Main Menu

Миграционной политике нужен драйвер

Миграция — глобальное явление растущего масштаба и сложности. Многие страны мира стали точками исхода, транзита или назначения работников-мигрантов, и социально-экономическая ситуация в них подвергается огромному влиянию динамики трудовой миграции.

Если в принимающих государствах таковая может способствовать омоложению рабочей силы, обеспечить функционирование трудоинтенсивных отраслей, таких как сельское хозяйство, строительство и личные услуги, стимулировать предпринимательство, поддержать работу систем социальной защиты, а также помочь в удовлетворении кадровых потребностей, то родные страны мигрантов получают пользу в виде их денежных переводов своим семьям, инвестиций, технологий и важнейших навыков, которые те, возвращаясь, привозят домой, говорится в докладе Международной организации труда.

Для кыргызстанцев одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств является Российская Федерация. Так, по официальным данным Государственной регистрационной службы, в России 540 тыс. кыргызстанцев, далее идёт Казахстан — 113 тыс. В Республике Корее — 15 тыс., Турции — 14 тыс., дальнем зарубежье — до 30 тыс. наших граждан. Ежегодно из страны уезжает до 50 тыс. жителей Кыргызстана, по неофициальным данным, в РФ может работать до 1 млн. таковых.

Необходимо упомянуть проблемы: рост «антимигрантских» настроений и насилия в отношении трудовых мигрантов в крупных городах субъектов РФ, из-за чего те озабочены безопасностью себя и своих семей; попытка отдельных политиков привлечь голоса зарубежных кыргызстанцев в свою пользу.

Преступления, которые совершают наши граждане и соотечественники в России, могут обострить ситуацию там. Об этом заявил начальник Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД России Олег Ильиных. «Россия является вторым государством в мире по интенсивности миграционных потоков. Общее количество только официально поставленных на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства в 2018 году превысило 17 млн. человек», — сказал он. По его словам, этот факт накладывает на МВД РФ дополнительную ответственность.

«Совершаемые мигрантами преступления способны в одночасье обострить ситуацию в сфере межнациональных отношений. Яркий тому пример — это события в Якутске, где совершённое уроженцем одной из стран СНГ преступление повлекло за собой массовое выступление местных жителей», — сказал начальник ГУПЭ РФ.

Это не может не вызывать озабоченности. Увеличивающаяся общая масса выходцев из Кыргызстана в России рано или поздно сформируется как социальная группа, которая при соответствующем влиянии может иметь политические предпочтения и влиять на результаты выборов, голосуя как здесь, так и в крупных городах России. Не держать их в фокусе своего внимания для кыргызской власти было бы стратегической ошибкой.

Исходя из поступающей информации и изменения динамики отношений россиян к экспатам, можно прогнозировать, что в 2019-2021 годы в РФ могут повторяться протесты молодёжи из-за правонарушений, совершённых трудовыми мигрантами.

Внутри кыргызских диаспор в РФ и в политической среде Кыргызстана активизировались обсуждения их прав. Последние события в Якутии подтолкнули многих лидеров кыргызских диаспор поднять вопрос об их защите в ЕАЭС, о личной безопасности на территории Российской Федерации. Отдельные политики активизировали свою деятельность среди кыргызских общин в России. По нашим прогнозам, до конца 2019 года такая работа будет только усиливаться. Цель её — консолидация мигрантов для последующего использования их, как группы поддержки, и их влияния на родственников, оставшихся на родине. Вторым шагом такой деятельности может стать формирование политических или «околополитических» требований эмигрантов к кыргызской власти: о защите их прав и обеспечении безопасности; создании условий для голосования во время предстоящих парламентских выборов в местах их временного пребывания в РФ (например, увеличении количества УИК в крупных городах РФ, где есть большие кыргызские диаспоры).

Мы видим риск политизации вышеуказанных вопросов и считаем для власти целесообразным руководить изменениями в вопросе защиты прав кыргызских трудовых мигрантов.

Вижу важность обсуждения на государственном уровне положения кыргызских трудовых мигрантов в странах ЕАЭС. В данном контексте считаем необходимым главе государства стать драйвером повышения эффективности миграционной политики КР. Тем более Сооронбай Жээнбенков в 2018 году на встрече с соотечественниками подчеркнул вклад трудовых мигрантов в экономику страны. Напомню, что тогда впервые за время существования форума «Мекендештер» в нём участвовал Президент. Сооронбай Шарипович тогда отметил: «Переводы работающих за рубежом составляют треть ВВП страны — это около двух с половиной миллиардов долларов. Наша конечная цель — создание полноценных условий для того, чтобы наши соотечественники могли достойно жить и работать, воспитывать своих детей в своей стране. Это одно из приоритетных направлений нашей государственной политики».

Важно:

— разработать план конкретных действий для обеспечения доступа наших трудовых мигрантов к охране здоровья, образованию, защите от насилия, выплате пенсий и участию в выборах;

— в рамках соответствующих соглашений и договорённостей стран — членов ЕАЭС провести мониторинг их исполнения в части, касающейся прав наших граждан за рубежом;

— разработать концепцию и меры для расширения географии стран, куда на законной основе могли бы выезжать кыргызстанцы для работы. Начать подготовку соответствующих договоров с другими государствами, испытывающими острый недостаток трудовых ресурсов, кроме тех, в которые уже выезжают наши граждане;

— правительству и ЦИК КР предусмотреть увеличение УИК за рубежом во время парламентских выборов 2020 года до 100 участков.

Кыргызстанцы, находящиеся за пределами родины, должны почувствовать, что Президент и правительство КР знают и занимаются их насущными проблемами, а это снизит накал их обеспокоенности.

Алишер МАМАСАЛИЕВ, эксперт по госуправлению.



« (Previous News)



Добавить комментарий