Main Menu

АНК: главная цель — единство народа

На заре независимости Кыргызстан пользовался славой «островка демократии» в Центральной Азии. Он слыл региональным лидером в демократических преобразованиях общества, был пионером во многих прогрессивных начинаниях. В частности, 26 марта 1994 года в республике была создана Ассамблея народа Кыргызстана. В мировом сообществе она была признана уникальным общественным образованием, которое в значительной мере способствовало сохранению в республике в трудный период становления суверенитета межэтнической стабильности и гражданского согласия. Изначально основными приоритетами ассамблеи были определены сохранение и углубление солидарности народа Кыргызстана на основе соблюдения прав человека независимо от его национальной, социальной и конфессиональной принадлежности; упрочение интеграции и сплоченности народа, стабильности, мира и согласия между ним; сохранение и развитие благоприятного климата в межнациональных отношениях.
Общность чувства принадлежности одной земле, одной стране, стремление жить в мире и согласии, понимание общей и персональной ответственности за дела в государстве — вот тот фундамент, на котором держатся благополучие и стабильность Кыргызстана.
Сегодня наш гость — председатель Совета Ассамблеи народа Кыргызстана Бектемир МУРЗУБРАИМОВ.


— Бектемир Мурзубраимович, при учреждении АНК была призвана в числе основных решать задачи укрепления межнационального согласия, гражданского мира и единства народа Кыргызстана, защищать интересы этнических групп, образующих с кыргызами единый народ страны. В какой мере удалось осуществить намеченное за истекшие 18 лет?
— 90-е годы отмечены бурным всплеском национального самосознания на всем постсоветском пространстве. Не избежал этих настроений и Кыргызстан. В республике возникли первые национально-культурные объединения, призванные беречь этнокультурную самобытность проживающего здесь народа. В марте 1994 года 11 национально-культурных центров объединились в Ассамблею народа Кыргызстана. Очень скоро ее состав увеличился до 29 организаций.
Этнические объединения развивались, учились друг у друга, обменивались опытом. В местах компактного проживания диаспор открывались воскресные школы, создавались благотворительные фонды и творческие коллективы, издавались печатные и электронные СМИ, проводились традиционные национальные праздники, которые становились общими для представителей всех диаспор. И приходится лишь сожалеть, что из-за недостатка средств и ресурсов национально-культурные объединения не могут в полной мере реализовывать проекты, направленные на интеграцию народа страны.
— 26 марта 1999 года на торжественном заседании по случаю пятилетия АНК верховный комиссар ОБСЕ по делам нацменьшинств Ван дер Стул говорил, что «кыргызская модель межэтнических отношений может служить примером для всего мира». Однако со временем имидж АНК, как нам кажется, несколько потускнел. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? И если да, то чем, на ваш взгляд, вызвано снижение авторитета АНК в глазах общественности?
— Общественная активность АНК многими воспринималась как близость к политической власти, а потому ее стали называть «карманным дежурным органом», намекая на зависимость от органов власти. Возможно, во многом так оно и было. АНК нередко выступала с обращениями к широкой общественности в поддержку действий властей, даже в тех случаях, когда делать этого, наверное, не следовало. Так продолжалось до 2010 года, когда встал вопрос о необходимости ассамблеи вообще, не сумевшей выразить свою гражданскую позицию во время трагических событий на юге страны. Отчасти это произошло из-за перемен, которые переживал Кыргызстан в тот период. Коснулись они и самой АНК, оставшейся без руководителя, т. к.  на смену избранному годом раньше на курултае председателю в результате апрельской революции пришло временное руководство. Понятно, что это не могло не     отразиться на морально-психологическом климате внутри ассамблеи. К чести руководителей этнических объединений, несмотря на неразбериху в руководстве АНК, они продолжали работать в обычном режиме. После внеочередного, VII курултая ситуация начала постепенно  выправляться, и сегодня АНК — это дружный и дееспособный коллектив.
Понимаю, что, возможно, ассамблея не во всем оправдывает ожидания общественности. Но здесь хотелось бы уточнить, в чем конкретно заключаются эти надежды и ожидания? Ведь этнические объединения, собранные под эгидой АНК, — это общественные организации, работающие исключительно за счет собственных ресурсов и поддержки спонсоров. Хорошо, если в составе диаспоры есть успешные предприниматели, которые могут время от времени оказывать помощь. А что делать тем сообществам, где основную массу составляют люди рабочих и «интеллигентных» профессий, пожилые и пенсионеры?
Жизнь меняется. Время выдвигает новые требования. Если прежде в числе первоочередных задач ассамблеи была защита прав нацменьшинств, то сейчас мы подходим к этому вопросу в контексте общегражданской идентичности — единства народа.
— В первые годы существования АНК нередко называли «народным парламентом». Как бы вы оценили деловые связи и сотрудничество АНК с Жогорку Кенешем,  другими ветвями власти сегодня?
— Период с 1994-го по 2004 год отмечен бурным развитием ассамблеи. Тогда ею инициировались различные проекты, поднимались актуальные общественные проблемы,  она  активно  участвовала в общественно-политической жизни страны. Все это во многом было связано с руководством опытного и мудрого человека, профессионального и авторитетного управленца Сопубека Бегалиева. При нем АНК тесно взаимодействовала со всеми ветвями власти, местными органами самоуправления, родственными организациями России и Казахстана, международными институтами. Продолжая эти традиции, сегодня  она проводит консультационные рабочие встречи с комитетами Жогорку Кенеша.
В 2010 году при аппарате Президента был создан отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом. С первых же дней АНК установила с ним тесные контакты. Через региональные отделения поддерживается связь с органами власти Ошской и Джалал-Абадской областей, крепнет сотрудничество с Чуйской облгосадминистрацией. Но следует признать, что отношения с правительством, министерствами и ведомствами, международными, неправительственными и другими общественными организациями пока не налажены на том уровне, который бы позволял эффективно взаимодействовать по генеральным направлениям.
— В последнее время наблюдается обострение так называемого языкового вопроса. При этом одни придерживаются мнения, что выдавливание русского языка из всех сфер жизни чревато для республики серьезными моральными, политическими и экономическими издержками. Другие полагают, что широкое применение официального языка наносит ощутимый ущерб  государственному, что кыргызский  нуждается в большей поддержке, чтобы занять подобающее место. Какова ваша точка зрения на данную проблему?
— В Кыргызстане русский язык имеет статус официального. Двуязычие закреплено конституционно. И мне кажется, оно не препятствует развитию  государственного языка. Любой гражданин вправе говорить как на одном, так и на другом языке по личному усмотрению. На всех уровнях применять только кыргызский  невозможно. Особенно в технических и медицинских вузах, в научной сфере.
Двуязычие — это достижение нашего народа, и эти позиции мы не должны сдавать ни в коем случае. Человек, владеющий сегодня только одним языком, не имеет перспективы. Этим нарушается важный компонент межэтнического согласия. В Татарстане, например, успешно используют два государственных языка — татарский и русский. О значимости русского языка хорошо сказал наш бывший соотечественник Михаил Швыдкой: «Я говорю сейчас как кыргызский патриот. Если вы хотите, чтобы республика была процветающей и современной страной, нужно получить доступ к огромному объему знаний. Этого можно достичь через различные языки, и русский занимает в их ряду особое место».
Весьма актуально сохранение русского не только как языка межнационального общения, но и как языка повседневной практики,  новых знаний и технологий. Он, как и любой другой язык, нуждается в уважении и толерантности. В АНК русский язык является инструментом межнационального общения. Кстати, в Минобразования отмечают крепнущий интерес к нему по всей республике. Число детей, стремящихся получить образование на русском языке, год от года растет. Даже жители отдаленных районов настаивают на открытии школ или хотя бы классов с русским языком обучения. Знание русского помогает нашим мигрантам быстрее адаптироваться в России и найти  высокооплачиваемую работу. Процессы глобализации требуют овладения не только русским и кыргызским языками, но также и иностранными, без этого все труднее интегрироваться в мировое сообщество. Сегодня требуется полноценное обучение кыргызскому, русскому и одному из иностранных мировых языков, разумеется, не забывая при этом о родном языке этнических групп. А потому, как мне кажется, не стоит нагнетать страсти вокруг государственного или национального языка.     Двуязычие — это наши преимущество и богатство.
— Мировой опыт показывает, что межнациональное  согласие — не просто идеологический лозунг. Это вопрос поистине гамлетовский: быть или не быть устойчивому и благополучному суверенному государству? Что реально предпринимаете вы для упрочения  солидарности между нациями и народностями страны, углубления межэтнической интеграции, сохранения благоприятного климата в межнациональных отношениях?
— Межэтнические отношения — очень хрупкая сфера. Достаточно одного неправильного шага или неосторожного слова, и можно растерять все ценности, нажитые годами и усилиями многих поколений, нарушить мир и согласие в обществе — краеугольные камни в фундаменте государства. В этом мы воочию убедились во время событий на юге летом 2010 года, когда спокойствие и благополучие страны оказались под угрозой.
В 2011-м, чтобы качественно улучшить деятельность ассамблеи, внеочередной курултай принял новый устав и избрал новый состав Совета АНК. В конце года в селах Андарак Баткенской области и Жаны-Жер Сокулукского района вновь проявились межэтнические трения. В  те дни в ходе обсуждения этих столкновений руководство АНК и представители аппарата Президента пришли к общему мнению, что при  отсутствии четкой государственной политики в области межэтнических отношений необходимо повысить статус АНК, создать законодательную основу  ее деятельности. Члены нашей правовой комиссии разработали проект закона «Об Ассамблее народа Кыргызстана», который был обсужден на специальном «круглом столе». С учетом высказанных замечаний и дополнений законопроект нами дорабатывается.
Чтобы эффективнее использовать опыт соседей, год назад мы подписали с Ассамблеей народа Казахстана соглашение о сотрудничестве. В его рамках  АНК при участии Комитета по международным делам ЖК КР провела в Бишкеке международный семинар «Государственная политика в сфере межэтнических отношений Казахстана и Кыргызстана». Впервые ассамблее удалось объединить на своей площадке депутатов парламента, представителей аппарата Президента, госструктур и национальных диаспор, научное сообщество и экспертов. В принятой  резолюции  отмечена  необходимость  укрепления  сотрудничества в данной сфере, сложения сил и опыта в реализации совместных проектов, выражена просьба ко всем центральноазиатским государствам объединить усилия в сохранении мира и стабильности в регионе.
В апреле в Государственном историческом музее была открыта выставка «Народ Кыргызстана в семье единой». На ней были представлены изделия народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, национальные костюмы, фотодокументы, знакомящие с историей, культурой, бытом, традициями этносов, проживающих в республике.
Можно много хорошего сказать в адрес русского культурного центра «Гармония», татарско-башкирского центра «Туган тел», украинского общества «Берегиня», международной ассоциации карачаевцев «Ата-Джурт», Узбекского национально-культурного центра, общественных объединений кабардинцев и балкарев, корейцев, турок, уйгуров, польского культурно-просветительского объединения «Одродзение», Народного совета немцев, общества еврейской культуры «Менора».  На счету у каждого обширный перечень добрых дел по сближению и улучшению взаимопонимания народов, укреплению согласия и толерантности в обществе, межэтнической интеграции и межкультурного взаимодействия.
— Меньше чем через два года АНК будет отмечать 20-летний юбилей. С чем руководство ассамблеи планирует подойти к этой дате?
—  Мы рассчитываем на позитивные результаты деятельности ассамблеи и этнических объединений. Нами взят курс на содействие сближению и сплоченности народа Кыргызстана. Только за  последний год АНК провела свыше 60 и участвовала  более чем в ста общественно-политических мероприятиях, которые, несомненно, оставили определенный след в сердцах, умах и душах многих тысяч людей. Это вселяет надежду на то, что мы найдем оптимальную форму работы, сумеем  адекватно отвечать на актуальные запросы времени и ожидания общества. Мы ни в коем случае не должны терять связь с людьми, особенно с теми, кто проживает в регионах. Наша цель —  делать их соучастниками движения по укреплению мира и согласия в стране и обществе. А для достижения этого важно наладить издание собственной газеты или журнала. Это одна из наших первоочередных и острейших задач.
Недавно при АНК создан научно-экспертный совет, призванный изучать актуальные проблемы национального согласия и единства, определять пути и способы сохранения стабильности и толерантности в полиэтническом обществе. По решению президиума Совета АНК на исходе сентября будет проведен День единства и согласия народов Кыргызстана. Словом, наша цель — превратить к предстоящему юбилею АНК в подлинный центр укрепления братства, дружбы, единения и любви к отчей земле, всемерно способствовать тому, чтобы каждый этнос, проживающий в Кыргызстане, сохранял и нес в будущее свое культурное наследие,  приумножая благосостояние республики и украшая повседневную жизнь народа.

Вопросы задавал Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

 






Добавить комментарий