Main Menu

Проще зонтик над головой ветерана подержать. Раз в году…

Участник легендарной Ясско-Кишинёвской операции танкист Пётр Поломошнов до сих пор ждёт от государства однокомнатной квартиры, а 99-летнюю вдову участника войны Алиман апу Бакалову из села Сары-Камыш иссык-кульские чиновники списали со счетов.

9 МаЯ 2019 года тоже ушло в историю… Тот день, когда исполнилось 74 года со времени окончания Великой Отечественной войны. Что сказать? Погода в Бишкеке третий год балует. Это не 9 Мая 2016 года, когда Бессмертный полк у нас в столице пошёл в свой второй поход. Помните? Небо разверзлось нескончаемыми потоками холодной воды, мало кто верил, что полк пойдёт, а он пошёл — да как! По пути принимая в свои ряды всё новых и новых участников и становясь от того ещё полноводнее. Соединились две реки: небесная и земная. Земная — скорбящая и торжественная, вдруг через десятилетия тлеющей памяти осознавшая, как дорого заплачено отцами за то, чтобы жизнь продолжалась, и как безмерна должна быть благодарность за это. Правда, когда Бессмертный полк дошёл до Вечного огня на площади Победы, его там никто не ждал: традиционное мероприятие с участием первых лиц государства уже завершилось, и подхлёстываемые ненастьем большие люди разъехались. Получились две самостоятельные программы: одна официальная, с дежурными речами за выносной трибуной у Вечного огня, другая — организованная активистами-общественниками. Помнится, как с обидой и недоумением писали о том в сетях инициаторы Бессмертного полка. По сути, они тогда преподали урок и руководству страны, и мэрии столицы. Урок о том, КАК НАДО ПОМНИТЬ.

В отличие от первых двух лет, Бессмертный полк на площади теперь ждут, и официальные мероприятия плавно переходят в его встречу. Более того, Президент успевает пройти первые километры с полком, а потом открыть митинг-реквием у Вечного огня. В Москве наоборот: сначала парад Победы на Красной площади, потом Владимир Путин идёт с портретом отца-разведчика в первых рядах Бессмертного полка. Акция «Бессмертный полк» проходит даже в дальнем зарубежье, где есть хоть горсточка бывших советских граждан или их потомки. Впечатляют её масштабы в Израиле, это понятно: масштабы ненависти Гитлера к евреям ни с чем несопоставимы.

На пространстве СНГ акция проходит по-разному, в зависимости от того, как нынешние руководители республик оценивают значение Великой Отечественной войны: где-то локально, на обочинах официальных мероприятий. У нас получилось остановиться у черты выхолащивания и дать второе дыхание подвигу, совершённому поколением наших отцов и матерей. Нынешней весной Бессмертный полк собрал в Бишкеке, по подсчётам, примерно 50 тысяч участников. Отрадно, что рядом со взрослыми шли дети, стоически выдерживая путь в шесть километров от Южных ворот до Вечного огня. И всё больше становится мальчишек и девчонок, причём самых маленьких, в солдатских пилотках со звёздочкой, в матросских бескозырках. Это не бутафория: это результат того, что взрослые осознают, что хорошим в своей истории надо гордиться.

…Для ветеранов войны, тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников концлагерей и просто почётных граждан города на площади Победы специально построили из лёгких конструкций навес, откуда было удобно наблюдать и за митингом-реквием, и за парадом войск. Участников Великой Отечественной среди них уже были единицы. Их встречали и чрезвычайно бережно вели, помогая рассаживаться, парни и девушки в ярких футболках и белых кепках с логотипами столичной мэрии. Даже зонтики предусмотрели, чтобы яркое солнце не припекло головы престарелым людям, пока они преодолевают метры асфальтовой дорожки до навеса. Для иных из ветеранов само присутствие на площади — уже подвиг. Как этому дедушке в инвалидной коляске, которого прикатил внук. Не решилась спросить имя, видя, что человеку каждая минута даётся с трудом. Для него и военный мундир с боевыми наградами — наверное, непомерно тяжёл. Поэтому надел лёгкую белую рубашку с планками медалей и орденов. Другие ветераны стараются держаться браво: расправляют плечи, сосредотачиваются, заметив направленный на них фотоаппарат. Добросовестно, как привыкли делать всё в этой жизни, отвечают на вопросы журналистов. Для них каждое 9 Мая — это уже рубеж. Очередной. Как когда-то — окоп или высота, а потом — плановое задание в заводском цеху и на колхозном поле. Теперь цель — дожить до 75-летия Победы. «Ощущаю себя здесь, на параде Победы, не 93-летним, а гораздо моложе, — говорит Юрий Борисович Крупин, — жаль, что многие ветераны не дожили до этого дня. На прошлой неделе умерли пятеро, сегодня ночью — один». Юрий Борисович родился на Украине, войну встретил 15-летним, знает, что такое ужас эвакуации под бомбёжкой фашистских самолётов. Через три года ему самому пришлось летать — в самолётах, которые несли гибель немецким захватчикам. Так и остался в авиации, отдав ей 28 лет жизни.

