Main Menu

Шла в ногу со временем

Батыш Салиева — видный государственный деятель Кыргызстана.  В течение 25 лет работала министром социального обеспечения, семь лет — председателем республиканского Совета профессиональных  союзов.  Дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР, 25 лет являлась депутатом  Верховного Совета Киргизской ССР. Ее кредо  — помогать народу, конкретным людям, укреплять их социальную защищенность.
Награждена двумя медалями Трудового Красного  Знамени,  пятью медалями СССР, почетными грамотами  Президиума Верховного Совета Киргизской ССР и ВЦСПС, Комитета советских женщин СССР.
Сегодня Б. Салиева — почетный член Союза ветеранов профсоюзного движения Центральной Азии, пенсионер за особые заслуги перед Кыргызской Республикой.

Батыш Салиева родилась  1 июля 1922 года в с. Талды-Суу Тюпского района Иссык-Кульской области в семье крестьянина-бедняка. Мама — Калугина Анастасия Дмитриевна.  Дед-сибиряк, прослужив на погранзаставе в Приисыккулье 25 лет, остался в Киргизии.  Отец, Саалы, увидев  красивую девушку, влюбился и украл с ее согласия.  Однако их догнали и  посадили в тюрьму в Караколе.
В 1916 г. началось восстание кыргызов, и Саалы с Настей освободили из тюрьмы. За нарушение православной веры из Москвы был вызван архиерей, но Анастасия настояла на своем и приняла мусульманскую веру.  Отец ее сказал, пусть будет мир, и в приданое отдал дочери  половину имевшегося скота, телегу зерна, пожелал молодоженам  добра и согласия.  Однако русская диаспора не простила такого шага и утопила отца в болоте.
Родители Саалы полюбили русскую невестку.  Когда родилась первая дочка, дедушка Арбото положил новорожденную за пазуху и шесть раз обошел село Талды-Суу, сообщая всем жителям радостную весть:  он стал чон-ата и, кланяясь Аллаху в сторону  Мекки, дал внучке имя Батыш (Запад).
Анастасия родила четверых. Вырастила детей в бешике, воспитала по кыргызским обычаям. С детства малыши почитали старших, помогали родителям по хозяйству, хорошо учились.  Мама пять раз в день совершала молитву — намаз,  держала пост орозо. В селе ее очень уважали. Она прекрасно знала кыргызский язык, фольклор. Ее любили за душевность, мудрость, аккуратность и чистоплотность в быту. К ней приходили советоваться, приглашали на все события, сельские сходы.
Батыш окончила школу в Талды-Суу. Как активную комсомолку,  ее оставили работать старшей пионервожатой.  Пионерские отряды играли большую роль в воспитании молодого поколения: в школе работали различные кружки, все занимались спортом. Царила строгая дисциплина, но главным для пионера была учеба. Он должен являться примером в борьбе за знания, проводить читки, беседы, политинформации.  Считалось ЧП, если пионер получал двойку.  Его обсуждали всем отрядом.
Батыш была первой пионервожатой в Талды-Сууйском районе и пользовалась большим авторитетом  у учителей, родителей, соседей.  Стала  делегатом I Республиканского слета пионеров в 1938 г. На первую зарплату старшей пионервожатой — двести рублей — родители купили  швейную машину.  Батыш научилась шить, потом это стало  для нее хобби. Она шила маме, дочери, сестрам, родственникам. На вторую зарплату ей купили зимнее пальто, до этого дочери надевали по очереди пальто мамы.
В 1943 г. Б. Салиеву избирают первым секретарем Талды-Сууйского райкома комсомола, а через год выдвигают на партийную работу — зав. отделом по работе среди женщин Талды-Сууйского райкома партии, затем зав. отделом по работе среди женщин Нарынского обкома партии. Окончив Высшую партийную школу в Москве, работала в 1952-53 гг.  инструктором отдела партийных органов ЦК КПСС в Москве. В   1953-1966-м, 1973-1985 годах — министр социального обеспечения Киргизской ССР.
Батыш Салиевна вспоминает:  «В моем становлении как партийного, государственного работника огромную роль сыграли первые руководители республики, выдающиеся личности ХХ века Исхак Раззаков и Абды Суеркулов.  В 1950 году в район приехал первый секретарь  ЦК КП(б) Киргизии И. Раззаков. В районе решили, что обедать  он будет у нас, так как мама была отличной хозяйкой и могла на должном уровне встретить первого  руководителя республики. Исхак Раззакович оказался невысоким, красивым, интеллигентным, простым, светлым человеком. Он интересовался всем: школой, работой райкома комсомола, партии, положением в сельском хозяйстве, бытом жителей села, торговлей. Впоследствии я многие годы проработала под его руководством, и всегда он был  очень доступным, внимательным, человечным, отзывчивым. В 50-е годы не было рейсовых самолетов в Ош, Джалал-Абад.  Как-то мне понадобилось срочно ехать в Токтогул, обычно мы ездили поездом через Ташкент. Я обратилась к помощнику         И. Раззакова И. Нагавицыну с просьбой помочь.  И. Раззаков разрешил мне полететь на самолете АН-2, который направлялся  в Ташкент, а по пути меня оставили в Токтогуле.
Исхак Раззакович очень бережно относился к кадрам. У него была интуиция при подборе кадров. Он отслеживал рост молодых партийных работников, всегда был точен, аккуратен, тактичен. Когда меня назначили министром социального обеспечения, он спросил (для меня это было неожиданностью), как живут родители, как  здоровье мамы. Оказывается, не забыл, как пил у нас чай.  В беседе  дал напутствие, чтобы я никогда не забывала, что была работником аппарата ЦК КПСС в Москве (единственная тогда женщина из республик Средней Азии и Казахстана). И в своей работе, жизни я старалась этого не забывать. Еще в годы войны, работая первым секретарем райкома комсомола, получила телеграмму от И. В. Сталина с благодарностью за то, что комсомольцы — жители Талды-Сууйского района собрали теплые вещи и деньги для фронтовиков. За 25 лет работы министром социального обеспечения на меня не было ни одной жалобы.
Мы работали не покладая рук, не считались со временем, жили верой в светлое будущее, болели за общее дело:  чем лучше всем, тем лучше каждому из нас, считали мы.
А что сейчас имеют пенсионеры, инвалиды?  Иногда мне очень тяжело, обидно, да и здоровье подводит.  Никто нас не вспоминает, но я отношусь к этому философски,  считаю, что все это временное явление».
Батыш Салиева внесла большой вклад в развитие социального обеспечения населения республики. При ее участии было построено семь домов для престарелых и инвалидов, а шесть  реконструировано и расширено.  В селе Нижняя Серафимовка  построен дом для престарелых на 500 мест с подсобным хозяйством и фруктовым садом на 10 га.  Интернаты для пожилых людей в Таласской области и  Токмоке были образцовыми в республике.  Аналогичные учреждения  создали в Жайылском районе,  а для детей — в селе Беловодском Московского и в Ак-Сууйском районах.
Для решения финансовых и хозяйственных проблем
Б. Салиева часто добивалась приемов у председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина, председателя Госплана СССР Н. Байбакова, министра финансов СССР В. Гарбузова и других руководящих работников Союза.
Работая с 1966-го по 1973 год председателем Киргизсовпрофа, вплотную занималась развитием курортной зоны, особенно на озере Иссык-Куль. В 1969 г. участвовала в работе VII Всемирного конгресса профсоюзов в Будапеште. На союзном уровне были приняты решения о строительстве капитальных комфортабельных корпусов санатория «Голубой Иссык-Куль», домов отдыха «Чолпон-Ата», «Ала-Тоо»… Была проведена реконструкция практически всех курортных и лечебно-профилактических объектов, пионерских лагерей. В столице построили Дворец спорта имени Кожомкула и гостиницу «Саякат».
Много сил Батыш Салиева отдала развитию женского движения. Неоднократно встречалась с председателями Комитета советских женщин В. Терешковой,  Комитета движения болгарских женщин Е. Лагадиновой, выезжала в составе парламентской делегации СССР в Шри-Ланку.
Выйдя на заслуженный отдых, Батыш Салиевна стала много читать, слушает радио, смотрит телевизор, всегда в курсе всех событий. Окружена заботой и вниманием детей, внуков, родственников.  Апа  гордится своими детьми, с любовью показывает   фотографии, рассказывает о внуках, ведь они достойные кадры ХХI века.

Кульбюбю Бектурганова.

 






Добавить комментарий