Main Menu

Давайте узаконим поборы?

Недавно экспертная группа «Реформа» сделала анализ школьных финансов. К удивлению аналитиков, государственного финансирования и платежей родителей должно хватать школам с лихвой в том случае, если государство действительно доводит все официальные суммы до школ. Однако опросы и исследования показывают: что-то с финансированием не так. Анализ еще не завершен, потому как руководство города неохотно делится информацией и ее приходится добывать по крупицам.  Чтобы разобраться в вопросах школьного финансирования и предложить свои варианты решения проблемы, экспертная группа организовала «круглый стол». Были приглашены представители Управления образования и Ассоциации директоров школ.

По словам представителя ЭГ «Реформа» Искендера Шаршеева, в 2011 году из бюджета Бишкека было перечислено свыше 20% на финансирование школ столицы. А это 1,9 миллиарда сомов, или 40 миллионов долларов США. Из них 1,1 миллиарда сомов были выплачены в качестве зарплат учителям. На уголь школам дали 131 миллион  сомов, 617 миллионов — на питание, около 14-17 сомов  на каждого ученика,  и 11 млн. сомов — на ремонт. Учитывая, что в Бишкеке 5 906 учителей, на каждого  должно было прийтись по 16 тысяч сомов зарплаты в месяц. С учетом того что в Бишкеке в 2011 году насчитывается 103 631 ученик и с каждого родителя в среднем собирали по 500 сомов в месяц, или 6 000 сомов  в год на ремонт школы, то должны были  собрать 621 миллион сомов. Реальная годовая стоимость ремонта одной школы — 2,2 миллиона сомов. То есть, если распределить оставшиеся после  ремонта  416 миллионов сомов  в год на всех учителей, то на каждого  пришлось бы  по 5 880 сомов в месяц. То есть, по идее, реальная зарплата учителя в школе Бишкека должна составить 21 880 сомов, или 465 долларов США.
В 2012 году финансирование  столичных школ увеличили. Теперь  эта  сумма равна 2,1 миллиарда  сомов,  из них на зарплату учителя идут  1,6 миллиарда. Значит,  в  этом  году  зарплата  учителя должна составить 22 660 сомов, а со сборами на ремонт — 31 443 сома, или почти 669 долларов США.
Фактическая зарплата учителя в Бишкеке колеблется в пределах 5 200 — 7 000 сомов. При личном общении преподаватели подтверждают, что заработная плата именно такова. Кроме того, к следующему году государственные чиновники планируют урезать заработные платы учителей через снижение нагрузки и введение подушевого финансирования.
Умножим 5 200 сомов от государства на количество учителей. Получается 368 млн. сомов в год. При этом государство перечисляет в этом году на зарплату 1,6 миллиарда сомов. Разница  составляет 77%, или 1,2 миллиарда сомов, судьба которых непонятна. Директора школ утверждают, что не вся сумма, заложенная  в городском бюджете, перечисляется на счета их школ. Вероятнее всего, учителя получают на зарплату всего лишь 22,9% от более чем полутора миллиарда сомов.  Куда деваются 77%, то есть 1,2 миллиарда сомов, непонятно.
Образование в школах Бишкека, да и в регионах — фактически платное. Разовый взнос, чтобы ребёнка приняли в школу, — 20 000 сомов. Сборы на ремонт — 6 000. На учебники — 500 — 2 000 сомов. На мероприятия для школьников — от 50 до 500. В некоторых школах сборы на форму — от 1 000. Почти тысячу долларов надо отдать в год, чтобы ребёнок пошёл в школу и начал учиться. При этом большая часть преподавателей недостаточно квалифицированна. У них нет библиотеки, подключения к Интернету,  веб-технологий для мультимедийного образования. В школах почти не бывает проекторов, с помощью которых обучение можно сделать более живым и интересным. Учителя не умеют работать с компьютерными мультимедийными программами.  Не все молодые математики умеют сами высчитывать дроби. Некоторые преподаватели не умеют работать с детьми, нанося им психологические травмы. Так происходит потому, что вообще очень трудно найти хорошие кадры. Профессиональные педагоги не хотят работать за гроши. Но, даже учитывая  низкое качество обучения детей, родители всё равно платят  огромные суммы,  говорит Искендер Шаршеев.
Так почему бы не узаконить сборы с родителей и не назвать их оплатой образовательных услуг, чтобы наше государство перестало лицемерить и говорить, что у нас бесплатное образование, ведь это неправда. Не  легче ли заключить коммерческий контракт на обучение  ребёнка с детально проговорёнными условиями. Тогда родитель будет иметь возможность вести себя со школами как клиент, способный требовать качество образования за свои деньги. А сегодня родители бесправны: они отдают деньги, но не могут влиять на управленческие решения, потому что школы — государственные и завязаны на государственном финансировании и программах.
При этом ЭГ «Реформа»  отмечает, что как в городе, так и в селах часть школ должны  быть бюджетными, поскольку существуют малоимущие семьи и о них тоже нужно думать.
По результатам проведенных исследований, учителя  сегодня вынуждены совмещать несколько профессий, чтобы зарабатывать на жизнь.  Это мешает им концентрироваться на преподавании. Слабый престиж труда  учителя отвращает многих профессионалов, которым проще заниматься  бизнесом  или  работать в международных организациях, чем передавать свои знания детям. Ситуацию нужно менять, иначе мы рискуем вырастить безграмотное поколение, заключил Искендер Шаршеев.
Представители Управления образования в свою очередь подтвердили, что без родительских взносов школы не выжили бы  и,  несмотря на все запреты, сбор денег существует. Однако предложение  узаконить «школьные поборы» в обществе вызовет большой резонанс, но в то же время  говорить, что образование у нас бесплатное, будет не совсем правильно. Вопрос еще будет обсуждаться. Мы следим за развитием событий.

Анна САРАЖИТИНОВА.






Добавить комментарий