Main Menu

Брачные истории

Брак есть брак. Он предопределён самой природой. Он нужен и необходим. Самой физиологией и прежде всего для продолжения рода. Брачных историй и обычаев в мире столько же, сколько людей и народов.

У кыргызов издревле существовали прекрасные обычаи сватовства и создания семей. Даже в условиях критикуемого отдельными противниками советского образа жизни не допускалось при этом нарушения прав девушек, учитывалось их право выбора жениха. Чего не скажешь о последних десятилетиях разгула «демократии» в условиях суверенного развития кыргызского общества. Ложно понятое чувство вседозволенности настолько развязало руки тем мародёрствующим элементам из числа коренной молодёжи, что они для вступления в брак стали попросту воровать девушек. И что возмущает: преподносят это как некий национальный обычай. К сожалению, в обывательской и люмпенской среде кыргызского общества такое мнение находит свою поддержку. Кощунство и дикость этого поражает и возмущает.

Потрясшая страну известная история с похищением и убийством девушки Бурулай — наглядный тому трагический пример. Цинизм этого преступления в том, что убийца представляет себя жертвой «неразделённой любви». Убив девушку, которую он вроде «любил», он в то же время не смог убить себя, лишь поранил — видите ли, ему захотелось ещё жить. Но знает ли он, что, кроме тюрьмы, обрёк себя на всенародное проклятие.

Вместе с тем история знает много не столь трагичных, вполне приемлемых случаев заключения брачных отношений.

К примеру, много интересного можно отметить при создании интернациональных браков. Особенно это касается периода существования многонациональных империй, когда власти предполагают искусственно объединить народы, сплотить их единой кровью. Примечательна в этом отношении история полководца Александра Македонского. Завоевав в 327 году до нашей эры Персию, он женился на местной принцессе и объявил её официальной супругой. В это же время он женил 90 своих воинов на дочерях из аристократических иранских семей. Видимо, Македонский полагал таким образом породниться с недавним противником, а быть может, подумал создать единый народ в рамках своей империи. Слияние народов, постепенная ассимиляция — всё это было в планах Македонского. Как мы знаем, история не получила своего развития. Слишком она была коротка в хронологическом плане. Дорогой читатель, не находите ли вы здесь аналогию с объявлением о формировании уже коммунистами единой общности советского народа аж два тысячелетия спустя?

В семидесятилетней истории уже многонациональной советской империи смешанных браков было предостаточно. И они поощрялись идеологами власти. Даже проводились социологические и иные исследования на этот счёт. Разумеется, с положительной оценкой таких тенденций. В итоге КПСС даже заговорила о создании единой общности — советского народа. Хотя речь шла об исторической общности, но где-то была, видимо, задумка и о возможности в будущем формирования этносоциальной общности с едиными языком, экономикой и культурой.

В советское время мне пришлось работать в одной очень даже серьёзной организации республики. Так вот, то ли это была инициатива местных сверхинтернационалистов, то ли установка центра, а в данной конторе откровенно поощрялись интернациональные браки сотрудников. Причём женившийся на русской или другой европейской национальности женщине сотрудник получал преимущество при продвижении по службе. Помню, однажды зам. руководителя ведомства по кадрам, недалёкий в своих интеллектуальных и идеологических воззрениях, с высокой трибуны откровенно и публично заявил, что они, то есть руководство, будут продвигать по службе членов так называемых интернациональных семей. Тупость и низкопоклонство этого горе-руководителя вызвало раздражение в коллективе, в том числе и среди сотрудников славянской национальности. К слову, руководитель этого ведомства назначался всегда Москвой, а сам этот «интернационалист» был женат на славянке. Можно предположить, что этот примитив наверняка женился тоже из карьеристских соображений.

Между прочим, выдвижение по службе представителей смешанных браков наблюдалось и в партийных органах.

Многие кыргызские руководители и представители интеллигенции в 20-30-е годы прошлого века женились на татарках. Это, видимо, было связано с тем, что девушки этой национальности были более образованны и европеизированы. Чего нельзя было сказать в то время о девушках коренной национальности. Ну и что же, в результате мы получили замечательных метисов, видных деятелей государства, литературы и искусства.

Разумеется, нет ничего плохого в смешанных семьях, если они создаются по любви и взаимному притяжению. Но в заключительный период советской истории чиновники КПСС в стремлении заидеологизировать эти явления наломали дров и в этой сугубо интимной сфере.

Независимо от национальности люди есть люди. И много брачных историй совершенно безобидных, счастливых и даже забавных. У меня из памяти не уходят четыре из них. И все они всамделишные, с реальными героями.

История первая

Живёт в селе Кара-Добо, что за Токмоком, хорошая женщина, уже в годах. Работала на почте. Была активисткой. Она рассказала, как женила сына. Ехала, говорит, на маршрутке. А с ней девушка. Чем-то она очень ей понравилась. Стройная, лицом приятная, скромно одета. Ну запала она ей в душу. Девушка не из их села. И наша героиня не стала выходить на своей остановке. Решила ехать дальше вместе с этой девушкой, узнать, где она живёт, а если повезёт, быть может сегодня же решить вопрос о сватовстве. Сын должен, обязан послушаться мать. Ведь она хочет выбрать ему хорошую невесту, и кому, как не ей, знать, какой она должна быть. Маршрутка доехала до последнего села, там и вышла девушка. Не обращая внимания на идущую за ней незнакомку, девушка проследовала домой. Женщина вслед за ней. И вот девушка открыла калитку и зашла домой. За ней постучалась в дом и наша героиня. Открыла мать. Наша героиня представилась и сказала, что необходимо поговорить по очень серьёзному вопросу. Хозяйка пригласила в дом. Оказалось, что она одна воспитывает дочь.

