Main Menu

Единый рынок драгметаллов: фантазия или…

Проблемы интеграции ЕАЭС

На очередной встрече чиновников с деловыми людьми предстала картина пагубного воздействия отсутствия в среде наших предпринимателей консолидации, необходимой для защиты национальных интересов в Евразийской экономической комиссии. Проблему подняли члены НАБА — Национального альянса бизнес-ассоциаций. На примерах многострадальной судьбы отечественной ювелирной отрасли, спада производства изделий из золота и серебра ювелиры наглядно показали, к каким печальным последствиям приводит республику равнодушие к проблемам своих же бизнесменов, но занятых в других отраслях, их нежелание предоставить Министерству экономики факты, расчёты и доказательства, без которых в Евразийской комиссии не верят, что у нас «сапожник без сапог», то есть в республике негде купить драгметаллы, сырьё для ювелирного дела, так как свыше 90% кумторовского золота покупает Швейцария. Таковы условия договора, который мы на заре суверенитета заключили с этой европейской страной.

Реалии таковы: министры, работающие в Евразийской экономической комиссии, имеют наднациональный статус, не подчиняются ни одному из пяти государств ЕАЭС. В этот альянс входят очень разные по размерам и влиянию экономики, разнятся их доли в Таможенном союзе, но права у всех государств одинаковые; это тебе не Советский Союз, который навсегда остался в прошлом, где мы вынуждены были обязательно считаться с мнением «старшего брата».

В первом полугодии текущего года было подписано Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на таможенной территории ЕАЭС. Они должны регулироваться международными договорами, предусматривающими взаимное признание пробирных клейм, унификацию проведения государственного контроля.

В документе говорится: «Ювелирные и другие изделия, заклеймённые пробирным клеймом на территории одного государства-члена, в случае их перемещения на территорию другого государства ЕАЭС не подлежат дополнительному опробованию, анализу и клеймению».

Кстати, впервые о препятствиях развитию и стимулированию товарооборота ювелирных изделий бизнес-сообщество заявило ещё в 2017 году на международном форуме с участием вице-премьеров пяти стран ЕАЭС. Руководитель ассоциации ювелиров и предпринимателей Кыргызстана Сталбек Акматов выезжал на конференции в Москву и Ереван. Международные форумы проходили и в Бишкеке.

На первом этапе решение этого вопроса старались продвинуть на национальном уровне, затем представили документы членам Евразийской экономической комиссии. Одновременно шла активная информационная кампания о необходимости принятия изменения в законодательные нормы.

Позицию Кыргызстана поддержали, увы, лишь Армения и Беларусь. Россия и Казахстан не согласились с предлагаемой новой моделью развития ювелирной отрасли, ссылаясь на то, что наш край — горная страна, здесь занимаются разведкой полезных ископаемых, производством.

Кыргызстан обладает 12,4% мирового запаса золота и серебра, занимает 81-е место в международном рейтинге по запасам жёлтого металла. При сохранении ежегодной добычи на уровне 18 тонн 90% нашего золота отправляются на экспорт. По сравнению с 2009 годом отечественное производство изделий из серебра сократилось более чем в пять раз — со 195 до 38 килограммов, а импорт вырос в 13 раз — с 355 килограммов до 4,5 тонны. Объёмы производства ювелирных изделий из золота упали с 231 до 43 килограммов. Импорт возрос в 55 раз — с 25 килограммов до 1,4 тонны.

Самые крупные рынки ювелирной отрасли находятся в Китае, Индии, Эмиратах, Турции. Эти государства активно помогают своим бизнесменам, пре-доставляют финансовые льготы для закупки новейшего оборудования. Достаточно сказать, что, к примеру, в Турции, НДС в семь раз ниже, чем в Кыргызстане! Нерешённые проблемы отечественных предпринимателей-ювелиров, отсутствие законодательного закрепления баланса государства и бизнеса, потребителя, нерациональное использование природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов государства — всё это приводит к увеличению роста теневого оборота, а отсутствие правового регулирования операций с драгметаллами — к незащищённости отечественного производителя.

А ведь именно о поддержке в первую очередь сельских производителей в Год развития регионов и цифровизации страны говорят руководители всех без исключения рангов! Нет сырья в свободной продаже, старое оборудование сильно износилось, привело к тому, что предприниматели стали частенько жаловаться на повреждение ювелирных изделий в Департаменте драгметаллов (Министерство финансов) при апробировании и клеймении.

К тому же в нашей республике нет альтернативы государственному анализу в виде частных лабораторий, вся процедура проверок отличается бюрократизмом, что не придаёт эффективности этой отрасли промышленности.

