБАНОВА.

— Назира Умаровна, расскажите, пожалуйста, о новом курсе. Какое отношение имеет к нему Университет Центральной Азии в Нарыне?

— Нам очень повезло, что попали в проект «Человековедение» Организации Ага Хана по развитию, частью которого и является создание и продвижение новой дисциплины. Общеизвестно, что идеология всех проектов Ага Хана направлена на стимулирование социально-экономического развития Центральной Азии, особенно государств с переходной экономикой, путём предоставления высшего образования, инновационных образовательных и исследовательских программ.

Почему Университет Центральной Азии? Это светский вуз, он имеет высокий статус — зарегистрирован в ООН после подписания учредительных документов президентами трёх центральноазиатских государств — Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Его Высочеством Ага Ханом и ратификации парламентами вышеотмеченных государств. Президенты имеют статус покровителей УЦА, Ага Хан — канцлера университета. Но жители нашей республики больше знают УЦА по кампусу в Нарыне. Знакомство с ним даже по сайту показывает, что это образцовый вуз, отвечающий международным стандартам, со всеми условиями для студентов и преподавателей.

УЦА опирается на поддержку Организации Ага Хана по развитию, одной из задач которой является поддержка горных сообществ, и работает в тесном взаимодействии с ней. Считается, что даже расположение кампусов УЦА целенаправленно выбрано на Великом Шёлковом пути, через который в древности не только следовали товары, но и происходил обмен знаниями, культурой. Поэтому кампусы УЦА стоят у подножья Тянь-Шаньских и Памирских гор: в Нарыне и Хороге (Таджикистан). А в 2022 году ожидается открытие городка в Казахстане. Так, расположив свои кампусы среди горных сообществ, УЦА планирует быть в самом центре интеллектуальных и экономических преобразований.

— Вы тоже участвовали в разработке курса?

— Нет, вместе с коллегой, доктором исторических наук Айнагуль Жоошбековой мы проводили апробацию у нас в университете. По отзывам студентов, они многому научились, многое узнали, теперь могут использовать в дальнейшей работе.

В конце курса мы с Айнагуль Рысбаевной проанализировали учебные материалы, подготовили отчёт по результатам апробации и предоставили письменные рекомендации по улучшению курса. Аналогичное проделано в Казахстане и Таджикистане.

— Что интересного и полезного узнают из содержания курса магистранты?

— Учёные — авторы учебных материалов, поделились результатами своих исследований о культуре, традициях, укладе кыргызов, таджиков и казахов, о состоянии экосистем и экономик региона. Например, дают ответ на вопрос, почему в Великой степи с незапамятных времён существует и не меркнет в тысячелетиях уникальная традиция трепетного и уважительного отношения к старшим? Какие удивительные тайны хранит «Авеста»? Каким образом денежные переводы мигрантов, приносящие краткосрочные выгоды, в перспективе могут привести к феномену, подобному «голландской болезни»? Почему структура и объёмы импорта в страны региона нуждаются в резком изменении? Очень много даётся фактического материала. Это позволяет магистрантам сопоставлять, сравнивать, выявлять сходство и различия в прошлом, настоящем, прогнозировать будущее. Предмет интересен ещё и тем, что знания представлены на стыке наук, гарантирующих профессиональную мобильность. Кроме того, ребята приобретают навыки академического письма, проведения исследований, что очень важно для будущего учёного.

— Почему для апробации курса выбрали ваш университет?

— На это есть несколько причин. Во-первых, у нас сложился высокопрофессиональный дружный коллектив, мотивированный на успех. Многие — авторы известных школьных и вузовских учебников, научных разработок. К примеру, по итогам 2018 года коллектив трёх авторов удостоился Государственной премии Кыргызстана в области науки и техники. Во-вторых, уже более 20 лет КГУ является партнёром проекта Ага Хана «Человековедение», благодаря чему реализованы другие интересные образовательные проекты, включая выставки, конкурсы. Одним из первых наших совместных шагов стало открытие в университете в 1997 году Ресурсного центра Ага Хана. Для того времени наличие центра, оборудованного современными компьютерами, с большим количеством интересной учебной литературы, красочных энциклопедий, словарей по разным направлениям науки и культуры, предоставленных в распоряжение студентов, — это было круто. Кроме того, наши преподаватели участвовали в разработке предмета «Граждановедение» в рамках проекта Ага Хана. Сегодня он внедрён в учебный план нашего факультета.

— Будет ли новый курс апробироваться в самом УЦА и в двух других странах — участницах проекта: Казахстане и Таджикистане, или там сразу перейдут к внедрению?

— Апробация прошла также в Институте истории и этнографии им. Чокана Валиханова Академии наук Казахстана и в Институте истории Академии наук Таджикистана. Судя по положительным отзывам, предмет, по всей вероятности, внедрят и в других вузах, в том числе в самом УЦА.

Коллеги-преподаватели знают, что процесс внедрения новой дисциплины в поствузовские учебные планы, утверждённые в соответствии с образовательными стандартами, непрост. Внесение же «Картины мира Центральной Азии…» в учебные планы облегчилось в связи с тем, что в магистратуре университета шёл процесс совершенствования основных образовательных программ. К тому же в нашем вузе нет бюрократических препон и инновации всегда приветствуются. Так что теперь магистранты будут изучать курс «Картина мира Центральной Азии: история и современность» в качестве обязательного предмета.

— Предусматривается ли исследовательская, полевая деятельность самих студентов, или они будут только поглощать лекции преподавателей?

— Да, предусматривается, во всех трёх областях: истории, экологии, экономике. На мой взгляд, это самая интересная часть нашего проекта. Магистранты под руководством своих наставников будут проводить полевые исследования у себя на родине, а потом презентовать результаты перед участниками проекта из других стран. У нас в вузе выбор пал на Шанигуль Рахимбекову, Айжамал Асан кызы и Омурбека Карабекова — отличников учёбы, надеемся, они нас не подведут.

 — Вы много и активно общаетесь с коллегами из Таджикистана и Казахстана. Сравните, пожалуйста, как у них и у нас поддерживается государством исследовательская деятельность?

— Учёные Таджикистана довольны своим положением и той поддержкой, которую государство оказывает науке и образованию. Во всяком случае, они так говорят. Однако в Казахстане условия для научной деятельности намного лучше, чем у нас: на проведение исследований выделяются значительные грантовые средства. К примеру, на недавней встрече наши казахские коллеги презентовали многослойную интерактивную научную историко-этнографическую карту «Народ Казахстана» с использованием космических снимков, топографических карт на основе геоинформационных систем. Воссоздаётся вся история страны с древнейших времён по настоящее время. Карта открывается словами Первого Президента Н. Назарбаева: «Электронная карта наглядно, детально покажет процесс консолидации всех национальностей на древней казахской земле с учётом особой государствообразующей миссии казахской нации». Идеологический посыл понятен. Именно по поручению Н. Назарбаева выделили масштабные государственные ассигнования, создали рабочую группу из числа известных учёных, экспертов, картографов, программистов, которые и создали такой замечательный познавательный ресурс, где каждый желающий может получить информацию.

Ещё один красноречивый факт, который говорит о востребованности науки в Казахстане. Если несколько лет тому назад все семь сотрудников Института истории и этнографии им. Ч. Валиханова, как рассказывает его нынешний директор профессор З. Кабульдинов, были отправлены из-за отсутствия финансирования в отпуска без содержания, то сегодня его штат разросся до 37 чел. Причина проста — коллектив разработал проекты на актуальные темы и выиграл гранты. Только З. Кабульдинов написал 30 проектов, из которых отобрали 17. В результате пришлось не только отзывать сотрудников из отпуска, но и набирать новых. Сегодня коллеги довольны своей работой, исследуемой тематикой и, конечно же, заработной платой.

Назгуль АСАНАЛИЕВА.






Добавить комментарий