Main Menu

Чёрный день цивилизации

И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально обозначало, ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги им посвящает. Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово, исчезло со стены собора и само слово, возможно, исчезнет скоро с лица земли и сам собор.

«Собор Парижской Богоматери»,

Виктор Гюго, 1831 год.

Произошедший пожар в Соборе Парижской Богоматери во Франции 15 апреля поверг в шок весь мир. Огонь уничтожил шпиль здания и его крышу. Чем известен этот собор, без которого невозможно представить одну из величайших стран Европы и мира, и почему эта страшная трагедия мало кого оставила равнодушным.

Сложно найти человека, который бы не слышал о соборе Нотр-Дам де Пари, многие специально стремятся в Париж, чтобы взглянуть на него своими глазами. А привлекает он людей не только своей красотой и необычной архитектурой, но и таинственностью. Немало тайн и легенд, сохранившихся с давних времён, связано с этим католическим храмом. Раньше на его месте стоял древнеримский храм бога Юпитера. С распространением христианства его сменила базилика Святого Стефана. Впоследствии на этом же месте построили ещё две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и решили возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.

Строился Нотр-Дам де Пари два столетия — с 1163-го по 1345 годы. За это время многое изменилось, конечно же, менялись и архитекторы, хотя известными остались имена лишь двух из них — Жана де Шеля и Пьера де Монтрея. Если в начале XII века в архитектуре Франции господствовал основательный и величественный романский стиль, то затем его сменила лёгкая, взлетающая ввысь готика. И это смешение стилей не только не изуродовало собор, а, наоборот, пошло ему на пользу.

Шли годы, cо временем собор начал потихоньку разрушаться, но никаких восстановительных работ не проводилось. Особенно досталось этой «твердыне мракобесия» во время Великой французской революции (1789-1799 годы). Витражи, шпиль на главной башне разрушили, колокола переплавили на пушки… У статуй иудейских царей, ошибочно приняв их за ненавистных королей, снесли головы. Собирались полностью уничтожить и собор, но, к счастью, не хватило взрывчатки. Тем не менее Робеспьер объявил парижанам, что его всё равно снесут. Или же для сохранения святыни горожане должны сделать солидные пожертвования на нужды революции. Жители согласились, и собор спасли. Но с восстановлением долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору. Власти решили начать масштабные работы по восстановлению национального достояния. Руководить работами поручили архитектору Виолле-ле-Дюку, и он справился с задачей блестяще. Реставрация храма, после которой он и приобрёл знакомый всем нам облик, продлилась двадцать лет.

На западном фасаде собора, считающимся главным, имеются три входных портала: Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны. Над ними находится Галерея царей. Считается, что здесь изображены правители Древней Иудеи, хотя по этому поводу до сих пор остаются вопросы. Статуй царей в галерее — 28, а между тем иудейских царей насчитывается лишь 18. Откуда же взялось число 28 и что оно означает? Украшением трёх фасадов — главного и боковых — служат великолепные витражи — окна-розетки.

Слова сочувствия

Президент Сооронбай Жээнбеков направил телеграмму Президенту Франции Эммануэлю Макрону в связи с разрушительным пожаром в Соборе Парижской Богоматери.
В ней глава государства высказывает слова сочувствия в связи с разрушительным пожаром в Соборе Парижской Богоматери, ведь Нотр-Дам — это святыня мирового культурного наследия. От имени народа Кыргызстана и от себя лично Президент передал слова поддержки всему французскому народу в связи с этой огромной потерей для Парижа и Франции.

Входные ворота Нотр-Дама

Сохранилась удивительная легенда…

За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идёт работа, мужчину нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором были готовы. Никто не мог понять, как он сотворил такое чудо. Пришедший в себя мастер выглядел мрачно и не стал ничего объяснять. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным Бискорне, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное — сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остаётся непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, он создал такой шедевр.

Колокола Нотр-Дама

Колокола, установленные на башнях собора, имеют не только разный вес и голос, у каждого из них есть своё имя. Самый большой — по имени Эммануэль весит тринадцать тонн, и раскачать его совсем не просто. По этой причине услышать его звон можно лишь в дни больших торжеств. Все остальные колокола звонили дважды в день — утром и вечером. Многие считают, что горбун Квазимодо, звонарь Нотр-Дама, выдуман писателем. Однако есть повод усомниться в этом. В мемуарах одного из скульпторов, участвовавших в реставрации собора, написано, что он видел там горбуна, который прятался от людей. Возможно, он попался на глаза и Виктору Гюго, который неоднократно посещал собор, собирая материал для романа.

Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить его облик целым рядом новых элементов, которых изначально не было.

Апостолы

Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого. И расположил её иначе. Взгляды всех апостолов, как и положено, устремлены на город, только Фома повернулся в другую сторону и любуется своим творением. Этого апостола архитектор выбрал не случайно — Фома занимался строительством и знал плотницкое дело.

Горгульи и химеры

Cтоя возле собора и подняв голову кверху, можно разглядеть множество самых разных каменных чудовищ, торчащих из стен. Называются они горгульями и имеют вполне практическое предназначение — завершают снаружи желоба для стока воды. Её потоки из пасти горгулий извергаются далеко от стен собора, тем самым предохраняя фундамент от излишнего увлажнения и разрушения. Но почему именно эти довольно странные и неприятные существа «поселились» на стенах христианского собора? Дело в том, что раньше люди верили — отпугивать нечисть надо чем-то ей подобным.

Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, появились у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные существа химерами. Их эскизы рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у этих статуй нет, они выполняют чисто декоративную функцию и очень органично вписались в архитектуру собора. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются его хранителями. Самая известная из них называется Стрикс («ночная птица»), именно её можно увидеть на многочисленных открытках и видах Парижа. По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.

В Нотр-Даме собирались не только праведные католики, но ещё алхимики и прочие маги. Не зря в галерее химер можно отыскать и статую алхимика. Некоторые верят, что именно в его стенах всё-таки и открыли секрет философского камня, и он зашифрован в каменных узорах собора.

Сокровищница собора

Когда вечером 15 апреля по новостным лентам стали распространятся известия о пожаре, христиане всего мира словно замерли с немым вопросом: спасут ли от огня главную святыню Нотр-Дама — Терновый Венец Иисуса Христа? Неужели к гибели собора прибавится ещё и утрата реликвии, которая имеет значение для всех конфессий? Долгие часы ожиданий, молитвы, посты в социальных сетях. Сперва — пространный комментарий от представителя прихода Нотр-Дама Андре Фино: «Венец находится сейчас в ризнице, и есть надежда, что это подземное помещение огонь не затронул». Лишь после полуночи появился точный ответ: епископ Патрик Шове, настоятель собора, подтвердил, что Терновый Венец, а также камизу (нательную рубашку) святого Людовика успели вынести из горящего собора. Позднее стало известно: из огня удалось спасти и частицу Креста Господня и гвоздь Распятия.

В эвакуации экспонатов сокровищницы Нотр-Дам де Пари принимали участие хранители реликвариума вместе с пожарными. При этом сотрудники собора командовали вопросом выбора наиболее значимых святынь, а вторые, в свою очередь, отвечали за стратегию и определяли, сколько раз ещё они смогут зайти в задымлённое задние. Огня в ризнице, где хранились святыни, не было, а вот продукты горения ощущались достаточно сильно, это могло быть опасно для людей.

«Мы пытались с помощью пожарных захватить всё, что могли», — рассказал журналистам один из тех, кто спасал реликвии. Известно, что Венец Христов, часть Честного Древа Креста и гвоздь Распятия, а также камизу святого Людовика погрузили в спецальный кофр и доставили в парижскую мэрию. В будущем их перенесут в Лувр, где святыни будут храниться до завершения реставрации собора. Это первый случай со времён Французской революции, когда сокровища Собора Парижской Богоматери покидают своё привычное место.

Судьба остальных реликвий — а их в сокровищнице Нотр-Дама оставалось немало, пока не известна. По состоянию на утро 16 апреля никто не предоставил журналистам полной описи сохранённых и утраченных святынь и предметов церковного искусства. Когда огонь полностью ликвидировали, в храм вошла комиссия, которой предстоит оценить объём ущерба.

Какие ценности хранились под сводами древнего собора и в чём их важность для религии, культуры и истории?

Святыня, ради которой разулся сам король

Согласно церковному преданию, первые десять веков с момента распятия и воскресения Христа Терновый Венец хранился в Иерусалиме, затем оказался в Константинополе. Сохранились свидетельства о том, что в самом начале XIII века святыню вместе с другими орудиями Страстей Господних выносили на поклонение византийскому императору и его приближённым. В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, и Венец начал своё путешествие в Европу. В результате в 1238 году его выкупил французский король Людовик Святой. Правитель заплатил за святыню огромную по тем временам сумму и начал готовить Париж к прибытию Венца. Когда реликвию привезли во Францию, монарх лично встретил её на подступах к столице и, разувшись и сняв с себя все знаки королевской власти, сам нёс Венец на своих плечах. Для хранения святыни Людовик Святой велел построить часовню Сен-Шапель, где Венец и хранился вплоть до Французской революции.

В безбожные времена Венец, к счастью, не пропал и не подвергся поруганию. Хотя верующим пришлось разделить его на три части, чтобы хотя бы один из фрагментов мог уцелеть. Спасли в итоге все три. Наполеон, придя к власти, вернул Венец католикам и даже подарил для него особый реликварий. В 1806 году Терновый Венец, запаянный в специальную хрустальную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари.

Выглядит Терновый Венец так: это лишённый шипов (эти святыни хранятся в самых разных храмах по всему миру) венок из прутьев, закрытый в стеклянной кольцевидной капсуле, украшенной золотом. Именно в таком виде, на бархатной подушке, святыню выносят на поклонение верующим. В прочее время она хранится в реликварии, сделанном в виде чаши, увенчанной короной. У основания чаши — фигуры святого Людовика, равноапостольной царицы Елены и императора Балдуина II.

Долгое время существовала традиция поклоняться Венцу лишь в католическую Страстную пятницу. Но несколько лет назад католическая церковь пошла навстречу православным, и службы, на которых можно было помолиться у святыни и прикоснуться к ней, стали регулярными: в первую пятницу каждого месяца в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте. Эта служба называлась чином Поклонения Венцу. Проходила она так: из ризницы выходила процессия — рыцари, дамы в чёрном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь Распятия проносили по храму и торжественно возлагали на престол. Читались Евангелия Страстей Господних, затем начиналось поклонение Венцу.

Орудия Страстей Христовых в оправе из золота

Наряду с Терновым Венцом в сокровищнице Нотр-Дама хранилось ещё две важнейшие реликвии — это частица Честного Древа Креста Господня и один из гвоздей Распятия.

Выкупив Венец, Людовик Святой продолжил собирать величайшие христианские святыни. Он мечтал, что в Париже будут представлены все орудия Страстей Христовых. Поэтому следующими приобретениями монарха стали частица креста, на котором распяли Христа, и один из гвоздей. Их доставили во французскую столицу из монастыря Святого Дионисия, в котором они хранились на протяжении нескольких веков.

По преданию, равноапостольная царица Елена, найдя в Иерусалиме Крест Господень, тут же разделила его на части. Одну из них она оставила в Иерусалиме, вторую же повезла своему сыну, императору Константину, но по дороге отделяла от неё части и жертвовала в различные монастыри. Так частицы Честного Древа Креста Господня оказались на Кипре и в Константинополе. Та, что до недавнего времени находилась в Соборе Парижской Богоматери, ранее принадлежала византийскому императору Мануилу Комнину.

Частицы Креста и гвоздь католики хранили в так называемом Палатинском кресте. Это богато украшенный ковчег из золота. В его верхней части хранится частица Креста, а в центре — прозрачная колба, в которой можно рассмотреть гвоздь, — орудие муки Христовой. Кстати, анализ частицы Креста из Нотр-Дама, проведённой наряду с другими похожими святынями, которые хранятся в разных странах Европы, подтвердил, что все они сделаны из древесины оливкового дерева.

Во время Французской революции Палатинский крест спрятал аббат Русино в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Впоследствии Крест передали магистру де Келену, а тот, в свою очередь, — капитулу Собора Парижской Богоматери, где святыни и хранились до сих пор. Палатинский крест считался наиболее известной и почитаемой святыней Франции.

Картины, витражи и орган спасти не удалось

Помимо этого, в сокровищнице Нотр-Дама и в самом соборе хранилось ещё немало святынь, большая часть из которых значима для католиков, но при этом несёт не только религиозную, но часто и культурную ценность. Так, наряду с Терновым Венцом, первым, что кинулись спасать из огня священники, оказалась камиза (нательная рубашка) Святого Людовика. В реликвариуме также хранились частицы мощей этого почитаемого во Франции короля-праведника — их судьба пока что неизвестна.

Хранились здесь и мощи других католических святых — святой Женевьевы и святого Дионисия Парижского (Сен-Дени), облачения, богослужебные сосуды, кресты и другие ценности. Всё это — в витринах под бронированным стеклом, что, несомненно, затрудняло эвакуацию ценностей при пожаре.

Совершенно точно пострадали так называемые большие картины, которые собору в XVII веке ежегодно дарила гильдия парижских ювелиров. Всего таких полотен, написанных на евангельские сюжеты, было 76. 13 картин украшали внутреннее убранство храма. Снять их со стен, как засвидетельствовал журналистам настоятель Нотр-Дама, не удалось.

Искусствоведы и архитекторы ещё с вечера беспокоились о состоянии знаменитых витражных окон-розеток. Под воздействием высоких температур могли пострадать разноцветные стёкла и расплавиться соединявший их свинец. Фото, опубликованные утром 16 апреля, подтвердили опасения: витражи сияют пустотой. Сохранилась лишь самая большая розетка, расположенная на северной стене храма, с видом на Сену.

Ещё одна боль — орган XV века, который благополучно пережил Французскую революцию, но вполне может не пережить пожара. Сообщается, что трубы органа сделаны из сплава олова и свинца, который плохо переносит перепады температур. Данных о его состоянии пока нет. Осматривавшие его специалисты завили, что «пока ещё рано ставить диагнозы».

Когда глубокой ночью, потушив огонь, пожарные, журналисты и Президент Франции Эммануэль Макрон вошли в собор, с его прогоревшей крыши ещё продолжали падать искры и угли. Снимать картину разорения можно было лишь от главного портала. Всюду пепел, гарь, зияющие пустоты в потолке. Сильно пострадала алтарная часть, но над пожарищем возвышается алтарное распятие — оно устояло в огне. Удивительно, но не сгорел ни один стул из тех, что стоят в центральном нефе для удобства молящихся.

Президент Макрон объявил сбор средств на реставрацию Собора Парижской Богоматери утром 16 апреля. «Это наша история, и сейчас она в огне. Но я хочу сказать слова надежды. Надежды и благодарности тем, кто сражался, чтобы не случилось худшего. Собору более 800 лет, и наши предки знали, как его построить. На протяжении веков он рос и улучшался. Сегодня нам предстоит восстановить его», — сказал политик.

Через сутки после выступления Президента стало известно, что сумма добровольных пожертвований на восстановление храма уже превысила один миллиард евро. Основная сумма пожертвований идёт от меценатов, крупных компаний и предпринимателей.

Эммануэль Макрон пообещал, что Собор Парижской Богоматери восстановят в течение пяти лет. Для этого, по словам Президента, будет мобилизована вся Франция. Откуда Макрон взял цифру в пять лет — остаётся загадкой. Специалисты пока не озвучили даже приблизительных сроков реконструкции сгоревшего здания Нотр-Дам де Пари. При неблагоприятном раскладе на восстановление собора могут потребоваться десятки лет.

По материалам www.






Добавить комментарий