Main Menu

Сплошной интернет, или Технологии созидают реальность

В одном из прошлых номеров мы рассказывали о XVI Евразийском медиафоруме, прошедшем в Алматы. В центре его внимания оказались проблемы, которые стоят перед всем человечеством. Участники круглых столов и панельных сессий — эксперты, политики, журналисты пытались определить черты нового нарождающегося мира.

Одна из обсуждаемых тем касалась будущего развития средств массовой информации. Какими будут СМИ, социальные сети и есть ли свобода в интернете? Вопросы актуальные не только для тех, кто работает в этой сфере, но и для каждого человека современного мира. Сделаю небольшое отступление. В моём детстве в конце 80-х годов прошлого века пожилые женщины традиционно по вечерам собирались на посиделки на лавочках. Потом в 1990-х появились сериалы, и пенсионерок, словно ветром, сдувало к началу показа очередной серии «мыльной оперы», а сегодня виртуальные посиделки устраиваются в «Одноклассниках», где по-прежнему делятся рецептами, переписываются с друзьями молодости и всё так же обсуждают жизнь и окружающих. А лавочек больше на нашем районе нет, их убрали за ненадобностью. Вот так меняли со временем масс-медиа и информационные технологии жизнь людей.

В нынешнее время в информационном пространстве печатные СМИ, телевидение, радио, и даже уже информагентства теснят «Фейсбук», «Живой журнал» и другие подобные социальные сети, You Tube и большое блогерское сообщество. Интернет — это не просто доступ к информации, новостям, развлечениям, но и формирование мировоззрения, маркетинг, бизнес, сформировавшийся вокруг ресурсов Всемирной сети. И, конечно же, это политика: мировые события последнего десятилетия, а это «арабская весна», распространение идеологий, разделяющих людей по расовым и религиозным признакам, неконтролируемые фейковые новости показывают, что социальные медиа играют всё возрастающую роль в жизни государств и континентов. Поэтому эксперты, журналисты, блогеры, приглашённые на медиафорум, попытались осмыслить происходящие процессы в этой сфере.

При обсуждении звучали очень неоднозначные мнения. Например, российский журналист писатель Михаил Зыгарь уверен, что век традиционных СМИ подходит к концу и впереди останется лишь один сплошной интернет. По мнению выступавшего, новое поколение не смотрит телевидения, не читает газет, но активно пользуется сотовыми телефонами и имеет возможность самостоятельно создавать свой контент и распространять его в интернете.

Известный украинский журналист Дмитрий Гордон в целом дал приблизительно 5 лет для существования телевидения. «Я считаю, и со мной соглашаются многие украинские собственники СМИ и олигархи, что телевидение не станет востребованным уже в ближайшие 5 лет. You Tube заменит ТВ», — поделился своим мнением Д. Гордон.

— Произошла социальная революция, основанная на новых технологических разработках, — уверен социальный стратег в разработке прорывных проектов из Мексики, член международной команды по стратегии управления данными ЕЕC JS Луис Мигель Лопес. — Сейчас можно сказать, что уже и «Фейсбук» уходит в прошлое. Люди, которые им пользуются, находятся в возрастной категории за 30, а молодёжь не считает нужным что-либо читать, они даже видео предпочитают смотреть, которые длятся не более 40 секунд. Они не привыкли получать информацию в печатном виде. Что придёт на место традиционным СМИ, сейчас непонятно. Мы даже не знаем, что произойдёт в этой сфере через 5 лет, ведь 5G, внедряемый сейчас, уже сильно изменят технологии.

Известный российский журналист Максим Шевченко и в прошлом телеведущая, а ныне блогер Тутта Ларсен отмечали, что в интернете журналисту проще работать, над ним нет редакторов, нет цензуры, он свободен и независим. И всё же всегда есть то «но», которое мешает полной идиллии. Социальные медиа заполнены фейковыми новостями, и опросы показывают, что люди по-прежнему больше доверяют газетам и теленовостям, чем тому, что читают в интернете. Да и с востребованностью у потребителей тех или иных сетей тоже не всё привычно, как кажется:

— Считается, что «Фейсбук» — самая популярная соцсеть. Но по опросам в России люди больше сидят в «В Контакте» и «Одноклассниках», а у нас в Казахстане привыкли получать информацию из традиционных газет и телевидения, — отметил казахский политолог Данияр Ашимбаев.

Очень важной остаётся проблема качества содержания информации в интернете и того, что востребовано у зрителя. Тутта Ларсен отметила, что ролик с чихающим котёнком наберёт больше просмотров, чем самое лучшее журналистское расследование, и это большой вызов для интернет-журналистики.

— Традиционно в вузах журналистов учат работать со словом, стилистке, правилам профессии, сейчас эти знания не востребованы в блогосфере. И тут сложно не уронить планку журналистики, не пойти на поводу у массового спроса. Важно, чтобы была ответственность не только у производителей контента, но и потребителя информации, — поделилась мнением Тутта Ларсен.

Есть ли свобода в интернете? — ещё один вопрос, на который пытались ответить люди, занятые в этой сфере. И надо заметить, что все согласились, что так или иначе блогеры не могут полностью контролировать свои страницы и каналы. Это видно даже на примере рекламы: как бы блогеры ни старались оставаться независимыми, на их страничках владельцы ресурсов размещают рекламу по своему усмотрению. Поэтому и в интернете невозможно избежать влияния маркетинга, политики. Так мы все стали свидетелями, как в торговую войну между США и Китаем оказались втянуты копании Huawei и Google. А в «Фейсбуке» и на YouTube блокируется информация, которая не считается компаниями — собственниками ресурсов политкорректной. Журналисты М. Шевченко и Д. Гордон говорили о том, что и в России, и в Украине имелись случаи, когда власть подкупала блогеров. Но каждый раз это приводило к тому, что рейтинги каналов резко падали и авторы лишались доверия своей аудитории. Но есть один момент, когда контроль за интернетом оправдан. Когда дело касается национальных интересов: борьбы с терроризмом и экстремизмом, педофилией и прочими угрожающим обществу явлениям.

И всё же дело не в том, чтобы бороться со Всемирной паутиной, а понимать, как встроить цифровые технологии в нашу жизнь. Об этом говорил Луис Мигель Лопес:

— Сегодня нет государства, которое могло бы контролировать интернет, даже у Китая это не получается. Проблема в том, что власти не всегда чётко осознают, о чём думают молодые люди, которым сегодня меньше 30 лет. А они через 20 лет будут править миром. И чтобы понимать молодёжь, её запросы и потребности, мы должны знать, как будут развиваться цифровые технологии.

А вообще, разговоры о том, останутся ли востребованными традиционные СМИ в будущем, напоминает сцену из фильма «Москва слезам не верит», где герои спорили: останется ли театр или всё заполонит нарождавшееся тогда телевидение? Пришло время, и мы видим, что театр всё так же интересен зрителю, а телевидение, пройдя стадии развития, заняло свою нишу в информационном пространстве. Поэтому с годами, когда сойдёт ажиотаж, блогерство превратится в новый вид журналистики и продолжит существовать в информационном пространстве наравне с печатными СМИ, радио, телевидением. Ведь и сами эксперты отмечают, что мир будущего — это свобода выбора из множества возможностей.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

 






Добавить комментарий