Main Menu

Гражданское общество: переосмысление развития

Термин «гражданское общество» зачастую неточно понимают, недостаточно обсуждают и слишком часто ассоциируют с НПО.
В действительности же гражданское общество является фундаментом всего общественного строя, где люди объединяются добровольно, стараясь повлиять на силы, определяющие условия их жизни. А наиболее видимое проявление общих усилий по продвижению общественного блага — это организация гражданского общества (ОГО).

Во всём мире ОГО являются важными движущими силами политики — они предлагают представителям государственных органов свежие идеи и работают с ними над решением общих проблем, а также становятся рупором, доносящим истинные нужды граждан. Помимо этого, гражданское общество играет важную роль в жизни местных сообществ и общества в целом, поддерживая различные формы взаимопомощи и самопомощи, стимулируя социальное, культурное и экономическое развитие, предлагая инициативы по развитию качественного образования и здравоохранения, продвигая гендерное равенство и ответственное природопользование, а также решая другие вопросы.

В Центральной Азии государство самостоятельно не может эффективно решать сложные социально-экономические и экологические задачи, стоящие перед обществом. Однако они отвечают за создание благоприятной среды, позволяющей находить и воплощать решения на основе инициатив гражданского общества. Одной из тем прошедшей в Бишкеке региональной конференции «Гражданское общество — новые пути развития» как раз и стало обсуждение способов, с помощью которых государство может улучшить нормативно-правовую базу и наладить прочное сотрудничество на местном, региональном и национальном уровнях. В формате форума прошли дискуссии вокруг переосмысления гражданского общества. На сцену выходят новые игроки — неформальные гражданские лидеры, использующие новые необычные форматы взаимодействия и имеющие большее влияние на сообщество. Более того, не до конца понимается роль профессиональных и бизнес-ассоциаций, как ОГО, которые поднимают вопросы, стоящие перед ключевыми секторами, а большинство программ развития гражданского общества обходят их своим вниманием. Предстоит ещё многое сделать, чтобы нарастить потенциал ОГО и наладить более тесное внутрисекторальное взаимодействие, реализовать потенциал филантропии как нового источника ресурсов для поддержки развития гражданского общества.

Начав с общей стартовой позиции в 1990-х годах, общество в странах региона прошло разный путь развития из-за различных внутриполитических условий. Объединяющим был пережитый бум — активный процесс создания неправительственных организаций. Во многом он состоялся благодаря развёртыванию деятельности донорских и международных организаций в регионе. Фактор наличия большого количества НПО в той или иной республике признавался международным сообществом как признак демократизации и развития одного из ключевых институтов гражданского общества. К примеру, только в Кыргызстане официально зарегистрированы 29 610 некоммерческих и неправительственных организаций. Несмотря на внушительное количество, лишь треть из них (около 6 000) функционирует на практике.

На арену общественной и политической жизни сегодня выходят новые игроки и неформальные лидеры, включая религиозных. Обладая растущим влиянием, они меняют привычный контекст, когда с гражданским сектором ассоциировали только НПО. Назрела необходимость в переосмыслении пройденного, понять: состоялось ли гражданское общество в Центральной Азии как самостоятельный партнёр госорганов и частного сектора в области развития? Для поиска ответа на него программой «Инициатива гражданского общества» Высшей школы развития Университета Центральной Азии (УЦА) и было инициировано проведение региональной конференции гражданского общества «Новые пути развития», о чём подробно рассказал на форуме глава совета попечителей УЦА Шамш Кассим Лакха. В работе форума приняли участие делегаты из Армении, Бразилии, Бельгии, России, США, Украины, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана.

Вице-спикер Жогорку Кенеша Аида Касымалиева отметила, что тема переосмысления роли гражданского общества весьма актуальна для Кыргызстанга и всей Центральной Азии. Сейчас ЖК работает в формате «открытого парламента», в нём и в самом обществе происходят горячие дискуссии о том, что такое гражданское общество, каково его восприятие властью, народом, бизнесом, как вовлечь гражданское общество в принятие решений, обязан ли этот процесс проходить через какие-то институты, механизмы или всё должно идти спонтанно, как и происходит сегодня в Кыргызстане.

Вице-премьер правительства Алтынай Омурбекова заметила, что сильное гражданское общество — признак стабильного демократического государства. Правительство страны придаёт большое значение развитию его институтов, их взаимодействию с государственными структурами, установлению прямого диалога между государством и гражданским обществом, поскольку активное гражданское общество способствует модернизации страны, развитию демократии и обеспечению прав граждан. Сегодня институты гражданского общества вносят ощутимый вклад в укрепление национального самосознания и развитие гражданской активности, кыргызстанцам предоставляется альтернативная возможность продвигать наравне с политическими партиями и другими организациями различные мнения, отстаивать разнообразные интересы в процессе принятия решений, и государство должно системно взаимодействовать с гражданами в целях сохранения установленных Конституцией высших ценностей, соблюдения прав и свобод человека, социальной справедливости и совместного продвижения национальных интересов.

В Кыргызстане наличие сильного, независимого гражданского общества является неоспоримым фактом, преимуществом и предметом большой гордости. Прямой и косвенный вклад гражданского сектора в национальную экономику, в решение социальных проблем, в укрепление правосознания граждан также неоспорим. Национальная стратегия устойчивого развития — 2040 уделяет внимание развитию гражданского общества, государство станет максимально использовать его потенциал для достижения целей развития на основе партнёрства, будет проводить государственную политику по развитию гражданского общества посредством обеспечения гражданам защиты прав, свобод, создания условий для совместных действий государства, бизнеса, гражданского общества в целях повышения качества жизни населения и устойчивого развития страны, широкого участия гражданского общества в процессах принятия решений на национальном и местном уровнях. Поддержки инициативы граждан направлены на предоставление обществу востребованных услуг, продвижение общественно-полезных идей и проектов через механизмы государственного социального заказа.

Сейчас в стране идёт совершенствование законодательных основ и организационных механизмов участия гражданского общества в процессе принятия решений, в том числе с использованием информационных технологий, в частности, в рамках членства КР в партнёрстве «Открытое правительство» и в работе общественных советов при госорганах. Внедряются также механизмы привлечения организаций гражданского общества в качестве поставщиков государственных и муниципальных услуг, включая расширение практики применения государственного социального заказа. Планируется и дальнейшее совершенствование законодательства в целях стимулирования гражданского участия, поощрение благотворительной и спонсорской деятельности граждан и юридических лиц, повышение социальной ответственности граждан и бизнеса, поддержка волонтёрского движения. Для поддержки инициатив граждан, направленных на предоставление обществу востребованных услуг, продвижение общественно-полезных идей и проектов изучаются передовые практики по созданию механизмов прозрачного устойчивого финансирования. Вместе с тем ведётся работа по дальнейшей либерализации СМИ, укреплению их независимости, реализации международных правовых норм и демократических стандартов деятельности масс-медиа, констатировала А. Омурбекова.

«Есть надежда, что сегодняшняя конференция придаст новый импульс взаимовыгодному партнёрству», — сказал в своём выступлении Олжас Батырбеков, руководитель межведомственной комиссии по социальным вопросам Министерства информации и социального развития Казахстана. Он коснулся работы Комитета по делам гражданского общества своей страны, который является ключевым органом в развитии эффективной системы партнёрства государства и институтов развития гражданского общества. В Казахстане представители гражданского общества в основном выступают от имени НПО, и работа комитета также направлена на взаимодействие с ними. Сегодня в РК зарегистрированы 22 тысячи неправительственных организаций, с 2007-го по 2018 год численность НПО увеличилась почти в 3 раза. Государством в Казахстане активно используются 3 формы их финансовой поддержки.

Первая — грантовое финансирование, что позволяет оплачивать услуги НПО и даёт возможность для укрепления кадровых и материальных ресурсов. Вторая форма — это государственный социальный заказ, форма реализации социальных программ и проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, которые выполняют НПО за счёт бюджетных средств через порталы госзакупок. Третья форма — премии для НПО. Отбор кандидатов на их присуждение проводится конкурсной комиссией, в состав которой входят эксперты, главы НПО, общественные деятели, представители государственных органов. Минимальный размер премии составляет порядка $13 тысяч. Оратор акцентировал, что одним из важнейших институтов формирования диалога между государством и гражданским обществом в Казахстане сейчас являются общественные советы. Они стали доступной площадкой для выражения мнения и интересов гражданского общества и хорошей возможностью участия граждан в принятии решений госорганами.

В Таджикистане гражданское общество признано учёными, философами, экспертами, политиками в качестве фактора осуществления жизненных приоритетов общества и государства, рассказал в своей речи на конференции заместитель председателя Комитета по международным делам, общественным объединениям и информации Маджлиси Намояндагои Маджлиси Оли, председатель Демократической партии Таджикистана Свичафар Усмонзода. В Таджикистане вопрос развития гражданского общества рассматривается с учётом национальных и исторических особенностей. При разработке и принятии стратегически программных документов в Таджикистане особое внимание также уделяется институтам гражданского общества. Одной из важных задач гражданского общества считается участие его институтов в изучении и осуществлении основных программ и проектов в стране. Особенно деятельность его институтов может внести достойный вклад в обеспечение демократического управления, верховенства закона, защиту и расширение возможностей человека.

«Мы находимся на этапе реализации широкомасштабных реформ, которые направлены на экономическое развитие, обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека, межнационального согласия, религиозной толерантности и, в конечном итоге, создания достойных условий жизни для населения», — акцентировал директор Центра стратегии развития при Президенте Республики Узбекистан, генеральный директор общенационального движения «Юксалиш» Бобур Бекмуродов.

Он заметил, что гордится тем, что главным приоритетом внешней политики РУз стало укрепление дружественных и добрососедских связей со странами региона, и люди осознают, что единый голос Центральной Азии является более весомым на мировой арене, нежели позиция каждой отдельной страны. Внутрирегиональная кооперация, интеграция усилий и партнёрства могут послужить надёжной основой экономического роста наших государств, отметил выступающий.

Вместе с тем, как пояснил оратор, устойчивый экономический рост в современном мире не может быть построен без формирования эффективной общественно-политической системы. Только инклюзивная общественно-политическая система способна сдерживать появление экстрактивной экономики, служащей интересам только отдельно взятых групп в обществе. Именно поэтому вопрос развития гражданского общества для Узбекистана является не интересом, а требованием, условием процессов прогресса. За последние два года в РУз был принят ряд важных мер по демократизации и модернизации общества. Приняты законы о государственной молодёжной политике, о противодействии коррупции, о распространении правовой информации и доступе к ней, об обращениях физических и юридических лиц. Принято также постановление Президента РУз о создании общественных советов в органах государственного управления, учреждён институт бизнес-омбудсмена при Президенте республики. Внедрён институт петиций и коллективных обращений.

Для эффективной имплементации всех намеченных целей и задач необходимо продолжать изучать и внедрять передовой зарубежный опыт, и в первую очередь Узбекистан нуждается в лучших практиках своих соседей, для чего нужно усиливать региональную кооперацию, заключил Б. Бекмуродов.

Посол США в Кыргызстане Дональд Лу привёл кыргызскую пословицу, которая гласит, что маленькими щепками можно разжечь большой пожар. Одним из важных последних событий в жизни гражданского общества КР были протесты против разработки урановых месторождений, которые начались жителями в прииссык-кульском селе Кок-Мойнок. Дипломат сравнил это событие с историей популярных мировых литературных персонажей Давида и Голиафа, когда местные жители и активисты гражданского сектора выступили против интересов влиятельных компаний и людей. И как в любой хорошей истории в итоге местные жители победили в результате эпического противостояния. Глава дипмиссии США констатировал, что демократия — это вовсе не западная, а кыргызская идея. Кыргызы ещё с древних времен собирались на курултай, чтобы принимать ключевые решения о будущем своего народа, а сегодня они проводят самые чистые и прозрачные выборы в Центральной Азии и на пространстве бывшего Союза. В КР работают, по мнению посла США, самые свободные СМИ и действует самое сильное гражданское общество.

