Main Menu

Как повернуть науку к практике?

После многих десятилетий централизованной советской экономики в Кыргызстане установилась открытая экономика с жёсткими рыночными отношениями. Таковым оказался ход истории, и наука должна помочь государству преодолеть все трудности и выйти на путь устойчивого развития. Но, увы, пока она функционирует по старой привычке — учёные занимаются «своими» исследованиями, а родное государство должно обеспечивать их деятельность! Такой подход полностью себя изжил, сегодня другая реальность, и надо успешно заниматься исследованиями, востребованными государством или бизнесом, готовыми их инвестировать.

Научный потенциал страны сохранился, и слава Богу! В первую очередь это Национальная академия наук с почти 2 000 сотрудниками, включая 34 академика, 42 члена-корреспондента, 164 доктора наук, во-вторых, 20 отраслевых НИИ и, в-третьих, вузовская наука. Однако, как уже отмечено выше, этот потенциал не скоординирован должным образом и не нацелен на результат, а функционирует по старому формату. Одни занимаются сугубо «своими» исследованиями в силу того, что, имея аналитический ум и профессиональные навыки, просто не могут этого не делать, другими движет желание не потерять профессионализма, не отстать от коллег,  успешно продвигаться по служебной лестнице…

Как  повернуть  науку  к  практике?  Вопрос не праздный и интересный. Поскольку зарождающийся частный сектор ещё не в состоянии использовать услуги учёных, то необходимо, чтобы на первых порах государство оказалось основным и умелым заказчиком/пользователем их продукции. Ведь так или иначе оно ежегодно тратит на содержание науки свыше полумиллиарда сомов бюджетных средств, причём, надо признаться, не совсем эффективно.

Выход из сложившейся ситуации весьма прост. Министерство образования и науки  намерено в срок до 31 июня собрать от всех государственных органов, ответственных за положение дел в той или иной отрасли экономики и социальной сферы, списки конкретных тем по наиболее актуальным научным исследованиям на 2020 год с не менее конкретными техническими заданиями на конечную продукцию. Само собой для этого нужно реанимировать научно-технические советы, а там, где их нет, создать.

Далее, объявив конкурс на научные исследования на 2020 год, мы  обнародуем эти темы и ТЗ, чтобы учёные подавали заявки на выполнение востребованных заданий.

Таким образом возродится механизм госзаказа. Иными словами,  умы сосредоточатся на исследованиях, в которых остро нуждаются те или иные государственные структуры. Тем самым наука перестанет быть оторванным от практики инструментом поиска ответов на интересующие отдельных учёных вопросы, а станет целенаправленной высокоинтеллектуальной деятельностью, нацеленной на  конечный полезный результат.

Деньги, выделяемые государством на науку, пока слишком малы (около 0,1% от ВВП), и поэтому мы должны делать упор, во-первых, на справедливое конкурсное распределение этих средств, во-вторых, использовать нематериальные виды мотивации, начиная с элементарного объявления благодарности и завершая государственными наградами.

На днях утверждён важный, на мой взгляд, отраслевой документ «Положение о рейтинговой оценке деятельности научных организаций и учёных/специалистов». Он позволяет, принимая во внимание качество и применимость научной продукции, определять рейтинги научных коллективов и отдельных учёных и ежегодно к 15 апреля размещать их на сайте Минобразования и науки.

Полагаю, с одной стороны, максимально загружая отечественных учёных полезной для развития страны деятельностью, с другой — решительно избавляясь от накопившихся в этой сфере балластов, можно возродить роль и значение науки как важной стратегической отрасли.

Батыркул БАЕТОВ,

заместитель министра образования и науки — директор Департамента науки, доктор экономических наук.






Добавить комментарий