От Енисея до Памира
Учёные-историки Кыргызстана считают, что нужно, наконец, определиться с происхождением кыргызов.
Существует множество разных гипотез, точек зрения. Пора принять их все во внимание и выработать одну, наиболее приемлемую гипотезу. Ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, полагают, что нужно взять за отправную точку результаты многолетнего поиска доктора исторических наук Ж. Маанаева. Таковы, к примеру, мнения действительного члена НАН КР Владимира Плоских; проектора КТУ «Манас» доктора исторических наук Анварбека Мокеева, ректора университета им. И. Арабаева, доктора исторических наук Толобека Абдырахманова; академика НАН Казахстана, профессора Евразийского университета им. Л. Гумилёва Булата Кумекова.
Процесс становления этноса, нации является одним из самых сложных, малоизученных и в то же время увлекательных направлений истории. В отличие от этногенеза соседних и отдалённых тюркских народов (казахов, узбеков, башкир и т. д.) история формирования кыргызов представляется более сложной, так как это происходило в двух пространственно отдалённых географических регионах — на Енисее и Тянь-Шане.
Профессор Эгемберди Маанаев обратился к истории кыргызского этноса ещё в начале 1960-х годов. Тогда он одним из первых высказал мысль о том, что часть народа проживала на территории Тянь-Шаня в I тыс. н. э. Спустя почти 20 лет эта мысль нашла подтверждение в трудах отечественных и зарубежных историков. В 2008 году в своей второй монографии Эгемберди Маанаев выдвинул несколько весьма смелых и новаторских идей. Наконец, два года назад, обобщив результаты своего многолетнего поиска, он издал труд «Этногенез и этническая история кыргызов (новое осмысление проблемы). По мнению коллег-учёных, чьи фамилии приводятся вверху, этот труд не только повысил интерес к теме, но и определил новые ориентиры.
Каковы же эти ориентиры-направления, на которые стоит обратить внимание учёным? Вот что пишет академик В. Плоских: » Э. Маанаев отмечает, что существует более десяти гипотез, авторы которых пытаются определить этапы и обстоятельства этнической истории кыргызов, однако все они грешат одни недостатком: во-первых, учёные, выдвинувшие их, пытаются обосновать свои гипотезы наличием или отсутствием этнонима «кыргыз», а во-вторых, они искали данный этноним в ареале обитания осёдлого населения. Очень важным является вывод Э. Маанаева о том, что если в письменных источниках и отсутствует упоминание этнонима «кыргыз», это не означает, что кыргызы не проживали на исследуемой территории.
Вторая гипотеза, также заслуживающая внимания: анализ различных источников свидетельствует о том, что кыргызы, проживавшие в восточном регионе, известны под названием «кыргыз», а в западном регионе, то есть в горных районах Центрального Тянь-Шаня и до Восточного Памира — под названием «бурут». Эгемберди Жумагулович считает, что буруты являются этнокомпонентом кыргызского народа автохтонного происхождения.
Интересна также его точка зрения об этногенетических связях енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Он неоднократно подчёркивает, что енисейские кыргызы по целому ряду этнокультурных признаков отличались от тянь-шаньских. Более того — были различными их материальная, духовная культура, этноструктура. Э. Маанаев убеждён, что ещё до этих переселений кыргызы жили не только на Енисее, Алтае, но и в горных районах Восточного Туркестана, Тянь-Шаня, Памира».
Историк-востоковед Анварбек Мокеев вспоминает конференцию 1956 года, организованную Академией наук Киргизской ССР совместно с Академией наук СССР специально для обмена мнениями об этногенезе кыргызов. Так вот, тогда учёные пришли к выводу, что кыргызский народ и его культура сложились, по крайней мере, на основе двух этнических компонентов: местного и пришлого. Однако в материалах конференции не указано, какие автохтонные народы и племена вошли в состав народа. Профессор Э. Маанаев в своих исследованиях конкретно перечисляет, какие племена вошли в древности, средневековый период и в новое время. При этом выясняется, что примерно 38 наименований родоплеменных групп встречаются в этническом составе как кыргызского, так и казахского народов. Этим объясняется близость этих двух народов.
«В советское время в рамках идеологической установки история и культура тюркских народов рассматривались строго в границах занимаемых ими территорий, что объективно и методологически было неверным, — пишет специалист в области средневековой истории Казахстана Булат Кумеков. — Народы тюркского мира никогда не пребывали в изоляции, напротив, на протяжении исторического времени они находились в тесных историко-культурных связях с сопредельными и отдалёнными этносами. В этом отношении вызывает всяческую поддержку подход Э. Маанаева, направленный на широкое сопоставление этнических компонентов кыргызского народа с этносами Центральной Азии, и шире — Евразии».
Опираясь на письменные источники, Эгемберди Жумагулович делает акцент на кочевом образе жизни и особенностях обитания кыргызов именно в труднодоступных горных районах. Ареал их обитания был обширен: на севере — от предгорий Тянь-Шаня до отрогов Куэнь-Луня, восточный части Памира и Гиндукуша, на юге — от восточных и западных склонов Туркестанского хребта до Саяно-Алтая.
Профессор Толобек Абдрахманов считает, что нужно провести научно-практическую конференцию и, обобщив всё известное об этногенезе кыргызского народа, выработать правильное направление для дальнейшего поиска.
Назгуль АСАНАЛИЕВА.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More