Main Menu

Этот удивительный Туркменистан

«Сейчас Кыргызстану нужно открывать для себя Туркменистан», — уверен гость нашей редакции — Чрезвычайный и Полномочный Посол нашей страны в Туркменистане Базарбай Мамбетов. После недавнего визита в Ашхабад премьер-министра Омурбека Бабанова и переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым в двусторонних отношениях появились новые взаимовыгодные перспективы. Об этой стране, об условиях жизни и, конечно, о возможностях сотрудничества наш разговор с господином послом.


— Наш общий потенциал позволяет нам открыть новую страницу в межгосударственных отношениях, — уверен мой собеседник. — Я до сих пор в недоумении, как в течение 20 лет мы не смогли развивать взаимовыгодные проекты. А предпосылки были хорошими. В 1993 году в Ашхабаде было заседание глав государств Центральной Азии. Сапармурат Ниязов обратился к Аскару Акаеву и просил наладить поставку овощей, фруктов, мясо-молочной продукции, просил сливочное масло, твердые и мягкие сыры. Все это мы тогда в достаточном количестве выпускали у себя. В обмен на это туркменский руководитель пообещал обеспечить нашу страну природным газом и    нефтепродуктами. Но все это так и не было реализовано. Акаев находился в те годы в некой эйфории от внезапной независимости страны, своей власти и упустил этот момент.
— Расскажите поподробнее, чем живет Туркменистан последние годы? Страна эта достаточно закрытая, и, несмотря на то что мы находимся в одном регионе, мало информации о ней.
—  Туркменистан советского периода и нынешний — совершенно разные страны. Там смогли достигнуть больших успехов. Надо подчеркнуть, что в этой республике нет безработицы. Туркменам, конечно, повезло, что первый их президент Сапармурат Ниязов сумел наладить разработку месторождений нефти и газа. Сегодня эта страна по добыче природного газа превзошла соседние Казахстан и Узбекистан. Нефть по мировым ценам экспортируют в разные регионы мира. Но экономика туркменов держится не только на этом. Поступающие средства направляют на развитие других отраслей экономики. Например, в текстильную промышленность. Она занимает второе место по объему внутреннего валового продукта в республике. Здесь за 20 лет смогли построить тридцать новых текстильных комбинатов, которые работают с пряжей и шерстью. А также модернизировали уже существующие предприятия. На этих производствах занято практически все женское население страны.
Республика занимает  одно из первых мест по выращиванию тонковолокнистого хлопка, который идет на ткани высокого качества. Большую часть выращенного хлопчатника они перерабатывают у себя. Это считается высочайшим достижением. А президент ставит задачу, чтобы перерабатывать хлопка еще больше. Одна из хлопкосеющих республик — Узбекистан, но как там ни стараются, больше 30-33% переработать собираемого хлопка не получается. Хотя там также принимают усиленные меры в этом вопросе.
Шелковую, хлопковую, шерстяную пряжу  перерабатывают в ткани, а они оказались самыми востребованными на рынках не только Азии, но и Европы, США, Канады. Более 70% продукции, произведенной в текстильной промышленности, идет на экспорт.
Немаловажно, что смогли наладить производство электротехники: начиная от голого провода и заканчивая  всеми видами кабельно-проводниковой продукции, трансформаторными подстанциями. Вся распределительная сеть страны снабжается  собственным производством.
Еще одно направление в экономике — выпуск минеральных удобрений. Совместно с Белоруссией идет строительство комбината калийных удобрений. До этого в Туркменистане выпускали азотные удобрения, что позволило обеспечивать полностью потребности сельского хозяйства страны. Теперь хотят выйти на экспортное производство по фосфорным,  калийным и азотным удобрениям. Почвы Туркмении бедные, но благодаря использованию подкормок, страна обеспечивает себя продовольственной пшеницей и даже экспортирует ее. Очень возможно, что и Кыргызстан в будущем сможет покупать здесь минеральные удобрения, которые нам так необходимы.
— А как обстоят дела с развитием  бизнеса?
— Сейчас больше внимания уделяется развитию частного предпринимательства. Выдаются беспроцентные ссуды на открытие своего дела, почти в каждом районе есть банки, выдающие такие кредиты. После развала Союза  у нас земли были переданы сельчанам в пользование сроком на 49 лет с правом наследования. В Туркменистане все угодья колхозов и совхозов передали объединенным крестьянским хозяйствам. Государство поддерживало сельчан. За эти годы выросли преуспевающие сельскохозяйственные компании, и сейчас они могут взять эти земли у объединенного крестьянского хозяйства в аренду и развивать свое дело.
— Насколько все эти достижения отражаются на жизни простого человека?
— Туркменские семьи бесплатно пользуются электроэнергией, природным газом, водой, солью. Каждой семье, имеющей легковую автомашину, на месяц выдается бесплатно 120 литров бензина.  Коммунальные услуги также недорогие и доступные. Для обеспечения людей квартирами введена ипотечная форма жилищного кредитования. Кредиты доступны для любого, кто имеет работу. Выдаются они сроком на 30 лет под 1% годовых, и еще десять лет каникулы.  Если человек работает в госорганах, то государство погашает половину суммы кредита. В этом году президент Г. Бердымухамедов объявил, что все сельское население будет обеспечено горячей водой. Госбюджет  Туркменистана составляет 21 миллиард долларов. Эти средства идут на образование, культуру, здравоохранение, на содержание бюджетных организаций. У нас, к сожалению, бюджет страны составляет около 2 миллиардов.
— Что вас удивило в этой стране?
— То, как обустраивается столица — Ашхабад. Город выстроили на новом месте между старыми кварталами и горами Копетдага. Начал строительство еще С. Ниязов. Все новые здания одеты в белый мрамор. Сейчас сносят старые районы Ашхабада, оставшиеся с советских времен,  и на смену прежним зданиям возводятся новые. Создается один огромный мегаполис. Арыков на улицах нет, а для полива используется капельное орошение. В Ашхабаде и вокруг него растут только хвойные деревья. В свое время здесь выкорчевали все лиственные деревья — карагач, тополь и посадили хвойные — ель, сосну, арчу. Они не роняют листву, круглый год стоят зеленые. Была объявлена программа: «Зеленый пояс вокруг Ашхабада». Вокруг столицы шириной 10 километров высадили зеленые насаждения.
— Для Кыргызстана остро стоит вопрос борьбы с коррупцией, а как решается эта проблема у наших соседей?
— Коррупция по всему миру непобедима. Есть она и там. Чиновников, замешанных в коррупции, президент публично освобождает от должности на заседаниях правительства. Если человека уволили с работы по отрицательным мотивам, он не сможет занять прежних позиций, даже если до этого занимал высокий пост. И все это понимают, поэтому ведут себя скромно. Детям чиновников непозволительно разъезжать по столице на шикарных машинах. Такой  установлен  порядок, что чиновник не должен кичиться своим богатством. Туркмены сдержанны  и в проведении обрядовых мероприятий, таких, как юбилеи, свадьбы. Если проводят свадьбу, то на нее приглашают не больше 50-70 человек. Но у нас же большие люди делают тои на 700 человек, а в это же время  отечественная экономика бедствует.
— Какие перспективы  двусторонних отношений наших государств?
— 30 мая Ашхабад с визитом посетил премьер-министр Омурбек Бабанов, он провел встречи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. В результате была достигнута договоренность о том, что Туркменистан готов поставлять в нашу страну природный газ. Мы просили 500 млн. кубометров в год. Туркмения согласна нас обеспечивать в этом объеме. Теперь ведутся переговоры с Узбекистаном и Казахстаном о том, чтобы через трубопроводы, проходящие по их территории, к нам поставлялся туркменский газ. Вполне возможно, что уже в этом году голубое топливо поступит в Кыргызстан.
Туркмения также предложила нам сжиженный газ, причем по цене ниже той, по которой мы закупаем его у России. Туркменская сторона заинтересована поставлять на наш рынок нефтепродукты: бензин, дизельное топливо и авиакеросин,  а также сырую нефть. У нас в республике планируют построить нефтеперерабатывающий завод, и нефть будет востребована. Сейчас власти этой республики запросили у нас все нормативно-правовые акты, налоговую и таможенную документацию и рассматривают вопрос экспорта ГСМ.
Также премьер-министр договорился об открытии авиарейса между Бишкеком и Ашхабадом. Туркменистан изыскивает возможность поставки газа в Западный Китай, в частности в Синьцзян-Уйгурский автономный район. На встрече с Г. Бердымухамедовым О. Бабанов предложил провести этот газопровод по территории нашей республики. Это стратегически правильное решение, со временем, возможно,  проект реализуется.
— Что наша республика может предложить Туркменистану?
— Мы могли бы поставлять на рынок Туркменистана сливочное масло, сыры, колбасные изделия, мясные консервы. А также картофель, лук, морковь, капусту. В Туркменистане картофель выращивается, но не очень хорошего качества. В супермаркетах Туркменистана килограмм поставляемого из Турции картофеля продается на наши деньги по 30 сомов. А представьте, как могли заработать наши сельчане и бизнесмены на экспорте картофеля. К сожалению, нет практического интереса со стороны наших предпринимателей в этом направлении.
Мы можем отправлять яблоки, клубнику, малину, смородину. Например, в самой Туркмении производят на заводах напитки из соковых концентратов. Кыргызстану можно было бы перенять этот опыт, имея столько фруктов и ягод, мы сами могли бы производить концентраты. Переработка овощей и фруктов — это золотой прииск Кыргызстана, но и здесь пока мы не видим положительных результатов.
— А много ли живет наших соотечественников в Туркмении?
— Кыргызская диаспора довольно многочисленна. В советское время многие оказались там, выйдя замуж или женившись. Другие были направлены на работу и осели. Кто-то сам поехал поработать да так и остался. Большинство сохраняет кыргызское гражданство, они у нас состоят на консульском учете, и, когда нужна правовая помощь, мы всегда консультируем, оказываем поддержку.
— Туркменистан представляется западной прессой как тоталитарное государство. Как вам кажется, это верная оценка?
— Я бы не сказал. Оно не тоталитарное, это строго отрегулированное государство. Все госсистемы работают очень четко. Да говорят, что есть проблемы со свободой слова, с доступом к Интернету. Но, с другой стороны, и сами туркмены не хотят критиковать власть. Практически там оппозиции нет. Два или три оппозиционных лидера находятся за границей. Оппозиция не пользуется в Туркменистане поддержкой у населения. Люди поддерживают власть. Есть работа, учеба в вузах оплачивается из госбюджета, сильный пакет социальной защиты, поэтому люди заняты своей жизнью. Правда, есть осторожность при разговорах с иностранцами. Конечно, там не так, как в Кыргызстане: вышел на улицу и в разговоре начал хаять и правительство, и депутатов, говорить, что все у нас плохо, и так далее. Такого нет. При С. Ниязове допускались перегибы, например, закрытие оперных театров, балета, из учебной школьной программы исключили ряд предметов: химию, биологию, физику. Но сейчас без шума, без охаивания бывшего президента все возвращается. Но среди молодежи есть желание уехать за границу, показать себя так же, как и у нас. К сожалению, мы в нашей республике растеряли возможности  здорового государственного влияния на развитие экономики и общества, а там смогли это сохранить.
— Как вам кажется, что на нынешнем этапе может помешать развитию двусторонних отношений?
— Я думаю, ничего. Теперь мы будем активно сотрудничать, для этого созрели и Кыргызстан, и Туркменистан. Есть много перспективных проектов, и, думаю, в скором времени они будут реализованы.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото из архива Б. МАМБЕТОВА.






Добавить комментарий