Постоянный представитель Всемирного банка в КР Болормаа Амгаабазар заметила, что находится в республике уже почти два года и сама не понаслышке знает, какое сильное гражданское общество есть в ней. Граждане открыто выражают свои мнения, свободно создают общественные альянсы, выступают с разными инициативами и протестуют. Потенциал гражданского общества в КР, на её взгляд, весьма велик. Ещё для Кыргызстана характерны открытость информационных потоков и наличие разнообразных каналов информации. Интернет как источник информации в КР занимает второе место, а молодые кыргызстанцы всю информацию получают именно через него. И очевидно, что новые технологии способствуют усилению влияния граждан и осуществлению общественного контроля. Вовлечённость граждан в то, чтобы улучшать предоставление качества госуслуг, повышает управление государственными финансами и обеспечивает большую прозрачность, подотчётность и социальную интеграцию.

Разумеется, не всё идёт идеально и многое нужно будет сделать, чтобы достигнуть полноценного диалога, партнёрства и сотрудничества государства и гражданского общества, заключила Б. Амгаабазар.

Затем презентацию «Инициативы гражданского общества: подходы и вызовы» для участников конференции провела директор программы «Инициативы гражданского общества» Высшей школы развития Университета Центральной Азии Динара Мусабекова. Первоначальный географический фокус — это Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан с долгосрочной перспективой осуществления деятельности в других странах, как в сельской местности, так и в городах. Специалисты программы подготовили анализ ситуации по четырём направлениям. В первую очередь по повышению потенциала организаций гражданского общества. Второе направление — это законодательная основа и политика в части гражданского общества, чтобы понять, как государство развивает и внедряет механизмы партнёрства с ОГО, какие существуют законодательные рамки, которые позволяют реализовать гражданское участие. Третье направление — это вопросы репутации, имиджа представителей гражданского общества.

Четвёртое — устойчивое финансирование, пожалуй, самый болезненный вопрос для гражданского общества. В рамках анализа исследователи попытались рассмотреть альтернативные механизмы для привлечения ресурсов из внутренних источников. Была рассмотрена филантропия на местном уровне.

Интересное сообщение сделал на тему «Гражданское участие для устойчивого развития» директор фонда «Сорос-Кыргызстан» Шамиль Ибрагимов. Он акцентировал, что гражданское участие — это просто необходимость, если мы действительно хотим развиваться стабильно и устойчиво. Пять лет назад здесь запустили программу «Гражданское участие», которая имеет специфический фокус. Её создатели сфокусировались на двух моментах. Первый — решено работать на уровне, который действительно волнует общественность, с вопросами, которые на самом деле мотивируют людей на конкретные действия, и сфокусироваться на партнёрах и организациях, которые имеют самую тесную связь с местными сообществами.

Второй момент — это поддержка городских инициатив в их разных форматах. К примеру, защита зелёных насаждений, ботанических садов, поддержка борьбы с загрязнением воздуха, других формальных и неформальных городских объединений, которые сфокусированы на решении городских проблем. Сюда входит и проведение урбан-форумов — площадок, где люди могут говорить и поднимать проблемы, которые их волнуют, а ещё и поддержка гражданских технологий, например, мониторинга загрязнённости воздуха в Бишкеке и иные инициативы, которые создают люди, где они связывают технологии и гражданское участие ради достаточно широкого спектра своих потребностей. Фонд поддерживает возможность людей делиться этими практиками. Как правило, города имеют одни и те же проблемы. Это недостаток ресурсов, общественных пространств, высокая урбанизация, маргинализация молодёжи.

Государственные бюрократы погружены в ежедневную рутину и не имеют достаточно времени, чтобы находить инновационные подходы в решении проблемы. Для устойчивого развития необходимо развивать среду, открытую к инновациям, к рискам, к свободе самовыражения, и среду, стимулирующую активную гражданскую позицию. Донорским структурам, каковой является фонд, нужно поддерживать новые и слабые организации. По-другому их никак нельзя взращивать, необходимо поддерживать и гражданские альянсы, которые работают на самом базовом уровне в максимальной связке с общественностью.

Работу конференции продолжили и завершили дискуссионные сессии (панели), посвящённые именно новым путям развития гражданского общества. В дискуссиях затронули и предметно обсудили такие темы, как социальные инновации, формы гражданского участия, гражданское лидерство, управление и партнёрство, перспективы стратегий развития гражданского общества, а также альтернативные устойчивые механизмы финансирования из внутренних источников.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Алмы КАРСЫМБЕК.






Добавить комментарий