Main Menu

И ветеран войны, и подвижник науки

«Наверное, на фронте мы неплохо воевали с фашистами, если в Киргизии могли не только трудиться, поднимать производство, но и развивать науку, культуру, учиться в школах, техникумах и вузах. Многообразная жизнь здесь не затихала, военная пора не была для неё неким тупиком», — вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Каип Оторбаевич Оторбаев, академик Национальной академии Кыргызской Республики.

С фронтовым другом

Жизнь его сложилась так же, как и у большинства кыргызстанцев. Родился он в селе Тегерменты Чон-Кеминской долины Кеминского района. После смерти отца Оторбая Куламбаева воспитывался в семье старшей сестры Акимы.

С 1929 года учился в школе, затем по окончании семи классов — в строительном техникуме. И в 1940-1941 годах был уже техником-строителем. Решил стать врачом и в 1941-м поступил в Киргизский государственный медицинский институт, но началась война, и Каип Оторбаев ушёл на фронт.

В рядах красной армии был солдатом, младшим командиром, командиром взвода в составе отдельной зенитной батареи 107-й кавалерийской дивизии РГК; 73-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона. В сентябре 1943 года на фронте был принят в члены ВКП(б) как отличившийся в боях с немецко-фашистскими оккупантами.

С друзьями на фронте

Его боевые подвиги отмечены орденом «Красная Звезда» (1943), медалями «За отвагу» (1944), «За победу над фашистской Германией в Великой Оте-чественной войне 1941-1945 годов».

Войну Каип Оторбаевич вспоминал неохотно. Но об одном из эпизодов своей фронтовой жизни он рассказывал как-то особенно таинственно и воодушевлённо.

«Нам, зенитчикам 620-го зенитного полка, поступил приказ подготовиться к охране «Катюш», за которыми охотилась немецкая авиация. Было указано, когда и куда нам необходимо перебазироваться. Сроки прибытия «Катюш» держались строго в секрете. Вражеская разведка не дремала, ей уже была известна боевая мощь «Катюш». Фашистам хотелось уничтожить первые орудия ещё до того, как они откроют огонь, а потому едва они узнавали даже приблизительные координаты их нахождения, десятки самолётов незамедлительно поднимались в воздух. Поэтому ответственность, возложенная на нас, была велика. И мы хорошо понимали, что может случиться, если, не дай Бог, мы подведём».

Молодая советская семья

Каип Оторбаевич рассказывал о том, что «Катюша» — это сверхсекретное чудо-орудие даже для тех, кто ожидал его появления в намеченном месте: оно подкатывало обычно внезапно. Вдруг перед зенитчиками, словно из-под земли, возникли четыре «Катюши» на ЗИСах и машины с боеприпасами. Прибывшие действовали быстро и слаженно. И хотя «Катюши» были установлены метрах в пятистах от батареи, на опушке леса, воины, привыкшие к орудийным раскатам, и то готовы были затыкать уши: такой страшный гул стоял вокруг! Далеко за лесом, куда летел непрерывный поток снарядов, поднималась стена огня. Там ярко полыхало, горело, взрывалось, превращая всё в прах, словно наступил конец света. Огонь «Катюша» обычно вела по дальним, но точно выверенным целям — танковым колоннам, артиллерии, крупным сосредоточениям вражеских пехотных войск. Отстрелявшись, «Катюши» исчезали так же внезапно, как появлялись…

Как молоды мы были! С Марией Нанаевой — верной спутницей жизни

Прогнав «крестоносцев», как называли бойцы фашистов, зенитчики собрались вместе. Всем хотелось поделиться впечатлениями. Настроение, разумеется, было приподнятым. «Особенно оттого, что именно нашему полку выпала честь охранять от немецкой авиации испытание нового оружия. Значит, среди других зенитных подразделений мы чем-то отличились, выделились, может, дисциплиной, может, более точными попаданиями. Это доверие, а главное, увиденное, очень сильно подействовало на нас. Такая мощь «Катюш», свидетелями которой мы стали, не оставляла сомнений в том, что красная армия непременно одержит победу над фашистской Германией…» — вспоминал академик Оторбаев.

Уверенность в победе не покидала Каипа Оторбаева всю войну. И он этой верой делился с однополчанами. В мирное время он часто размышлял о войне и делился своими мыслями с коллегами и друзьями: «В годы войны уходил воевать каждый четвёртый кыргызстанец. Уходил воевать за советскую Родину, за свой советский народ. Почему, в чём тут дело? Такой вопрос задают многие и сегодня… Потому что новая власть, несмотря на все её серьёзнейшие промахи, перегибы, дала киргизам давно утраченную ими национальную государственность, стала проводить линию на коренизацию управленческого аппарата, оказала реальную помощь в подъёме экономики и культуры республики. Всё это отвечало национальным интересам народа, его устремлениям, чаяниям. Люди знали, за что и ради чего они сражаются. Их объединяли общие идеалы, общая Родина. Отсюда и небывалый патриотизм. И это на фронте, где каждый день мог стать последним…»

Академики Национальной академии наук К. Оторбаев и В. Плоских

Война закончилась, и Каип Оторбаев включается в настоящую творческую жизнь. В 1950 году после окончания Кыргызского педагогического института стал аспирантом Института географии Академии наук СССР в Москве. С этого времени его научная деятельность связана с исследованиями в области экономической географии, проблем развития и размещения производительных сил.

С 1965-го он уже директор Института экономики АН Кыргызстана, избирается членом-корреспондентом Академии наук республики и назначается главным учёным секретарём президиума Академии наук. Затем он возглавляет отдел эффективности размещения производительных сил Института экономики; руководит Институтом экономики и экономико-математических методов планирования при Госплане республики; в 1979 году избирается действительным членом Академии наук Кыргызстана и назначается ректором Кыргызского государственного университета. Здесь он особенно остро ощутил ответственность за подготовку и воспитание специалистов высшей квалификации.

С 1980-го он уже председатель комиссии при президиуме Академии наук республики по изучению производительных сил и природных ресурсов. Последователь выдающихся учёных — Н. Баранского, Н. Колосовского, Н. Некрасова, Ю. Саушкина, он активно участвовал в развитии новых направлений экономической географии.

Отметим, что академик К. Оторбаев стоял у истоков развития гидроэнергетики как основы народнохозяйственного комплекса Кыргызстана. В своё время им совместно с коллегами был выдвинут ряд научных идей по развитию гидроэнергетики республики, в частности, по строительству каскада гидроэлектростанций по реке Нарын. Жизнь показала исключительную плодотворность пионерных начинаний академика К. Оторбаева и его соратников. Известно, что и в настоящее время гидроэнергетика — одна из ведущих отраслей экономики, важнейший источник экспорта и пополнения бюджета страны.

Широта спектра научных взглядов и творчества — свидетельство его таланта организатора, его трудолюбия, работо- способности, эрудиции и высочайшей требовательности к себе. Эти качества помогали Каипу Оторбаеву вместе с крупными учёными В. Павленко, С. Рязанцевым, М. Картавовым активно участвовать в формировании и развитии экономико-географической школы Кыргызстана, внести большой вклад в изучение экономической и социальной географии республики. В последние годы жизни он принимал активное участие в разработке приоритетных проблем — концепции развития горнопромышленного комплекса Кыргызстана, программы ускоренного развития гидроэнергетики на долгосрочную перспективу. Как патриот своей страны, академик Каип Оторбаев всю жизнь боролся за охрану природных богатств замечательного горного края — Кыргызстана.

Каип Оторбаевич всегда напоминал о том, что Кыргызстан – это малолесная горная страна. На этом фоне особенно заметны её уникальные орехово-плодовые леса, раскинувшиеся по склонам Ферганского и Чаткальского хребтов. Древесина грецкого ореха, широко применяемая в мебельном производстве, необычайно тверда и славится прежде всего своими наплывами, так называемыми капами, имеющими на срезах неповторимо красивый рисунок. Что касается плодов грецкого ореха, то по объёмам заготовок Кыргызстан постоянно занимал ведущее место в СССР. Каип Оторбаевич вместе со специалистами прогнозировали естественное увеличение площадей, занимаемых этими лесами.

Академик Оторбаев всегда отмечал несомненную ценность орехово-плодовых лесов, привлекающих внимание не только зарубежных учёных, но и политиков. С повышенным интересом поглядывали в нашу сторону, например японцы, которые ввиду чрезвычайной скудости своих природных богатств были всегда неравнодушны к природным ресурсам других стран. Причём заинтересованность эта проявлялась по-разному…

Так, в начале 1944 года до правительственных кругов СССР дошли сведения о том, что у японцев появилась даже теория, согласно которой они якобы произошли из этих краёв, что в этих краях находятся их древние корни. Цель такой теории очевидна…

Далее события развернулись несколько необычно. «И. Сталин, несмотря на колоссальную загруженность в качестве Верховного Главнокомандующего… быстро прореагировал на возникшую «киргизско-японскую» ситуацию и лично дал указание Академии наук СССР организовать изучение орехово-плодовых лесов Южной Киргизии», — как обычно, с улыбкой, рассказывал Каип Оторбаев. Таким образом, оказалось, что проблемы, связанные с этими лесами, находятся в поле зрения высшего руководства страны…

Всё это происходило в годы Великой Отечественной войны. Но интерес иностранных государств к природным богатствам республики не пропадал. После войны американцы предлагали правительству СССР отдать им во временное пользование, на 50 лет, ореховые леса Киргизии. Взамен они готовы были списать часть долга Советского Союза Соединённым Штатам Америки. «В ответ последовал категорический отказ», — заметил Каип Оторбаевич.

Напротив, по специальному правительственному указанию началась комплексная исследовательская деятельность Академии наук СССР. Возглавили исследования академики А. Григорьев и И. Герасимов. Привлекались к этой работе и местные учёные. В 1946 году уже была опубликована обширная монография «Орехово-плодовые леса Киргизии». Эта книга послужила основой для дальнейшего изучения кыргызскими учёными лесов этого региона…

Эта работа была продолжена учёными Кыргызстана, в том числе академиком Каипом Оторбаевым.

Как-то однажды Каип Оторбаевич с грустью заметил: «Сегодня с огорчением читаю в рес-публиканской газете такие строки: «В наше время ореховое достояние республики под угрозой исчезновения. Десятки гектаров реликтового леса уже погибли от насекомых-вредителей. Ещё более беспощадны люди. Ради очень дорогого материала — капа — браконьерски вырубаются столетние деревья. Под топоры местных жителей попадают сотни деревьев, ценнейшая ореховая древесина используется для отопления, сжигается в печках».

«Как же это случилось? — удивляется учёный. — В годы войны и труднейшие годы после неё мы не жертвовали богатствами Родины, а теперь сами нередко истребляем их. Куда идёт мир?»

Мысли о будущем Кыргызстана всегда волновали Каипа Оторбаевича Оторбаева — этого человека-легенду, ветерана войны, академика, истинного патриота своей страны. Его начинания продолжают сейчас не только учёные, его сподвижники и многочисленные ученики, но и сыновья. Будущее Кыргызстана — в наших руках, главное, чтобы они были надёжными!

В. ВОРОПАЕВА, С. ПЛОСКИХ,

профессора Кыргызско-Российского Славянского университета.






Добавить комментарий