Main Menu

Дороги — это нити, скрепляющие мир

Кыргызстан и Турция рассматривают возможность открытия прямого авиарейса Ош — Стамбул. Этот и многие другие вопросы обсуждались на заседании министров транспорта Тюркского совета. В него входят Кыргызстан, Казахстан, Турция, Азербайджан, а Венгрия имеет статус страны-наблюдателя. Это уже четвёртая подобная встреча, на которой принимаются меры по укреплению экономических связей путём улучшения транспортных транзитных коридоров.

Современную мировую экономику отличают массовое товарное производство и возможность перемещать продукцию на самые дальние расстояния. Участники заседания отмечали, что, как правило, государства, входящие в союз, граничат друг с другом либо их объединяют торговые маршруты. И поэтому важно наладить совместное сотрудничество по укреплению и созданию новых путей сообщения, чтобы получать выгоды от участия в международной торговле. Для Кыргызстана, не имеющего прямого выхода к морским портам, крайне необходимо включаться в эти процессы.

Среди вопросов, стоявших на повестке встречи, были такие, как облегчение транспортных и транзитных операций (автомобильных, железнодорожных, морских). Рассматривалось многостороннее сотрудничество в рамках развития Транскаспийского коридора. Говорилось и об упрощении тарифной политики и административных процедур между государствами — членами объединения, проведении демонстрационных пробегов контейнерного маршрутного поезда и автодорожного каравана вдоль Транскаспийского транспортного коридора из Китая в Европу через Турцию.

Надо отметить, что Каспийское море является важным транзитным узлом. Поэтому большое внимание в Совете сотрудничества тюрко-  язычных государств уделяют содружеству каспийских портов. На заседании представитель руководства Бакинского международного морского торгового порта рассказал о применении современного менеджмента, о новых методах работы с транспортными компаниями, облегчении оформления документации. Спикер поделился интересным опытом внедрения экостандартов, в рамках которых пройдёт очистка портовых вод от остатков нефти и городских стоков, переход на использование альтернативных источников питания. Рассматривается вопрос о том, чтобы объявить порт свободной экономической зоной, что несомненно поможет увеличить грузопоток.

В Бишкеке участники встречи подписали протокол о присоединении недавно открывшегося в Казахстане каспийского порта Курык к меморандуму о взаимопонимании между портами Баку, Актау и Самсун (Турция). Как рассказал после церемонии подписания генеральный директор порта Курык Серик Ахметов, порт открыли в 2017 году, он обладает большой пропускной способностью, оснащён автомобильными и железнодорожными паромами. Его цель — освоить транспортный коридор Китай — Казахстан — Азербайджан — Грузия. И через порты Поти и Батуми открывается выход на Турцию и Южную Европу. Также транспортная ветка интересна северным регионам России для выхода в страны Средиземноморья. Это короткий и, значит, менее затратный для бизнесменов путь перемещения товаров. В обратном направлении также возможно перемещение грузов по низким тарифам. По словам С. Ахметова, целью подписания меморандума является возможность привлечь как можно больше компаний и партнёров для сотрудничества, чтобы задействовать все мощности порта. Что же может получить Кыргызстан от нового маршрута? Через нашу территорию могут перевозиться грузы из Китая до Курыка.

Подводя итоги заседания, генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев напомнил участникам встречи, что на саммите организации, прошедшем в Чолпон-Ате в прошлом году в Кыргызстане, лидеры наших стран отметили особую важность транспортных коммуникаций для развития взаимоотношений и экономик. Сегодня появляются новые экономические центры, это касается прежде всего Китая. Огромный объём товаров идёт из КНР в Европу. Играют большую роль рынки России. С учётом этого необходимо извлечь пользу из путей сообщения, проходящих через наши государства. Эти вопросы и обсуждались на заседании.

Министр транспорта и дорог Кыргызстана Жанат Бейшенов заметил, что это заседание состоялось по инициативе Президента нашей страны Сооронбая Жээнбекова.

— Государства Тюркского совета имеют шансы стать межконтинентальным транзитным мостом, объединяющим экономические и транспортные коридоры Китая, Центральной Азии, России, Кавказа и Европы, — сказал министр. — Кыргызстан развивает свою транспортную инфраструктуру, интегрированную в Великий Шёлковый путь через пункты пропуска «Торугарт» на севере и «Иркештам» на юге. Наша приоритетная задача на ближайшее время — это строительство железнодорожных путей сообщения. На сегодня в республике 90% грузов перевозится автомобильным транспортом, имеется 2 232 км международных транспортных коридоров, соответствующих всем стандартам, находящихся в хорошем состоянии. За последние семь лет грузопоток через нашу территорию увеличился более чем в два раза, и мы планируем строительство логистических центров на пунктах пропуска кыргызско-китайской границы. Как видно из выступлений участников заседания, каждая из стран улучшает свою инфраструктуру, наша общая цель — помочь бизнесменам в перевозке грузов и товаров, выработать общие подходы по решению трансграничных вопросов.

По итогам встречи прозвучала информация, что в мае этого года в Актау пройдёт форум с участием логистических компаний государств-членов и стран региона, транспортных компаний всех видов (автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного), представителей морских портов, а также соответствующих авторитетных региональных и международных организаций. Форум займётся продвижением Транскаспийского транспортного коридора и укреплением отношений между логистическими компаниями стран-членов и региона.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий