Main Menu

ФУНДАМЕНТ ФЕМИДЫ БЕДСТВУЕТ…

Не всем известно, что Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики занимается не только лишь материально-техническим обеспечением высшей судебной инстанции и местных судов и исполнением исполнительных листов, а еще и ведет многогранную работу, о которой общество порой даже не догадывается.  Вот о ней мы и попросили рассказать его директора Алтынбека ТАДЖИБАЕВА.


— Вы недавно назначены на эту должность, с чего начали? Ведь от прежних руководителей вам досталось незавидное  хозяйство: деньги уходили непонятно на что и куда, судебные акты исполнялись из рук вон плохо, вымогательство со стороны судебных исполнителей стало едва ли не нормой…
— С первых дней работы в должности руководителя я поставил перед коллективом задачу добиться максимальных результатов по исполнению судебных актов, материально-техническому обеспечению деятельности местных судов, пресечению и недопущению коррупции. Ведь Судебный департамент — это фундамент Фемиды.
Начал с оптимизации структуры Судебного департамента, эффективной расстановки кадров с учетом возложенных законодательством задач. 26 марта 2012 года утверждена структура центрального аппарата, областных управлений департамента и подразделений служб судебных исполнителей. Запланировано проведение аттестации служащих системы СД и местных судов, последний раз она проводилась шесть лет назад.
На сегодня вновь образованная аттестационно-конкурсная комиссия Судебного департамента завершила открытые конкурсы на замещение 35 должностей в центральном аппарате и территориальных подразделениях. Комиссия по классным чинам рассмотрела более 270 представлений, 264 сотрудникам СД и аппарата местных судов присвоены соответствующие специальные классные чины.
— Это правда, что до недавнего времени Судебный департамент работал, что называется, вслепую, не имея нормативно-правовой базы?
— К сожалению, да. Сегодня мы уже имеем положения «Об аппарате местных судов КР», «Об областных управлениях Судебного департамента при ВС КР», «О подразделениях служб судебных исполнителей КР», «Об общественных помощниках системы Судебного департамента», «О присяжных заседателях в судах КР», «Об администраторе суда»,  «О специальной форменной одежде и знаках различия государственных служащих Судебного департамента при Верховном суде КР». К последнему разработана эмблема Судебного департамента.
Делопроизводство в аппарате СД осуществляется в соответствии с инструкцией, которую мы согласовали с экспертно-проверочной методической комиссией (ЭПМК) Центрального государственного архива Кыргызской Республики и утвердили приказом Судебного департамента от 27 марта 2012 года. Документооборот осуществляет автоматизированная система контроля исполнения документов (АСКИД). В целях внедрения электронного документооборота во всех структурных подразделениях специалисты общего отдела с июня текущего года проходят соответствующее обучение.
Также мы уделяем серьезное внимание развитию государственного языка, для чего проводим аппаратные мероприятия по ведению делопроизводства на государственном языке с привлечением преподавателя КГЮА.
— Представители Фемиды постоянно жалуются на неустроенность.  Решаете ли вы проблему обеспечения местных судов соответствующими зданиями?
— В республике не имеется ни одного здания, которое бы отвечало современным требованиям и было построено специально для суда. Суды в основном размещены в зданиях, ранее принадлежавших другим государственным органам, учебным заведениям, детским садам и т. д. Отправители правосудия  в некоторых судах Бишкека размещены в одном кабинете со своими помощниками и секретарями судебных заседаний. Даже сегодня отдельные суды работают в аварийных зданиях, к примеру, Ошский городской, Чон-Алайский районный.
Служебный автотранспорт местных судов — это еще одна больная тема: 22 местных суда не имеют служебных автомашин, более 50% автомашин ранее 1995 года выпуска.
Однако Судебный департамент самостоятельно, без участия правительства эти проблемы решить не в состоянии. О бедственном положении судов первым лицам страны известно.
— Алтынбек Каримжанович, вернемся к кадровой теме. То, что вы провели аттестацию, многим дали классные чины, — замечательно. Но удержит ли смехотворная зарплата от поиска лучшей доли судебных исполнителей, помощников судей, секретарей, в основном имеющих высшее образование?
— Вы правы, заработная плата со всеми надбавками помощника судьи составляет 3 800, секретаря судебного заседания — 3 200, судебного исполнителя — 3 900, а технического персонала — 2 720 сомов. В последний раз заработная плата сотрудников аппарата местных судов повышалась пять лет назад, тогда  их оклады едва превышали   1 000 сомов.
При среднемесячной заработной плате 8 366 сомов (данные Нацстаткома) и минимальной прожиточной корзине 3 800 сомов  на человека  необходимо повысить заработную плату работников аппарата местных судов и системы Судебного департамента как минимум в три раза.
Можно было бы увеличить заработную плату за счет сокращения штатов, но мы считаем это нецелесообразным, поскольку количество помощников судей, секретарей судебных заседаний и судебных исполнителей должно соответствовать количеству судей. На сегодня штатная численность, например, судебных исполнителей по республике составляет 194 единицы, тогда как количество судей местных судов составляет 401. Судебные исполнители работают с огромной нагрузкой.
В стране проживает около 5,5 млн. человек, то есть на 28 350 человек приходится один судебный исполнитель. Для сравнения:  в России в 2008 году на одного судебного пристава-исполнителя приходилось 6 000 человек. Поэтому нашей первоочередной задачей на сегодня является повышение заработной платы судебных исполнителей и работников аппарата местных судов.
В Жогорку Кенеш, правительство и Президенту мы направили обращения с просьбой о повышении заработной платы работникам аппарата местных судов и Судебного департамента.
— Помимо этого огромного поля деятельности, вы, как уполномоченный орган, осуществляете организационное, материальное, техническое и методическое обеспечение деятельности Совета по отбору судей Кыргызской Республики.  При этом законодатель «забыл» заложить для совета бюджет. Как вам удается выкручиваться, ведь денег требуется  не один десяток миллионов?
— Действительно, совет — наша основная головная боль. Предполагалось, что он, как общественная организация, будет функционировать на общественных началах. На деле оказалось, что это невозможно.
Тем не менее, не имея специально предусмотренных бюджетных финансовых средств, мы обеспечили полноценную деятельность совета:  аренду помещений, размещение приезжих членов совета в гостиницах, их питание, командировочные расходы, услуги средств массовой информации по размещению объявлений и решений совета, обновление интернет-сайта, аудио- и видеозапись заседаний совета, оргтехнику и расходные материалы, обеспечение бланочной продукцией, питьевой водой.  Для этого вот уже в течение  года все затраты на сумму более 4 млн. сомов  покрываем «в долг» в основном из средств, предназначенных для местных судов.
В правительство, Жогорку Кенеш и Президенту страны мы направили проекты распоряжений и постановлений с обоснованием  дополнительного финансирования Судебного департамента, в последующем неоднократно обращались в государственные органы.
Так, в сентябре прошлого, январе 2012 года Президенту и в Жогорку Кенеш направлены проекты законов о внесении дополнений в Закон «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики», которыми предусматривается возмещение транспортных расходов, выплаты командировочных и денежное вознаграждение членам совета.
Кроме этого, нужны были деньги на аренду конференц-залов, оргтехнику, расходные материалы…
На недавней встрече с членами совета глава государства четко обозначил свою позицию, высказав мнение, что работа государственной важности не может выполняться на общественных началах, она должна достойно оплачиваться. Президент обещал взять под личный контроль финансирование совета. Появилась надежда, что эта проблема будет решена в ближайшее время.
— А что с гостиничным комплексом «Иссык-Куль», помещения которого распоряжением Президента переходного периода были    предоставлены совету для проведения заседаний и размещения членов совета из числа судей?
—  В том-то и дело, что гостиница предоставляла услуги на платной основе. И они оказались кратно дороже частных, расположенных в центре столицы, куда добираться проще. Поэтому пришлось отказаться от услуг «Иссык-Куля» и искать другие приемлемые варианты.
— Говорят, совет успешно использует грантовые средства международных организаций…
— Да, законом Совету по отбору судей дано право привлекать различные гранты в целях улучшения материально-технического обеспечения его деятельности. Мы направили письма в ЮСАИД, ГТЦ, ООН, ОБСЕ, IDLO, МФК, Азиатский банк развития, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Фонд «Сорос-Кыргызстан», провели с донорами этих организаций ряд встреч.
На наши обращения откликнулись: Международная организация по праву развития (IDLO) оказала помощь на  45 тыс. сомов, на них мы приобрели аудиоустройства; Германское общество международного сотрудничества (GIZ) оказало совету помощь в виде предоставления услуг экспертов; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОSCE) оплатила аренду конференц-зала гостиницы «Достук» на срок с  25 июля по 5 августа 2011 года; Фонд «Сорос-Кыргызстан», ОБСЕ, ПРООН оплатили проведение «круглых столов» в гостинице «Парк-Отель» с      5 по 7 и 13 сентября 2011 года; Фонд «Сорос-Кыргызстан» оплатил изготовление баннеров на 9,0 тыс. сомов и приобрел канцелярские товары для членов совета и работников секретариата на 66,6 тыс. сомов.
С 11 июля 2011-го по  12 июня 2012 года совет провел 47 заседаний, и ни одно не было сорвано или ненадлежаще обеспечено, то есть Судебный департамент справляется с возложенной на него задачей.

Айрин ТЕМИР.






Добавить комментарий