Main Menu

Новые правила взаимодействия с бизнесом

Мировая креативная экономика не стоит на месте, резко меняется торговая архитектура, оперативно внедряются новейшие технологии, бушуют торговые войны, борьба за инвестиции достигает небывалых размеров. К примеру, в огромном Китае совсем исчезли «челноки», купи-продай превратились в цивилизованные супермаркеты. (Кстати, с «Дордоем», что в столице республики, происходит то же самое).

Следует оперативно, адекватно реагировать на участившиеся изменения, повышая собственную конкурентоспособность. Сделки всё настойчивей уходят в цифровой формат, и с этим нельзя не считаться. Сегодня на передний план выходят развивающиеся страны, к которым относится и Кыргызстан. Начиная с 2010-го и по 2018 год у нас удвоился ВВП, появились новые финансовые институты, бизнес стал стабильным заказчиком Министерства экономики на новые законопроекты и изменения.

Известно, что налогообложение предпринимательской деятельности в Кыргызстане самое низкое в Центрально-Азиатском регионе. С каждым годом уменьшается банковский кредитный процент, средневзвешенная ставка которого опустилась с 22,38% в 2009 году до 14,9% в 2019-м. Кроме того, перерабатывающим компаниям государство субсидирует займы. Видно: правительство упорно работает над созданием комфортных условий для деловых людей и инвесторов. Но бизнес-ассоциации с трудом расстаются со своими узковедомственными, сиюминутными интересами, нередко превращаясь в некий бюрократический орган. Поэтому коррупция у нас спокойно процветает и дальше.

Понятно, представители власти не хотят терять контроль над производством, всячески сопротивляются. Но постепенно, кирпичик за кирпичиком, меняются функции надзорных органов, сделки переходят в электронный формат, строится совсем другой диалог с руководителями бизнес-ассоциаций. Какой? Об этом беседую с заместителем министра экономики Эльдаром Абакировым.

— Изменения я бы назвал кардинальными, — говорит он. — Уменьшаются коррупционные риски, а также принципы управления акционерными компаниями, в том числе с государственной долей собственности, реформируется государственно-частное партнёрство.

Вводится новая оценка мониторинга работы государственных органов власти. Не просто декларативное «улучшить в течение года», а добиться вполне измеряемых экономических показателей. Без поддержки бизнесменов здесь не обойтись. Мы уходим от административных наказаний, шагаем в сторону рыночного управления.

К примеру, правительство определило специальные населённые пункты, где будут введены преференции на все виды производства, основанного на инновационных технологиях. Это касается в основном пищевой и лёгкой промышленности, энергетических компаний, тех, кто осуществляет сборку индустриальных изделий на территории республики, и тех, кто экспортирует. Новые, вновь созданные в регионах предприятия, на первые 5 лет освобождаются от налогов: на имущество, землю, на прибыль и налог с продаж.

Программа поддержки малого и среднего бизнеса утверждена правительством на 2019-2023 годы, как и план её реализации. Ассоциации бизнесменов укрепят путём планирования развития территорий и доступа к ресурсной базе, а также оптимизацией контрольно-надзорной системы.

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ

В конфликтной ситуации, возникшей между государственными органами и бизнесменами, всегда действует принцип «добросовестного предпринимателя». Что это означает? Если бизнесмена уличили в подвохе, то его вину обоснованно должны доказать судебные или правоохранительные органы. Сам предприниматель не должен терять время и доказывать чиновникам, что, образно говоря, он «не верблюд».

Центры обслуживания предпринимателей вскоре заработают в каждом регионе. Они предоставляют комплекс услуг тем, кто занимается малым и средним бизнесом, в одном помещении по принципу «единого окна». Деловые люди имеют возможность записаться на консультацию через специально созданный веб-портал.

При взятии кредита сельхозпроизводители в качестве залога могут предоставить банку складские свидетельства на срок хранения выращенной продукции в амбаре. Таким образом, свой товар фермер может продать позже, дождавшись приемлемой рыночной цены.

Правительство приняло программу развития экспорта, ведь Кыргызстан становится привлекательной площадкой для международной торговли. Если продавать товар, выпущенный на территории нашей страны, через кыргызского резидента, то налоговая нагрузка на предприятие сократится более чем в шесть раз. Останется всего один — на прибыль, и то по заниженной ставке в размере 3%.

Реформы коснулись и Налогового кодекса. Таможенные сборы на границе составят 0,25% (если экспортёр положит на свой депозитный счёт сумму в качестве обязательного исполнения таможенных платежей). При предоставлении всех необходимых документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС в установленный срок (180 дней), 70% от суммы экспортёру возвращается.

Что касается проверок. Практика показала, что, несмотря на то, что они сократились, их качество оставляет желать лучшего, получает всё больше нареканий со стороны бизнеса. Возникла острая необходимость создать новые условия ведения бизнеса, некую «партнёрскую среду» с государственными органами. Уйти от практики во что бы то ни стало, найти изъяны и ошибки, наложить штрафы. Проверяющий прежде всего должен быть заинтересован не штрафовать, а предупреждать возможные ошибки. (Нашим чиновникам это вряд ли понравится).

Теперь о моратории на проверки. Напомним: запрет на проверки начался с 1 января т. г. и закончится в январе 2021-го.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий