ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ «НЕБЕСНЫХ» ДАВАНЬСКИХ КОНЕЙ

В северо-западной части Ферганской долины в горных районах Ошской области на скальных поверхностях сохранились великолепные древние памятники первобытного и средневекового наскального искусства в виде петроглифов (гр.) petra — cкала, утёс, камень и glyphe — резьба = наскальные изображения, выбитые (высеченные) или нанесённые краской на каменной основе (скальных породах), которые имеют самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Особенности пород камня, слагающего горные массивы этих территорий, и отсутствие техногенного фактора обусловили широкое распространение петроглифов и их хорошую сохранность. В техническом отношении петроглифы выполнены двумя характерными приёмами: точечной выбивкой и прочерчиванием. Интенсивность частоты и глубины выбивки корректировались древними художниками цветом скальной породы, углом падения солнечных лучей и позицией по отношению к странам света.
По мнению академика М. Масона, эти изображения были посвящены даваньским скакунам-аргамакам и свидетельствовали о культе коня в древней Фергане (Давани).
Наиболее известным местом с наскальными рисунками, являющимися памятником знаменитых «небесных коней» Ферганской долины, являются скалы горы Сюрёт-Таш (ар.) сюрёт — изображение, картина, иллюстрация, рисунок, портрет, образ + (кыр.) таш -камень = наскальные рисунки, расположенной в известняковом массиве Орто-Токоя в 8 км от города Оша в западном направлении. На гладких поверхностях этих скал древние люди, жители Даваньского государства, средоточием которого была Ферганская долина, изобразили целый комплекс одиноко стоящих «небесных» коней (более 30 рисунков). Именно так называли тогда знаменитых скакунов, которыми гордилась эта страна. Все эти рисунки выполнены на высоте около 15-16 м от подошвы скалы точечным сколом. Среди них резко выделяются большие изображения двух пар лошадей, вероятнее всего, жеребцов и кобылиц. Их фигуры переданы очень изящно и чётко. Контуры лошадей выцарапаны на камне почти в натуральную величину и закрашены охристым веществом, за тысячелетия не потерявшим яркого цвета. Особенности стиля и техники этих изображений позволили А. Бернштаму связать их с легендой о высокопородных небесных лошадях «тяньма», разводимых в Давани. Это послужило ему поводом к локализации города Эрши, славившегося разведением этой породы лошадей, на городище Мархамат.

Скопление рисунков коней и высеченных на некоторых камнях жертвенных чаш служило этому ареалу ролью святилища, в котором поклонялись коню и главному божеству — солнцу. Эти культовые обряды свидетельствовали о культе коня в древней Фергане.
Другим наиболее известным памятником с наскальным рисунком даваньских коней является Араванская скала, расположенная на горе Айырмач-Тоо в восточной части села Араван, в 27 км от города Оша. Памятник представляет собой каменную гряду, скалу, на некоторых поверхностях которой высечены наскальные изображения горных козлов, лошади и диких животных. Здесь же, у подножья основной части скалы расположены: водный источник; погребение, почитаемое местным населением как могила святого Дулдул аты, и мечеть.
Абшырсайские наскальные рисунки с изображением коней обнаружены на отдельной скале в долине реки Абшыр-Сай в 5 км от села Кёк-Жар. По стилю эти изображения идентичны подобным наскальным изображениям даваньскиих коней в Араване и Сюрёт-Таше, но отличаются от них меньшими размерами.
Такие же изображения даваньских коней имеются в ущелье на правом берегу реки Араван-Сай Ноокатского района. По стилю изображения они также идентичны изображениям даваньских коней в Араване и Сюрёт-Таше и также отличаются лишь небольшими размерами.

В последние годы местными исследователями Э. Сулаймановым и К. Малтаевым изображение лошади было обнаружено и на горе Сулайман-Тоо. По стилю и технике исполнения оно почти аналогично широко известным изображениям коней на Араванской скале и на Айрымач-Тоо. У этой лошади такое же поджарое тело, высокие стройные ноги, маленькая голова на длинной, плавно изогнутой шее.
Локализация этих памятников указывает на то, что именно эти предгорные районы юга Кыргызстана служили центрами коневодства в древности.
Следует отметить, что даваньские кони, несмотря на типичность образа, стилистически сильно отличаются от других изображений. Они выполнены с большим мастерством и точным знанием особенностей животных: с красивыми формами тела, длинными стройными ногами, с сильным крупом. И особое отличие их — маленькая изящная голова на длинной изогнутой шее — как бы передаёт образ действительно высокопородных «небесных» коней.
Из исторических источников известно, что даваньские кони славились быстротой, резвостью и выносливостью. Они участвовали в различных состязаниях и спортивных играх. И не только. Их выращивали и для военных целей. Во время длительных военных походов они могли быть в пути до 60 дней. Среди литературных источников, кроме «Исторических записок (Ши цзи)» китайского путешественника Сыма Цаня, сведения о даваньских конях приводятся в эпосе «Манас», где воспеваются эти несравненные скакуны, не знающие устали.
Ферганские «небесные» кони относятся к одной из наиболее ранних известных в мире пород культурной скаковой лошади быстрого и лёгкого восточного типов. Именно они являлись предками всех лучших азиатских пород лошадей: арабских, туркменских (ахалтекинских) и современных кыргызских. Коневодством занималось осёдлое население Даваньского государства. Будучи потомками диких и одомашненных лошадей, которые выращивались в специфических природных условиях, все эти породы лошадей не могли не унаследовать от своих предков невероятную выносливость и приспособленность к окружающим условиям. Лучшие кони, несомненно, были на стойловом содержании, их кормили люцерной.
Из исторических источников и археологических раскопок известно, что породистых лошадей разводили в Фергане на протяжении 600 лет. Для выведения же ценной породы верховых лошадей требовалась длительная селекционная работа, следовательно, начало разведения породистых коней относится к ещё более раннему периоду. По мнению академика М. Массона, наскальные рисунки этих коней были выполнены в I тысячелетии до н. э., а по мнению ряда других учёных — ещё раньше.
В одной из легенд так рассказывается о выведении даваньской породы лошадей. В северо-западной части живописной Ферганской долины, у подножия высоких скалистых гор бил водный источник с живительной влагой, вытекающий из глубин земли. И каждый раз, когда пастухи пригоняли к нему на водопой табун лошадей, появлялся конь необыкновенного телосложения и масти, который спускался с горной кручи не известно откуда, и поэтому пастухи стали называть его «небесным».
На самом деле это был крылатый божественный конь, созданный по воле бога наряду с обычными вьючными животными, но в отличие от них — крылатым, т. е. летающим конём. По древним представлениям некоторых народов, никто не должен был видеть крылья этих летучих коней, иначе они могли умереть. Поэтому крылья после приземления становились невидимыми.
Крылатые кони с давних времён были частью мифологии многих народов. Зачастую они были напрямую связаны с божествами, часто выступая в роли божественных вестников. К таким крылатым коням относятся Пегас (в греческой мифологии), Тулпар (в мифологии тюркских народов), Бурак (в арабской мифологии) и ряд других летающих лошадей, о которых обычным людям известно мало.
В книге Джоан Роулинг «Волшебные твари и где их искать» о крылатых конях говорится следующее: «Крылатые кони обитают по всему миру. Существует множество различных пород, включая Абрацанскую (паломино, исключительно мощная и крупная), Эфонскую (каштановые, популярны в Британии и Ирландии), Гранскую (серая и очень быстрая) и редкую Фестрическую (вороная, обладающая способностью становиться невидимой и, по мнению многих волшебников, приносящая несчастье).
Крылатый конь как бы спускался с небес и спаривался с местными кобылицами. Через определённое время у них рождались жеребята. Когда они вырастали, то превращались в крупных, превосходных и красивых станом жеребцов.
Когда пастухи их оседлали и объездили, они увидели, что они точно летают между небом и землёй. Жеребцы были послушны узде, быстрыми в беге и удивительно выносливыми. Это была действительно уникальная порода лошадей.
В другой, более прозаичной, китайской легенде говорится о том, что в Давани, в высоких недоступных горах водятся необыкновенные горные лошади, которых невозможно поймать. Поэтому местные пастухи выбирают в своих стадах пятишёрстных, т. е. пёстрых кобылиц и отгоняют их к подошвам гор, где живут дикие лошади. Их жеребцы каким-то образом спускаются с гор, случаются с местными кобылицами, и от них рождаются жеребята, которых называют небесными, звёздными, золотыми и благородными.
По названию местности эти рослые и дорогие лошади стали называться даваньскими и являлись самой лучшей азиатской (восточной) породой верховых лошадей. Многие правители соседних государств были готовы отдать полцарства за одного такого коня.
Восточные породы лошадей являются первыми верховыми именно у народов Ближнего Востока и Средней Азии, у которых была высоко развита культура верхового коневодства с древнейших времён. Статные кони, показывающие великолепные ездовые качества, были известны ещё с IV-III тысячелетия до н. э. На Руси все породы восточных лошадей называли аргамаками (арабскими благородными конями). Аргамак (тюрк.) argamak = арга — обобщающее слово, означающее в комплексе силу, ловкость, изворотливость, умение выходить из безвыходного положения + мак — аффикс имени прилагательного, образованного от имени существительного) = конь среднеазиатской (восточной) породы, обладающий силой, ловкостью, изворотливостью. Чаще других это название доставалось ахалтекинской породе лошадей, которая отличалась не только выдающимися верховыми характеристиками, но и прекрасным экстерьером, под которым понимают внешние формы её телосложения.
К этой же породе даваньских коней относятся кыргызские аргамаки. Они считаются лучшей породой кыргызских лошадей и ведут своё начало от туркменского аргамака. Голова у представителей этой породы большая и сухая, ноги такие же сухие. Кыргызский аргамак очень вынослив, редко устаёт. Движения у него ровные, но слегка тяжеловатые. Эти лошади хорошо приспособлены к передвижению как по степи, так и по холмистой или гористой местности. При этом они достаточно резвы и энергичны.
Кыргызские аргамаки круглый год находятся на пастбищном содержании и питаются подножным кормом, найденным самостоятельно. Жеребята появляются на свет также на пастбищах под открытым небом и уже в полугодовалом возрасте, следуя за табунами, добывают себе корм. Все эти суровые условия жизни закалили аргамака, и эти животные могут усиленно работать даже на скудных кормах. При обильном же кормлении эти лошади приобретают бодрый и сытый вид с округлыми формами, чему способствует общая правильность сложения лошадей этой породы.
Юрий БЕЛЯКОВ.
Related News

На войне как на войне
В 2018 году постановлением правительства 26 октября объявлен Днём чествования воинов Баткена и памяти военнослужащих,Read More