Main Menu

Первый председатель

С территории Чон-Арыкского сельсовета (ныне муниципального управления, относящегося к Бишкеку и объединяющего три села — Чон-Арык, Орто-Сай и Киргизия) на Великую Отечественную войну, по данным местного музея, всего ушли 411 человек. 157 из них не вернулись. Среди них — первый председатель колхоза Саткын Балбаев.

Айнакан Мамутова с дочерью Кулбарой, 1972 год

Старожилы Чон-Арыка со слов ещё довоенного поколения рассказывают, что Саткын Балбаев был спокойным, уравновешенным человеком. Работал от зари до зари и искренне верил,  что построит новую  счастливую жизнь для своих земляков. Поэтому в своё время его и избрали председателем колхоза. В Чон-Арыкском музее есть стенд, посвящённый ему. Из его материалов можно узнать, что Саткын Балбаев родился в 1907 году в селе Кыпчак (так назывался тогда Чон-Арык) Конайской волости Пишпекского уезда Семиреченской области. Семья его  была бедной, единственное, чем владела, — юрта. Батрачили на богатых, тем и жили.

Понятно, что приход советской власти Саткын  встретил с большими надеждами. Окончил курсы ликбеза, в 14 лет в числе первых вступил в комсомол, а когда в 1931 году создали колхоз, возглавил его и в течение трёх лет руководил им.

Перед селом открывались новые горизонты, у крестьян, всю жизнь обрабатывавших землю вручную, появилась возможность учиться на курсах трактористов. В 1937 году Саткын записался на трёхмесячные курсы трактористов, открывшиеся во Фрунзе. Окончив их, работал бригадиром в МТС. Понимал, насколько важно, чтобы кыргызская молодёжь овладевала техникой, и с готовностью обучал парней и девушек. За хорошую работу Саткына не раз премировали, в 1940 году приняли кандидатом в члены ВКП(б). Когда началась война, он ушёл добровольцем  на фронт, несмотря на то, что у него была бронь. Умение водить трактор сыграло роль: он попал в танковые войска и воевал водителем-механиком танка. В 1944 году пропал без вести. Где, в каком бою сложил голову первый председатель колхоза, к сожалению, так и осталось неизвестным.

С семьёй. Предположительно 1930-1935 годы. Саткын Балбаев — справа

А дома подрастала дочка Кулбара, родившаяся в тот год, когда фашисты напали на страну. Айнакан Мамутова, жена Саткына, была младше его всего на четыре года, они вместе работали в колхозе. В те годы в хозяйстве в основном выращивали хлопок. Как и Саткын, Айнакан  трудилась не покладая рук, и в 1930 её премировали платьем. На фронте у неё погибли не только  муж, но и двое братьев. Их детей Айнакан после войны растила сама.

Кулбара после окончания школы и профтехучилища работала на швейной фабрике имени ВЛКСМ. Потом поступила в Киргизский  женский педагогический институт имени  Маяковского, получив диплом, уехала далеко от дома, в другой конец страны — в село Гульча Алайского района Ошской области, где трудилась методистом в райотделе образования. Через несколько лет вернулась во Фрунзе и стала преподавать в родном вузе на кафедре дошкольной педагогики и психологии. Отца она помнит только по фотографии довоенных лет, с которой  смотрят всепонимающие и добрые глаза…

Асем ДУЙШЕНОВА.

Снимки предоставлены Чон-Арыкским музеем.






Добавить комментарий