Main Menu

МВФ завершил консультации 2019 года

Режим ограниченной функциональности

Ожидается, что в 2019 году темпы роста экономики умеренно повысятся благодаря добыче золота и бюджетной экспансии и достигнут в среднесрочной перспективе примерно четырёх процентов. Однако риски всё ещё смещены в сторону замедления в основном из-за напряжённости в региональной торговле.

Исполнительные директора Международного валютного фонда приветствовали улучшение макроэкономической и финансовой ситуаций в Кыргызстане, но отметили, что экономика остаётся уязвимой к внешним шокам, а риски смещены в сторону ухудшения. Поэтому для создания необходимых буферных резервов и обеспечения более высоких темпов инклюзивного роста требуются продолжение ориентированной на стабильность макроэкономической политики и дальнейшее проведение начатых реформ.

В принятой директиве подчёркивается необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости внешнего долга республики, в то же время был сочтён целесообразным умеренно экспансионистский курс налогово-бюджетной политики, предполагаемый бюджетом на 2019 год. С учётом отрицательного разрыва между потенциальным и фактическим объёмами производства и более жёсткого по сравнению с ожиданиями курса налогово-бюджетной политики в 2018 году увеличение дефицита могло бы принести пользу без ухудшения долгосрочной устойчивости. Вместе с тем для создания надлежащих бюджетных резервов дефициты бюджета с 2020 года и в последующий период должны оставаться меньше 2,5% ВВП, что позволит стабилизировать государственный долг.

Директора считают необходимым активизировать усилия правительства в целях расширения бюджетных возможностей путём увеличения мобилизации внутренних доходов и повышения эффективности расходов. Они призывают власти не увлекаться освобождениями от налогов предпринимателей, а стремиться к уменьшению высокого фонда заработной платы государственного сектора и субсидий в энергетическом секторе, а также к укреплению управления государственными финансами. Напоминают, что дефицит сектора государственного управления следует измерять в соответствии с «Руководством по статистике государственных финансов», включая перекредитование убыточных государственных предприятий.

Часть акций госпредприятий можно продавать на местном фондовом рынке с целью изменения менеджмента. Современность управления кроется в его направленности на обеспечение рационального управления государственной собственностью в условиях дефицита ресурсов. Причём необходимо достичь высоких конечных результатов с минимальными затратами при оптимальной адаптации государства к рынку. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерности развития, должна стать гибкой и эффективной.

Денежно-кредитную политику Национального банка Кыргызстана исполнительные директора МВФ нашли вполне обоснованной, но посоветовали проявлять большую гибкость обменного курса. Они приветствовали меры по переходу к таргетированию инфляции, уменьшению избыточной ликвидности, сокращению долларизации и ширины диапазона процентных ставок. Для содействия этому переходу и создания условий для адаптации экономики к шокам через канал обменного курса директора рекомендовали, чтобы Национальный банк Кыргызской Республики поддерживал гибкость обменного курса в обоих направлениях, а интервенции проводил только для сглаживания резких колебаний стоимости валют.

Исполнительный совет МВФ сравнил экономические результаты текущего года с прошлым. Тогда в нашей республике отмечался умеренный рост ВВП на уровне 3,5% (сегодня 5,5%), которому способствовали благоприятные региональные условия. Базовая инфляция снизилась, а более низкие цены на продукты питания привели к уменьшению общего уровня инфляции в среднем до 1,5%. Дефицит по счёту текущих операций в платёжном балансе уменьшился до 8,7% ВВП, при этом валовые официальные валютные резервы уменьшились до всё ещё достаточного уровня в размере четырёх месяцев импорта товаров и услуг.

Дефицит сектора государственного управления, оценённый согласно «Руководству по статистике государственных финансов» МВФ, снизился в 2018 году до 1,3% ВВП в основном из-за того, что расходы на инвестиции, товары и услуги были ниже предусмотренных в бюджете. Хотя Национальный банк Кыргызской Республики значительно смягчил свою денежно-кредитную политику, он достиг хороших успехов в уменьшении избыточной ликвидности и долларизации. Прочность банковского сектора повысилась, но НБКР пошёл на необычный в его деятельности шаг, приобретя проблемный банк. К чему?

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий