Main Menu

Педагог уходит в отпуск

Июль и август — время  массовых отпусков  учителей,  но как  полноценно отдыхать, набираться сил, готовиться к новому учебному году, если  нет денег? На нехватку средств отпускникам пожаловались  таласские педагоги. Ситуацию  разъяснили в Министерстве финансов.

По словам  начальника Управления  планирования расходов  социальной сферы Аиды Абарбековой, деньги на летние отпуска педагогов были предусмотрительно зарезервированы еще  в мае  (не стоит забывать, что расходы на образование  делегированы  и органам местного  самоуправления). В июне  Минфин перечислил  необходимую сумму   на зарплату учителям, кроме того, погасил  все задолженности по коммунальным услугам  образовательных учреждений, а также по питанию учащихся младших классов, то есть   главное финансовое ведомство страны  своевременно  выполнило взятые на себя обязательства (до 5 июня  перечислено  около     2 млрд. сомов, затем еще 800 млн. в национальной валюте).

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?
Известно, что финансирование  социальной сферы  в нашем бюджете  приоритетно,  50%  государственной казны уходит в дошкольное, среднее, высшее образование, вспомогательные образовательные услуги, научные исследования  и т. д.  Свыше миллиона  детей посещают в Кыргызстане школы, более 64 тысяч подростков  приобретают профессии в лицеях и ПТУ, у нас  230 тысяч студентов, а количество педагогов перевалило за  75 тысяч человек.
Загвоздка с выплатой  денег  возникла  на местном уровне, проблема  носит  скорее технический  характер и  связана с  организационными неувязками. Чтобы начислить  учителям отпускные, директора сельских школ обращаются  в  айыл окмоту (таков порядок), а там  выдают недостоверные сведения.
Дело в том, что в республике преобладает смешанное финансирование зарплаты учителей. Сравните:  ежегодно 7 млрд. сомов направляются в  школы, находящиеся  на республиканском бюджете, и 11 млрд. поступают в муниципалитеты,  где к казенным деньгам   присоединяются  выплаты из местных бюджетов, то есть происходит софинансирование через категориальные гранты.
О маршруте движения   «школьных» денег в сельской местности рассказал начальник Главного управления  межбюджетных отношений  Зоотбек  Кыдыралиев: «Деньги из бюджета  в виде категориальных грантов пересылаются в  районные  и городские финотделы, затем продвигаются в сторону школ. В республике  на сегодня действуют 459 сельских управ (83% из них убыточны, находятся на дотации у государства), за последние полтора месяца  им  перечислено         3 млрд. сомов.
Минфин старается работать так, чтобы деньги на счетах не лежали мертвым грузом, неосвоенными,  поэтому выдает их порциями, ведь в бюджете  каждый  сом на счету. Первыми на свои «летние каникулы»  отправляются учителя начальных классов, затем  старших, за ними обычно следуют завучи и  директора школ. В соответствии  с поданными заявками Минфин  перечисляет определенные средства на оплату отпускных.
Софинансирование образовательных учреждений    себя не оправдывает. Чтобы соблюсти  все  законы, прописанные в  Конституции, нужно  заработную плату выдавать учителям только из республиканского бюджета, так надежнее, отпадет необходимость в категориальных грантах».

Справка «СК». В утвержденном бюджете на 2012 год   на финансирование  образования предусмотрено          1 855,8  млн. сомов,  из них  107 600 — категориальные гранты.  Питание  учащихся 1-4-х классов  обходится в 450 млн. сомов, текущий ремонт школ  —  в 2 100 млн. сомов. 

В соответствии с Законом  «О республиканском бюджете» предусматриваются расходы на  зарплату  учителей  органами местного самоуправления. В  нынешнем году на периферию ушло  10 760 млн. сомов в виде категориальных грантов. На сегодня Минфин профинансировал      5 545,2 млн. сомов, в том числе за май  т.г. вместе с отпускными  1 878,7 млн. Последующие выплаты будут производиться  в пределах утвержденных показателей  в полном объеме,  заверили  в Минфине.

СМЕТА НА КАЖДОГО УЧЕНИКА
О более рациональном, подушевом финансировании  школ речь ведем давно. В 2009 году начался  эксперимент  сразу в трех областях — Баткенской, Чуйской, Иссык-Кульской.  Беда в том, что многие директора сельских школ и  местные  финансисты не понимают  сути   изменений, перехода на подушевое финансирование,   поэтому путаются в отчетах.
«А может быть, проблема в том,  что мы неправильно  рассчитываем  стандарты бюджетного  финансирования  школьного образования?» —  задается вопросом  З. Кыдыралиев. Чиновник приводит  впечатляющий  пример: по последним исследованиям экспертов Всемирного банка, Кыргызстан   оказался впереди планеты всей по  росту заработной платы учителям, оставив  позади себя многие страны  Восточной Европы и Центральной Азии.
Напомним: в прошлом году правительство  увеличило вдвое  зарплату педагогам, но, увы, качество знаний школьников  от этого не улучшилось. Парадокс какой-то. При  серьезном дефиците бюджетных средств мы продолжаем финансировать  школьные учреждения, где нет учителей. Сей  горестный  факт  месяц назад констатировал   министр финансов  Акылбек Жапаров,   поздравляя своих коллег с  профессиональным праздником.
Что предприняло за это время главное финансовое ведомство страны,  чтобы продвинуться  в решении данной проблемы? Подготовлен проект совместного постановления  министерств финансов и здравоохранения  об инвентаризации   расходов  в образовательных  учреждениях Кыргызстана. Эксперты   хотят изучить  проблему предоставления некачественных   образовательных услуг  в нашей стране со всех сторон, затем по итогам инвентаризации  сделать соответствующие выводы, напрямую увязав  конечный продукт учителей — выпуск грамотных учащихся — с  повышением  заработных плат педагогам.
Но лед все же тронулся.  З. Кыдыралиев  сообщил, что  в беседах с  молодыми педагогами Джумгальского района  Нарынской области  почувствовал  заинтересованность  молодых людей подыскать место в местной школе.  Они боялись  проиграть  конкуренцию старшему, более опытному   поколению педагогов (многие из которых давно достигли пенсионного возраста), ибо почувствовали  нешуточную борьбу  за рабочее место. Молодые специалисты  требовали отправить   «стариков»  по домам, расчистить им место для  дальнейшей карьеры.
Но правильно ли будет, если школу покинут  последние энтузиасты — профессионалы, обладающие отличными методиками преподавания  еще советских времен? Финансисты призывают не рубить с плеча, предварительно все обдумать,  просчитать, так как  качество знаний наших учащихся,   мягко говоря,  оставляет желать лучшего, особенно в сельской местности.

Галина  ЛУНЕВА.
Фото предоставлено
пресс-службой Минфина.

Справка «СК». Сегодня в Кыргызстане  функционирует свыше трех тысяч образовательных учреждений, из них 737 — школы, 122 —  ПТУ, есть интернаты, детские дома, школы для слабовидящих и слабослышащих детей.
Что касается столицы, то выплаты заработной платы  учителям Бишкека  полностью производятся за счет  городского бюджета.  Погасить   задолженность  в летние месяцы помогает Минфин, перечислив на эти цели 200 млн. сомов из средств республиканского бюджета.

 






Добавить комментарий