У Петра Ивановича Поломошнова в этом году юбилей — 95 лет. Родом он с Алтая. Видать, сибирская закалка и помогает ему столько лет держаться в седле. После 7-го класса по направлению рай-исполкома отучился на курсах трактористов. Это и сыграло роль, когда в 1942 году попал на фронт: воевал механиком-водителем в составе 6-й танковой армии. Сначала на 1-м, потом — на 2-м Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. Участвовал в том числе в легендарной Ясско-Кишинёвской операции, которая считается одной из самых удачных операций советских войск в Великой Отечественной войне, входит в так называемую десятку сталинских ударов. Пётр Иванович и горел на фронте, когда подбили его танк, и тонул, и замерзал, был ранен, но выжил. Демобилизовался в 1946-м.

…Асма Гайсовна Каюмова пришла с портретом отца к Вечному огню — может, сочла, что путь вместе с Бессмертным полком с южного конца города до центра ей не по силам. Своего отца Гайсу Гатиновича Гатина она никогда не видела и видеть не могла, потому что родилась уже после его ухода на фронт. Но знает о нём много и даже побывала два года назад на его могиле в Тверской области. Кстати, Гатиных в Великой Отечественной войне погибло и пропало без вести очень много. Оказывается, очень распространённая среди татар фамилия. В Виртуальном музее Великой Отечественной войны Республики Татарстан (так называется электронная Книга Памяти в этой стране) я насчитала их 368.

Гайса Гатинович родился в 1906 году в деревне Туйметкино Черемшанского района Казанской губернии. Работал механиком на мельнице, слыл большим мастером своего дела. Растил семерых детей. Ушёл на фронт на второй день войны. Воевал сапёром. Погиб в 1942-м. Его однополчанин-друг прислал с передовой письмо: был страшный бой, неделю после него подбирали погибших. Гайсу Гатиновича, как сообщалось в извещении, похоронили в деревне Ново-Ожибково. На самом деле он был погребён в нескольких сотнях метров от неё. Ново-Ожибкова давно уже нет на земле. Боец из деревни Туйметкино покоится вместе с почти тремя тысячами воинов в братской могиле. На ней и побывала дочь.

Сама Асма Гайсовна всю жизнь работает рентген-лаборантом в поликлинике. Почему приходит с портретом отца к Вечному огню? Потому же, что и другие: чтобы ещё раз соприкоснуться с памятью отца. Чтобы с Высоты вечности он увидел: люди помнят и ценят, ради чего он отдал свою жизнь.

Отрадно, что у нас в обществе находятся молодые люди, которые не по решению правительства и не по какой-либо другой чиновничьей указке, а просто по велению сердца организуют акции помощи ветеранам войны, блокадникам, труженикам тыла, узникам концлагерей, вдовам. Одна из таких акций — «Успей сказать «Спасибо!» Энтузиасты бросают клич в Сети, собирают денежные средства, накупают всяких вкусностей (не каких-нибудь там макарон, растительного масла и печенья — дежурных наборов, формируемых властями) и развозят по домам.

