Main Menu

Скакуны Исака Кочкорбаева на фронте. Всё для фронта, всё для победы

Мы не должны забывать, что в тяжелейшие предвоенные годы и во время войны колхоз «Кенеш» под руководством председателя И. Кочкорбаева, став миллионером, обеспечивал продовольствием не только себя и другие деревни, но и столицу. Кормил голодающих беженцев (в 1930-е годы — казахов, а в 1940-е — турок-месхетинцев, чеченцев, карачаевцев, балкарцев и др.), отправлял на фронт продукты питания, тёплую одежду и верховых лошадей.

В годы Великой Отечественной войны на фронт защищать родину один за другим отправлялись добровольцы из родного «Кенеша». И Кочкорбаеву оставалось только провожать земляков с болью в сердце и тайною надеждой на скорую победу. Кто-то должен был самоотверженно работать в тылу. Все его односельчане беспощадно били врага, ценою собственной жизни и крови добывали победу, как и все советские люди. Кое-кто из «кенешцев» вернулся, живые герои стали гордостью земляков, но многие односельчане полегли на полях сражений. В 1941 году в большом старом клубе были сформированы отдельные части 386-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. Панфилова. Отсюда на фронт ушли 500 человек, более половины из них отдали свои жизни, сражаясь с врагом.

Как не гордиться кенешцами — Героем Советского Союза Хамидом Гадальшиным, панфиловцем-орденоносцем Апасом Тунгучбаевым, бойцами-героями Сагынбеком Керимкуловым, Апеком и Батырбеком Абылгазиевыми, Арпачы Коонбаевым, Кайкы Сейдакматовым, Жумаканом Байзаковым, Сатыгулом Рыспаевым, Сабырбеком Турдубековым, Бейшабаем Осмоновым, Кармышем Усупбековым, Токтобеком Байсаловым, Сманом Белегеновым, Кенешем Токбаевым, Райымкулом Кочкорбаевым, Тыныстановыми: Кыдыном, Саты, Ысмайылом и Муктаром, и многими другими. Их фотографии — на стенде музея И. Кочкорбаева

Никто не забыт… 9 мая 2016 года в центре села Кенеш, напротив бронзового бюста И. Кочкорбаева пенсионер Маршалбек Сатыгулович Рыспаев с сыном Муратом построили на свои личные сбережения и открыли уникальный монумент в память участников Великой Отечественной войны.

Как не гордиться Исаку Кочкорбаеву своим зятем, кавалером многих орденов, капитаном-танкистом Сатынды Кусеиновым! Окончив танковое училище, он в 1939 году участвовал в Финской войне. Освобождая европейские города в Великую Отечественную, контужен в танковых боях, встретил победу в Берлине. После войны учился в Московском юридическом институте, после его окончания поступил в аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в Москве. Работал заведующим кафедрой, деканом юридического факультета Кыргызского государственного университета. Умер в 1975 году.

…В первые же дни войны кенешцы отдали на нужды обороны четыре автомашины, мотоцикл и 10 повозок с упряжью. С приближением суровой зимы труженики колхоза собрали для бойцов Красной армии 47 тёплых одеял, 40 пар валенок, больше 20 ватных фуфаек, тулупов и полушубков, 420 пар варежек, 300 пар шерстяных носков, много шапок-ушанок, овчину, кожу, постельное бельё и другие вещи. Кроме того, колхозники в индивидуальном порядке продолжали отправлять на фронт посылки с тёплыми вещами, продуктами и пр.

Летом 1942 года труженики колхоза во главе с председателем И. Кочкорбаевым обратились к трудящимся республики с призывом взять шефство над гвардейским корпусом, в состав которого входила 8-я гвардейская дивизия им. Панфилова. Для своих подшефных кенешцы перечислили по три трудодня, передали 25 лошадей, 50 баранов, десятки свиней, а также отгрузили часть собранного урожая овощей и фруктов.

За годы войны колхозники «Кенеша» внесли в фонд обороны только деньгами 39 500 рублей и подписались на военный заём на 157 582 рубля. Из личных сбережений колхозники отчислили 1 400 трудодней, а также большое количество мясных продуктов, хлеба, фруктов и овощей.

Следует отметить, что даже в самые суровые годы войны тыловики-труженики колхоза «Кенеш» под руководством своего председателя И. Кочкорбаева продолжали добиваться новых производственных успехов в области животноводства и внесли огромный вклад в дело обеспечения победы над фашизмом. Как отмечают историки, ни одно хозяйство страны в годы войны не сумело оказать столь существенную поддержку фронту, как колхоз «Кенеш», и это исторический факт.

На стенде музея имеются ценные документы и фотографии, например, удостоверение, выданное И. Кочкорбаеву первым секретарём ЦК КП Киргизии Ваговым. Документ подтверждает, что председатель колхоза «Кенеш» по поручению правительства в составе делегации кыргызстанцев возил на Волховский фронт подарки для воинов, тёплую одежду и продовольствие. В годы войны такая живая связь между передовой и тылом стала одной из распространённых форм поддержки красноармейцев. На фронт отправлялись специальные делегации, были такие и из Киргизии. В феврале 1942 года И. Кочкорбаев возглавил группу и отправился с эшелоном груза, предназначенного бойцам Волховского фронта. Делегаты рассказали красноармейцам о самоотверженном труде своих земляков в глубоком тылу. Фотографии тех лет запечатлели знаменательную встречу гостей из Киргизии со снайпером Коенкозовым. От имени всех бойцов, командиров и политработников Волховского фронта И. Кочкорбаева наградили именным оружием.

Делегацию возглавлял Ашым Конурбаев, секретарь Фрунзенского обкома партии. В составе делегации были: жена легендарного генерала Панфилова Мария Ивановна, писатель Мамасалы Абдукаримов, работавший в то время заместителем редактора газеты «Кызыл Кыргызстан». Он рассказывал, что в Москве встретился с дочерью генерала Панфилова Валентиной, которая вместе с отцом служила санитаркой в 8-й дивизии.

— Помню, Исак аксакал на Казанском вокзале, со слезами на глазах обнимая Валентину, как родную дочь, известил её о гибели отца и выразил своё сочувствие. Из рассказов Исака аксакала потом я узнал, что в предвоенные годы, когда генерал Панфилов работал военным комиссаром Киргизии и отбирал в колхозе «Кенеш» лошадей в кавалерию, семьи подружились. В выходные Панфилов с женой и дочерью приезжали кататься на лошадях, а потом гостили у Исака Кочкорбаева. В 1941 году в колхозном клубе формировались отдельные части 316-й кавалерийской гвардии.

На стенде музея — лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» Этим призывом жила и трудилась вся страна и жители колхоза «Кенеш». Есть вырезка из газеты «Советская Киргизия» от 20 ноября 1941 года, где сообщается, что «Кенеш» даёт Красной армии 155 лошадей с полным кавалерийским снаряжением. Всего за годы войны кенешцы передали Красной армии 450 верховых кыргызских лошадей, которые показали незаурядную выносливость, пройдя с боями до Берлина, в рядах кавалерии Будённого. В 1948 году боевой маршал лично посетил колхоз «Кенеш», поблагодарив тружеников за помощь фронту.

…В начале Второй мировой германский военачальник Гальдер назвал основой разработки блицкрига в войне против СССР подробное изучение действий крупнейшего в мире подвижного соединения — Первой конной армии Будённого. В её боевых порядках действовали не только лихие рубаки на конях, но и сотни тачанок с пулемётами и десятки бронеавтомобилей. Немцы — вначале в Польше, а потом во Франции — провели такие операции, так что к началу Великой Отечественной были опытнее. Когда советские войска накопили достаточное количество вооружения и приобрели опыт, немцам трудно было противостоять им. И не последнее место в боевых порядках советских войск и партизанских соединений занимали кавалерийские полки.

Лошадей использовали как немецкие войска (они были главной тягловой силой артиллерийских бригад), так и советские — кони составляли главную работную силу как в тылу, так и на фронте. И это несмотря на укоренившееся мнение о том, что Вторая мировая война — это война моторов. Хотя на самом деле техническая обеспеченность войск составляла не более десятой доли.

В первые недели войны гитлеровцы прорвали системы обороны советских войск с помощью танков и большого количества другого вооружения. Так, на каждый танк придавалось по пушке и миномёту (следует заметить: орудия доставляли к боевым порядкам конной тягой); каждому танку — 30-40 бойцов, 7-8 мотоциклов, в том числе четыре с колясками — для разведчиков, а ещё автомашины с запасом горючего на несколько дней безостановочного движения и боеприпасов на тяжёлые бои. На каждый немецкий танк по штату полагалось 3-4 легковые и 7-10 грузовых машин.

Советские военачальники возлагали на танки все задачи: артиллерии, транспорта, разведки, боя. Так, по свидетельству историков, на танк приходилось 1/6 пушки, 1/6 миномёта, 1/3 трактора, 1,5 мотоцикла, 5 автомобилей. На самом деле основные тяжести перевозки боеприпасов и транспортировка раненых легли на гужевой транспорт.

…У Кыргызстана нет врагов. Но если перефразировать поговорки: «Хочешь жить в мире — держи порох сухим» и «Если не хочешь кормить чужую армию, корми свою», то следует обеспечивать пограничные войска конным поголовьем. Почему? Да потому что автомобиль пройдёт только по шоссе, а выносливая лошадь — по горным тропам и вдоль рек. Из истории знаем, что в 1920-30-е годы басмаческие банды отвлекали большое количество живой силы и техники от обороны большой страны. А в наши дни террористические организации и наркобароны не дают покоя пограничникам.

Создание национальной гвардии на лошадях позволило бы нашим призывникам служить на границе со своими лошадьми. Такое новшество возможно внедрить при мощной патриотической работе среди подростков и молодёжи. «Сначала думай о родине, потом — о себе» — таков девиз более чем уместен на фоне разрастающейся коррупции, поголовного накопительства, мещанства, разброда и шатания среди отдельной части населения.

Сувакун БЕГАЛИЕВ,

д. и. н., профессор,

Мекен Исак.






Добавить комментарий