Наша героиня сообщила, что у неё взрослый сын, которого уже пора женить. Так и сяк, мол, девушка ей приглянулась, и она намерена ей предложить стать невестой сына. Хозяйка дома не стала категорически возражать, но сказала: пусть молодые сами решат, ведь им жить вместе. На том договорились и попрощались.

Приехав домой, возбуждённая и счастливая мать радостно сообщила сыну, что нашла ему невесту. Не ожидавший такой новости, никогда не видевший избранницу матери и не зная, что сказать, он тихо спросил: «А не толстая ли она?» Мать до сих пор смеётся, вспоминая этот первый вопрос сына. Загодя скажем, что молодожёны живут счастливой семейной жизнью. А невестка понравилась сыну нашей героини! Не толстой она оказалась!

История вторая

Есть в Ат-Башинском районе село Кара-Суу. Большое, по меркам высокогорной области, село. Долгие годы директором школы здесь был Дуйшен Макенбаев, уважаемый в селе человек. Успев женить старшего, который перебрался в столицу, второго сына он не успел женить. Жена его Токтобубу эже преподавала в школе историю. В районе её уважали как грамотного и опытного педагога, волевую женщину. К ученикам она была строга и требовательна, а могла и применить указку к провинившимся. Причём справедливо, ни дети, ни родители не жаловались. Вот и предложили ей продолжить дело мужа и возглавить школу. Поговаривали, что она из очень аристократической семьи, внучка самого Озбек бая, богатый памятник из кружевного железа которому стоит на Байтик-басполтоке, недалеко от Бишкека. Оставшись вдовой, она задумалась о будущем семьи и домашнего хозяйства. В селе многое зависит от разворотливости снохи. Тем более младший сын по традиции остаётся жить в доме родителей. А там большой дом, живность всякая. Ну как обычно в кыргызском горном аиле.

Успешно директорствуя, она приглядывалась к старшеклассницам — кто бы из них мог стать достойной невестой сына. И вот выбор пал на ученицу выпускного класса. Под стать своей матери, она была подвижной девушкой, аккуратной во всём, самостоятельной, не давала себя в обиду, из многодетной, трудолюбивой семьи. И родители порядочные и добрые люди. В общем выбор Токтобубу эже пал на эту девушку. Она стала намекать родителям девушки, что не прочь бы сосватать сына за их дочь. Те только улыбались, принимая это за шутку, не догадываясь о серьёзных намерениях директора школы. Но вот отгремел последний звонок, и, не дожидаясь, пока выпускники разъедутся кто куда, Токтобубу эже нагрянула к родителям с самыми серьёзными предложениями о сватовстве.

Она была настойчива и не могла допустить возражений. Да к тому же кто может отказать авторитетному директору школы! И для родителей девушки, признаться, было честью породниться с уважаемой семьёй.

Будущие родственники обговорили все вопросы брачных дел. И в назначенный день невесту привели в дом Токтобубу эже, поместили за занавес — кошого в низко накинутом платке вместе с сопровождающей её подружкой. По случаю привода невесты начинают приходить гости, которые дарят подобающие в таких случаях суюнчу и корундук (соответственно вознаграждения за приятную новость и возможность лицезреть невесту).

Так, в свадебных церемониях, встречах и угощениях гостей прошёл день. Наступил вечер, потом ночь. Поздно уже, а жениха и след простыл. То ли от стеснительности, то ли ещё от чего он убежал куда-то. Невеста начала беспокоиться: вдруг жених передумал, вдруг она не понравилась ему, а вдруг — и такие мысли, вероятно, приходили в голову — у него есть возлюбленная. По правде говоря, кто знает — не он же выбрал её, а мать. Невеста забеспокоилась, собираясь даже вернуться к родителям, благо жили недалеко, на соседней улице. Тревожиться поздним отсутствием сына начала и Токтобубу эже. Успокаивая невестку: «Не уходи, дорогая! Придёт он, куда денется. Ну а если не придёт, оставайся у меня!», сама чуть не плакала. И действительно, очень поздно жених вернулся. Мягкий по характеру, деликатный Рыскулбек, видимо, застеснялся матери и невесты, того, что его ожидала первая брачная ночь и последующая взрослая жизнь.

Сейчас у Рыскулбека и его жены трое сыновей и дочь. Живут они счастливо и благодарны, что их судьба так удачно решена по воле их родителей.

Давно нет Токтобубу эже. А её слова: «Не уходи, доченька. Если он не придёт, то мы станем жить вдвоём!» — стали крылатыми. И их с улыбкой вспоминают односельчане.

История третья, кавказская

По рассказам участника афганской войны, Героя Советского Союза, бывшего главы Ингушской Республики Руслана Аушева, его судьбу тоже выбрали родители. Решив посвататься, родители жениха и невесты устроили им свидание. Причём жених впервые видел невесту. Они смогли побыть вместе и поговорить всего, как вспоминает Аушев, минут пятнадцать. Они с женой благодарны родителям за то, что уже столько лет живут счастливой семейной жизнью, в согласии и любви, имеют детей.

История четвёртая

В университете 80-летнего профессора уважают. Он воспитан, деликатен, невозмутим, ни коллеги, ни студенты от него не слышат не то что ругани, но и громких слов. Очень вежливый человек с тихим голосом, утончённый эстет. Каков же он в семье? — интересуются сослуживцы. Выясняется, что профессор и дома такой. Более того, от супруги просочились сведения: в молодости он был настолько застенчив, что к супружеским обязанностям приступил аж на двадцатый день женитьбы, и то по инициативе молодой жены. Оказывается, и такое бывает!

Вот такие истории! Плохие и хорошие. Дай Бог, чтобы хороших историй было больше!

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ.






Добавить комментарий