…Уже который год в календаре молодёжного объединения M.O.S.T. 9 Мая — особый день. Этой организацией, в которую входят четыре созданных в разные годы автоклуба, движет не только любовь к авто, но и желание творить добро. По возрасту — внуки поколения, положившего конец Второй мировой войне, выросшие в семьях, где хранят фронтовые карточки дедов и их письма с передовой, парни и девушки считают себя обязанными заботиться о ветеранах. «Мы должны донести правду об их подвиге следующим поколениям, чтобы помнили», — говорит координатор клуба «Никто, кроме нас» Марьяна Володина. Аббревиатура самого названия их организации, если сложить буквы (most), в переводе с английского означает «большинство». Понятно, какой смысл ребята вкладывают в это слово. 9 Мая они в своих авто сопровождают Бессмертный полк, а потом устраивают на летней площадке кинотеатра «Россия» замечательный праздник для ветеранов. Встречают духовым оркестром, показывают один из любимых фильмов времён их молодости, создают атмосферу, в которой под гитару и песни военных лет вспоминается былое. Само собой — в программе вкусное угощение. А потом всех развозят по домам, вручив щедрые пакеты с продуктами. Пакеты развозят и тем, кто уже прикован к постели и не смог прийти. Такое внимание ребята стараются оказывать ветеранам и в другие праздники. Кроме того, они частые гости в детском доме «Ковчег надежды», расположенном в селе Ново-Покровка. Сейчас M.O.S.T. готовится к тому, чтобы создать по примеру России во всех областях Кыргызстана добровольческое движение «Волонтёры Победы».

Добро бы так относились к ветеранам всегда и везде, и в первую очередь государственные организации. Увы, в нашей жизни хватает обратных примеров. В канун 9 Мая мы рассказали в своей газете о вдове ветерана войны из села Сары-Камыш Иссык-Кульского района Алиман апе Бакаловой. Одна из первых выпускниц Пржевальского педагогического училища, она всю жизнь проработала учительницей начальных классов, включая войну. После уроков учителя вместе с классами шли в поле и вслед за комбайном собирали оставшиеся колоски, чтобы фронт не голодал и бил врага. В следующем году Алиман апе исполнится 100 лет. По сей день родные не могут добиться, чтобы государство выплачивало положенные ей, как вдове ветерана, выплаты. Не признают её вдовой. Незрячую и прикованную к постели женщину списали со счетов все государственные организации в Иссык-Кульском районе, которые обязаны содействовать тому, чтобы её права были защищены: акимиат района, управление социального развития, отдел образования, Тору-Айгырский айыл окмоту, на территории которого находится Сары-Камыш, Балыкчинский горвоенкомат, откуда призывался её муж.

…9 Мая соцсети облетела фотография: вице-премьер и губернатор Таласской области посетили ветерана войны. Худенький аксакал с цветами и конвертом сидит на тесном диванчике, зажатый меж довольными собой высокопоставленными гостями, позирующими на камеру. Одарили, что называется. При этом не сочли нужным разуться, как положено всякому входящему в жилище кыргызов. Аксакал в носках, они в башмаках, впечатав их в ковёр. Дело не только в гигиене (хотя это в первую очередь), дело в ощущении себя. Чиновники, нанёсшие визит аксакалу, ощущают себя Большими Людьми. А раз большие, то общепринятые нормы не для них. И это — показатель их истинного отношения к аксакалу и его жилищу.

Четыре года назад танкист Пётр Иванович Поломошнов, награждённый на фронте орденом Славы и орденом Отечественной войны I степени, ныне инвалид войны, обратился к Президенту страны с просьбой выделить ему однокомнатную квартиру, чтобы «пожить по-человечески хотя бы последние год-два». Дом, который Пётр Иванович когда-то получил от завода «Сельмаш», где проработал после войны 25 лет, обветшал, а привести его в порядок нет сил. Однако мэрия ответила, что «из-за отсутствия муниципального жилья рассмотрение вопроса о выделении жилья не представляется возможным». Ещё и фамилию переврала: назвала «Поломошниковым». Вот так. В тот год Великой Победе исполнилось 70 лет — думал ветеран, что уважат его в честь юбилейной даты. «Столько новых домов в Бишкеке, а ветерану в них места нет!» — пожаловался он тогда журналисту.

В этом году Пётр Иванович уже и не просит. Знает, что не дадут. Хотя уже 75-я годовщина на носу. Мэрия когда-то в своём письме ему пообещала, что «по мере строительства и ввода жилья в эксплуатацию данный вопрос будет рассмотрен». Да, видать, на том и забыла. Как упомнишь-то, столько мэров сменилось. Проще зонтик над головой ветерана подержать. Раз в году…

Кифаят АСКЕРОВА.

Фото автора.






Добавить комментарий