Main Menu

«Внутренние угрозы развитию стран СНГ»

В российском журнале «Общество и экономика» опубликована  статья академика Турара Койчуева «Внутренние  угрозы развитию стран СНГ». Редакция «Слова…» заинтересовалась публикацией нашего ученого и решила у себя дать  статью с сокращениями. И это обоснованно.
В материале рассмотрены проблемы, представляющие серьезную yгрозу поступательному развитию стран СНГ, в том числе и Кыргызстана. Это резкое расслоение населения по уровню доходов и заметная бедность; разрыв в развитии регионов; коррупция и криминал; нестабильность и неустойчивость в партнерских отношениях на постсоветском экономическом пространстве, неразвитая экономика; отставание в инновационном развитии; политическая нестабильность; слабое внимание к образованию и культуре; неуважительное отношение к собственной истории и ослабление чувства патриотизма.
Автор предложил ученым стран Содружества интенсифицировать обсуждение этих проблем и определить пути их решения.
Читаем.

20 лет прошло, как распался СССР. Все союзные республики получили независимость и строят политическую демократию, социальную рыночную экономику, сформировали новое государственно-правовое устройство. На этом пути страны столкнулись с трудностями, имели место неудачные решения, сложившиеся системы страдают многими очень существенными недостатками. Однако в целом трансформационный процесс не прервался и проходит в правильном направлении, хотя таит в себе проблемы, подчас представляющие серьёзные угрозы поступательному развитию. Это не мнимые, а реальные угрозы социально-экономическому развитию, угрозы, которые распространяются на общественно-политическое и государственно-правовое устройство. Их нельзя объяснить действием внешних факторов, поскольку они порождены внутренними причинами.
Первую опасность представляет резкое и возрастающее расслоение  общества  по уровню доходов, когда заметная часть населения беднеет и не находит сфер приложения для своего труда, а другая,  незначительная часть, богатеет безудержно вопреки всякой экономической логике и без каких-либо социальных и моральных ограничений. Социальный взрыв возможен, если государство не окажет содействия бедной части населения, не обуздает неоправданное обогащение меньшинства и не выработает экономические механизмы правильного, обоснованного распределения доходов. Кыргызстан долгое время находится в группе государств с низкими доходами и  остается одной из отсталых стран мира.
Вторую угрозу представляют различия в уровне развития регионов страны и возрастающий разрыв между ними. Вся хозяйственная жизнь сосредоточена в одном-двух экономических центрах. В отстающих регионах экономическая жизнь замораживается. Население оказывается в критическом положении, идет его массовый отток. Это становится угрозой территориальной целостности и безопасности страны. В отсталых регионах экономическую жизнь следует возродить. Население должно иметь возможность создавать основы своего благополучия. Запустение в отсталых районах нужно преодолеть. Неоправданно большой приток населения из отсталых районов обусловливает экономические и социальные негативные процессы и в развитых регионах, провоцируя конфликты. Социальный взрыв на основе протеста против заброшенности в отсталых регионах, конфликты между местным населением и людьми, прибывшими в развитые регионы, вполне могут стать реальными.
Центр интенсивной хозяйственной жизни, предпринимательства и бизнеса — столица страны Бишкек. Интенсивна хозяйственная жизнь и в столичной Чуйской области. Из имеющихся в стране 13 669 предприятий 63% сосредоточено в Бишкеке (8 640 единиц) и 11%  — в Чуйской области (1 438 единиц). По данным Нацстаткома, в Бишкеке проживают 846,5 тыс. человек, в Чуйской области — 808,2 тыс. чел., в совокупности — 1,65 млн. чел., т.е. 30,6%  (примерно 1/3) населения республики. Это по факту прописки. Но неучтенный приток населения в Бишкек  и Чуйскую область значителен. Это негативно отражается на развитии  отсталых регионов, откуда происходит отток. Не могут Чуйская долина вместе с Бишкеком стать «пристанищем» для проживания и хозяйственной жизни всего населения республики. Это опасно и для экономической, и для национальной безопасности. Население каждого региона должно в основном оставаться по месту своего проживания и благоустраивать там свою жизнь. Государство должно содействовать этому, проводя целенаправленную экономическую и социальную политику.
Третью угрозу представляют коррупция и криминал. Если не будет настоящей решительной и беспощадной борьбы с этими явлениями,  может произойти полное сращивание коррупции и криминала с властью. А это угроза государственности, государственно-правовому устройству, общественно-политическому строю, социально-экономическому укладу.
После революций 2005-го и 2010 годов в средствах массовой информации были обнародованы многочисленные факты коррупции в структурах власти. Но ни одно крупное разоблачение преступлений, нанесших ущерб национальной и экономической безопасности, в правовом порядке не было рассмотрено в полной мере, расследования не доведены до судебного приговора, т.е. виновные не наказаны и ущерб не возмещен.
Четвертая угроза — это  возможная нестабильность, неустойчивость в партнерских отношениях на постсоветском экономическом пространстве, что чревато экономическими, пограничными, межэтническими конфликтами. Поэтому достижение устойчивых, долговременных, доверительных политических и экономических отношений — основа мирного цивилизованного развития в Содружестве Независимых Государств.
Может быть, нужно принять многосторонний политический документ (манифест, декларацию, договор), поднимающий межгосударственные отношения на качественно новый уровень, способствующий доверию, готовности к сотрудничеству, толерантности, исключающий подозрительность, разжигание конфликтов, национальную междоусобицу.
Если государственные власти не готовы это сделать, то гражданские сообщества могли бы созвать гражданский общественный форум, который выразит свое мнение и обратится к властям, чтобы они прислушались к чаяниям народов.
Пятую, одну из главных, угрозу представляет состояние экономики. Если оно будет оставаться ущербным, то страна не сделает прорыва в своем экономическом развитии. Общество в целом, интеллектуальная элита, научная мысль, политические силы, власть должны сообща выбрать более жизнеспособную и эффективную модель социально-экономического и политического развития, государственно-правового устройства, определить долговременную перспективную концепцию развития, выработать и реализовать научно обоснованную, политически продуманную, социально оправданную, реалистичную экономическую политику. Увы, пока экономические реформы не привели к весомым результатам.
Нельзя более мириться с ущербным состоянием экономики. Важно сделать прорыв вперед. Иногда высказывается мысль, что Кыргызстану как малой стране сделать это будет трудно. Но ведь есть много малых стран с достаточно высоким уровнем развития. Возьмем для сравнения государства с примерно равной  численностью населения. Дания — примерно 5 млн. человек, в 2008 г. ВВП на душу населения — 68,5 тыс. долл. США; Норвегия: 5 млн. человек, 90,0 тыс. долл. на душу населения; Сингапур — 5 млн. человек, 36,4 тыс. долл.; Словакия: 5 млн. человек, 19,0 тыс. долл.; Финляндия —         5 млн. человек, 54,3 тыс. долл. на душу населения. Туркменистан с 5 млн. человек уже достиг 3 660 долл. ВВП на душу населения. А в Кыргызстане в том же 2008 г. ВВП на душу населения составил лишь 880 долл.
Нужны глубоко продуманные научные подходы к определению будущего развития экономики нашей страны. В целом темпы экономического роста должны складываться за счет усилий всех производств (отраслей), а не  достижений отдельных производств при замедленном росте остальных или даже их провале. Нужен последовательный курс на снижение затратности экономического роста, повышение рентабельности производства и наращивание его инвестиционного обеспечения.
При прогнозировании, составлении программ, определении темпов требуется всестороннее обоснование с учетом производственного потенциала, возможной потребности и возможных потребителей, инвестиционной обеспеченности и предположительных инвестиционных вливаний.
Шестую    угрозу    представляет    отставание    в    научно-технико-технологическом и инновационном развитии.  Если республика не примет кардинальных мер по ликвидации или сокращению инновационного отставания, отставание республики по экономическому развитию не только от развитых стран мира, но и от стран СНГ, постсоветской Центральной Азии еще более усилится.
Угроза научно-технического отставания — одна из самых острых. Для борьбы с этим  необходимо объединить усилия  государства и предпринимателей. На мой взгляд, надо создать единый национальный фонд инновационного развития, куда должны  направляться средства как из государственного бюджета, так и из доходов предпринимателей. Отчисления в этот фонд должны быть обязательны. Средства из него необходимо направлять на поддержку науки, техники, технологий, инновационные проекты как государственного, так и частного сектора экономики.
Седьмую угрозу представляет политическая нестабильность, которая сохраняется все 20 с лишним  лет независимости. Если она не будет преодолена, это будет угроза не просто экономическому развитию, а самому существованию Кыргызской Республики как государства.
Очевидную  угрозу представляет отсутствие должного внимания к судьбе подрастающего поколения. Если оно не получит достойное современное образование, духовное развитие и не найдет привлекательную сферу приложения труда, то будущее республики  безрадостно.
И еще одна угроза —  потеря исторической памяти, отсутствие уважения и справедливого отношения к своей истории, в которой позитивного было больше, чем негативного. Нельзя всю историю сводить к порокам власти. Отрицание многообразия истории, ценности ее уроков лишает правильного понимания настоящего времени и правильного предвидения будущего.
Как угрозу можно расценить и исчезновение чувства национального достоинства, патриотизма, гордости за страну, в которой проживаешь,  уважения к своему народу, за его место в кругу народов мира. Потеря патриотизма — потеря осознания себя как части народа. Но для сохранения, приумножения, возвышения чувства патриотизма нужно, чтобы народ не замыкался в своем прошлом, не поддавался инстинктивному ходу развития, а развивался в соответствии с требованиями современности, был готов осуществлять прогрессивные изменения, обогащаясь мировым опытом и пополняя его. Эту задачу   народ Кыргызстана способен решить, но для этого он должен умно и умело отвести от себя те угрозы, о которых говорилось выше.
На мой взгляд, необходимы регулярные дискуссии ученых и экспертов постсоциалистических стран для  обмена опытом. Следует преодолеть существующий застой в отношении специалистов. Не сомневаюсь, что интенсификация такого общения принесла бы пользу всем странам.

Турар КОЙЧУЕВ,
академик Национальной академии наук, советник, член президиума НАН, профессор Кыргызско-Турецкого университета «Манас». 

 



« (Previous News)



Добавить комментарий