Нашим ювелирам приходится бороться не только с более дешёвым по стоимости импортом украшений, но и с теневым оборотом, недобросовестной конкуренцией. Если будем верны условиям Соглашения об особенностях операций с драгоценными изделиями и камнями, то там есть нормы, устанавливающие меры по гармонизации действий в отношении мер ответственности за незаконный оборот ювелирных изделий. Они предполагают периодические визиты контролирующих органов в государства ЕАЭС, а также применение лучшей мировой практики надзора за производством и продажей ювелирных изделий.

Напомним, что сегодня в странах союза меры ответственности за незаконный сбыт ювелирных изделий существенно разнятся. Различна также и система пробирования надзора, что создаёт объективные сложности для формирования общего ювелирного рынка.

Нашим ювелирам приходится повторно ставить клейма (дополнительно тратить деньги) на свои изделия как в стране производства, так и в стране реализации продукции. Соглашение гарантирует доверие между ювелирами разных стран, что поспособствует развитию взаимной торговли изделиями из золота и серебра, станет условием необходимого кооперирования производителей отрасли в целом. А это уже важный шаг к созданию евразийского ювелирного бренда.

Пусть и бизнес поддержит чиновников

К активности и консолидации бизнес-ассоциаций, поддержке правительственных чиновников, заседающих в Евразийской экономической комиссии (в рангах министров), призвал участников круглого стола руководитель отдела политики, стратегического развития, экономики и финансов аппарата Президента Касымалы уулу Каныбек: нельзя же без конца менять правила игры на ювелирном рынке! Предпринимателям и бизнес-ассоциациям нужно уметь между собой договариваться. Принятие в текущем году международного договора по существу решает внутренние проблемы ювелирного рынка ЕАЭС, то есть устраняет ограничение, связанное с отсутствием взаимного признания пробирных клейм государств-членов во взаимной торговле ювелирными изделиями. Создаёт необходимые условия для обеспечения свободного обращения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на рынке союза.

Чтобы реально повлиять на принятые ранее решения Евразийской экономической комиссии, по словам заместителя министра экономики Эльдара Алишерова, необходима поддержка бизнесменов, а они обычно «испаряются», когда требуются убедительные аргументы для представления в Евразийскую (наднациональную) комиссию документов, фактов с расчётами и анализом ситуации на рынке. Кыргызстан без такой «тяжёлой артиллерии», деловых людей неизбежно проигрывает на заседаниях интегрального комитета ЕАЭС.

Работать надо сообща, в одной упряжке с правительством, убеждён замминистра  экономического ведомства, он призывает всех кыргызских предпринимателей к консолидации, ведь в ЕЭК существует Деловой совет ЕАЭС, можно использовать его каналы. В качестве примера Э. Алишеров приводит работу соседнего казахского государства: там чиновникам активно помогает Национальная палата предпринимателей, выступая в Евразийской комиссии на равных с министрами, беря под свой контроль исполнение решений ЕЭК.

Экономическая ситуация на рынках быстро меняется, деловые люди, руководители предприятий и ассоциаций вынуждены мобильно перестраиваться, иначе можно и обанкротиться. А небольшой штат — 200 человек — Министерства экономики при всём желании больше, чем раз в месяц, не в силах навещать многочисленные ОсОО, фирмы и другие предприятия малого и среднего бизнеса. Предпринимателям надо смелее брать инициативу в свои руки, переходить на саморегулирование, они вполне доросли уже до этого: то есть без вмешательства государственных органов через свои профессиональные ассоциации самим следить за добросовестной рыночной конкуренцией, избавляться от коллег, предпочитающих деятельность в «серой» и «тёмной» экономике.

Анализ Закона нашей страны «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» показал, что он не помогает ювелирам выживать, а, наоборот, ставит палки в колёса. Устаревшие в нём механизмы регулирования, не соответствующие требованиям настоящего времени, отрицательно влияют на развитие этого сектора промышленности.

Нет саморегулирования отрасли, нет и современной системы подготовки молодых специалистов — ювелиров, поэтому так не хватает у нас кадров по рабочим специальностям, а это новые рабочие места, новые сложные дизайнерские модели. Индивидуальному старателю очень трудно и дорого получить разрешение на закупку шлихового золота и золотосодержащего концентрата. Замечен сильный отток специалистов ювелирного дела из нашей страны . А ведь они трудятся в перерабатывающей отрасли промышленности, которая числится приоритетной в программе правительства «Единство. Доверие. Созидание». Об этом без конца упоминает Президент Сооронбай Жээнбеков в своих выступлениях и поездках по стране.

Вердикт ювелиров: надо срочно менять закон и другие нормативные правовые документы, регулирующие сферу обращения драгметаллов.

В регионах ничего не меняется

Несмотря на то что 2019-й  объявлен Годом развития регионов и цифровизации, на местах ничего не меняется, не меняется к лучшему и жизнь сельчан. Об этом сообщил руководитель Союза предпринимателей Жайыльского района Чуйской области Садыр Тайбасов. Для участия в работе круглого стола он приехал из Кара-Балты. Обижается: тамошним бизнесменам не хватает информации, нужных сведений. Вот и пусть в Министерстве экономики займутся организацией семинаров и тренингов, наши люди многого не понимают из того, что правительство спускает сверху. Надо бы поддерживать инициативу прежде всего от тех людей, которые проживают в регионах и знают ситуацию лучше чиновников.

В ответ замминистра экономического ведомства решительно заявил: «…Ликбезом проблему не решить. С бизнесом надо работать ежедневно, с каждым ОсОО или малым предприятием, фирмой — невозможно, поэтому во всём мире предприниматели объединяются в союзы и ассоциации и через них доносят свои проблемы до властей. У нас в республике 7 областей, 40 районов, Эльдар Алишеров напомнил, что в Кыргызстане создано множество площадок при Жогорку Кенеше, Президенте, правительстве и т. д., на которых можно вести прямой диалог с чиновниками, лично он сам готов встречаться с руководителями ассоциаций каждую неделю. Замминистра порекомендовал больше работать со средствами массовой информации, это самый надёжный путь к просвещению кыргызстанцев.

Так в чьи же функции входит распространение информации среди жаждущих экономических знаний? В первую очередь, конечно, бизнес-ассоциаций, их Национального альянса (НАБА). Следует прекратить отстаивать и лоббировать свои узковедомственные интересы. Сегодняшние трудности старателей ювелирной отрасли завтра могут обернуться твоими. И работать в регионах надо не кому-нибудь из чиновников, а именно отраслевым ассоциациям, всюду открывая свои первичные ячейки, как, к слову, поступают представители ЖИА, у них имеются свои филиалы во всех семи областях республики.

Принцип гильотины

Прошло уже свыше десяти лет, как внедрили мы в нашей стране Анализ регулятивного воздействия (АРВ). Метод этот работает и на уровне ЕАЭС, и в электронном виде тоже. Напомним читателям: АРВ предусматривает механическое отсечение всех нормативных документов, законопроектов и правил, мешающих развитию предпринимательства. Беда в том, что мы не пользуемся этим методом, часто забываем о его существовании. Смешно думать, что сами чиновники будут искать изъяны в своей деятельности, призывая на помощь Анализ регулятивного воздействия. Контролировать их «творчество» обязаны бизнесмены, это в их интересах.

Директор аналитического центра «Бизэксперт» Андрей Догадин не мог понять, почему не исследуются последствия принятых правительством решений, касающихся деятельности предприятий? Почему нет рекомендаций по их влиянию на конкуренцию? Почему Департамент драгметаллов, что в Министерстве финансов, совмещает в себе контролирующие и исполнительные функции?

Другие участники круглого стола указывали на необходимость внести в Кодекс «О нарушениях» изменение, касающееся безналоговых доходов ювелирной отрасли. Сегодня концентрат драгметаллов из республики вывозят вагонами, никто не контролирует этот процесс. Хорошо бы ввести ренту на вывоз «золотого» сырья. Так поступили в Армении, создали СЭЗ с кластерной инфраструктурой для производителей ювелирных изделий.

Регулировать рынок драгметаллов нужно только экономическим, а не директивными методом, считает Сергей Пономарёв, возглавляющий ассоциацию рынков нашей республики. Он предложил ввести налог на доходы, документ находится на обсуждении в правительстве. Его суть такова: если ювелир вывозит за пределы своей страны концентрат с драгметаллами и не возвращает его на родину, он уплачивает, к примеру, 3% ренты, а если возвращает, то только 1% ( в зависимости от цены жёлтого металла, который сегодня сильно подешевел на международных рынках). По словам Сергея Пономарёва, это станет хорошим стимулом для поднятия производства отечественных ювелирных изделий.

А ещё он говорил о неэффективности государственного управления, плохом менеджменте, отсутствии стратегического планирования в отрасли, что и привело к нынешнему спаду производства. Методология Анализа регулятивного воздействия в мире везде одинакова, надо лишь уметь ею пользоваться.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий