Main Menu

«Мой милый, что тебе я сделала?..»

Ежегодно в органы внутренних дел поступает свыше 30 000 вызовов в случаях семейных скандалов. Об этом начальник управления общественной безопасности МВД Азамат Абдрахманов сообщил участникам пресс-завтрака «365 дней решительных действий: боремся системно с домашним насилием», который состоялся на днях в Бишкеке.

Мероприятие организовал общественный фонд «Женская демократическая сеть». В нём участвовали депутаты Жогорку Кенеша, Бишкекского городского и местных кенешей, заместитель министра труда и социального развития Ализа Солтонбекова, представители МВД, Минздрава, неправительственных организаций.

Ситуация

По словам Азамата Абдрахманова, прежде регистрировалось около 7 000 фактов. Сейчас при звонке гражданина регистрация в Едином реестре преступлений происходит автоматически. В основном вызовы поступают в ночное время, с 22 часов до 9 утра. Кстати, обращаться в правоохранительные органы могут не только сами жертвы, но и свидетели. И необязательно писать заявление. Даже самого сообщения о преступлении достаточно для возбуждения дела, рассказал он.

Кандидат социологических наук Гульнара Ибраева привела статистику. В 2018 году, согласно её презентации, 288 женщин получили увечья после побоев мужей или других родственников, 62 погибли. А с 2013 года травмированы 1 122 и 186 убиты, 1 073 уголовных дела по фактам домашнего насилия переданы в суд. Между тем Азамат Абдрахманов подчеркнул, что такие сведения — неполные.

Доведение до самоубийства

Консультант Министерства здравоохранения Бермет Барыктабасова обратила внимание присутствующих на тот факт, что общество забывает о таких последствиях семейного насилия, как самоубийство. В 2018 году произошло четыре резонансных случая, когда доведённые до отчаяния кыргызстанки решались свести счёты с жизнью и тянули за собой своих детей.

«Мужчины почти вдвое чаще доводят суицидальные попытки до завершения — до смертельного исхода. Способы прервать жизнь также различаются. Так, например, они чаще используют огнестрельное оружие, ножи, лучше завязывают узлы на верёвке, чтобы повеситься… Женщины обычно пьют уксус, глотают таблетки, выбрасываются из окон», — сказала она собравшимся.

«И вот когда матери-самоубийцы остаются живы… их сажают как детоубийц или покушавшихся на убийство детей, — продолжила она. — У них налицо все симптомы психического расстройства, тяжелейшее чувство вины и мысли, что она «недостойна жить». Один случай закончился тем, что женщину осудили на 12 лет».

«Число суицидов растёт среди детей и подростков, 22% совершают лица 18-22 лет!» — ужасается Бермет Барыктабасова.

Решение проблемы

МТСР в рамках государственного социального заказа в этом году поддержало на 2 млн. 135 тыс. сомов работу четырёх кризисных центров: двух — в Бишкеке, одного — в Нарыне и ещё одного — в Алайском районе, поделилась Ализа Солтонбекова.

Представитель правоохранительных органов считает, что надо обращать внимание на причины такого явления. А это социально-экономические проблемы в стране и, соответственно, в семьях: безработица, упадок семейных ценностей. Насилие передаётся из поколения в поколение: люди, выросшие в атмосфере ссор и побоев, несут это во взаимоотношения со своими супругами и детьми. Нужно спуститься в каждое село, каждый дом — на что требуется больше ресурсов. Проводить коррекционную (психологической, психотерапевтической направленности для агрессивного виновника) и реабилитационную (для жертвы) программу, отметил Азамат Абдрахманов.

Зачастую участковые не доезжают на места бытовых конфликтов потому, что в пути их перенаправляют по другим вызовам: о грабеже, убийстве, например. Всего в стране свыше 1 500 участковых — и это на 6,5 миллиона населения. Из них инспекторов по делам несовершеннолетних — 600. На участке проживает 6-7 тысяч населения. Было бы идеально создать специализированное подразделение для борьбы с семейным насилием, технически оснащённое и с подготовленными сотрудниками, которые не будут заниматься другими видами преступлений, поделился мнением начальник управления.

Ему вторил председатель наблюдательного совета министерства, ветеран МВД Шамшыбек Мамыров, говоря, что дежурные части РОВД не могут бензин получить, чтобы милиционеры выезжали на вызовы.

А лидер ЖДС Гульжан Байбетова сообщила, что Женская демократическая сеть направила депутатам Бишкекского городского кенеша предложение о создании в четырёх районах Бишкека инспекций по защите от семейного насилия. Они поддержали инициативу.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото автора.



(Next News) »



Добавить комментарий