Main Menu

Спасибо вам, «Мастер»!

На прошлой неделе ушёл из жизни Георгий Данелия. Ещё один из великих режиссёров советского кинематографа.

Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия — удивительные, талантливые, чувствовавшие время и сумевшие передать его ощущение в своих работах. Каждая их картина становилась — уже по прошествии стольких лет можно уверенно об этом утверждать — шедевром. Их премьеры собирали залы, лучшие артисты Советского Союза мечтали сниматься у них, и по сей день мы продолжаем с удовольствием пересматривать в бесчисленный раз и «Карнавальную ночь» Э. Рязанова, и «Брильянтовую руку» Л. Гайдая, и «Джентльменов удачи» Г. Данелии. Список всенародно любимых картин, созданных этими режиссёрами, можно продолжать и продолжать. Мы пересматриваем их киноработы, зная наизусть каждую фразу, каждое движение актёров в кадре и всё равно напряжённо следим за сюжетом — это и есть магия кино. И Георгий Николаевич был одним из тех, кто умело затрагивал тонкие струны души зрителя, заставляя смеяться, грустить и верить во что-то очень светлое.

Уже одна из первых работ, созданная режиссёром  по сценарию Геннадия Шпаликова, «Я шагаю по Москве» стала явлением в советской культуре. Герои картины явились воплощением молодого поколения страны, возродившейся после тяжелейшей войны. Она наполнена удивительным светом, пространством и ожиданием чего-то большого от предстоящей жизни. По оценке кинокритиков Данелия  этой работой ввёл понятие лирической комедии. В этом жанре он создаст ещё очень много кинокартин. Одна из отличительных черт Данелии, как художника, — отношение к своим персонажам.  Это люди из близкого нашего окружения, в общем, понятные зрителю, и всё, что вокруг них — наша обыденная среда. В процессе развития сюжета  за счёт схожести обстоятельств зритель проникается историей и начинает видеть жизнь  глазами главного героя, его чувствами, болью, он перестаёт давать оценки. Сколько очень противоречивых эмоций вызывает сантехник Афанасий из «Афони». Персонаж, в общем, мало симпатичный, но между тем в итоге всех перипетий, сколько понимания и любви вызывает он у зрителя. В фильме «Осенний марафон» главный герой Бузыкин изменяет жене, врёт любовнице. С точки зрения общественной морали, он не очень порядочный человек. Но мы сочувствуем, сочувствуем ему и женщинам, оказавшимся в этом любовном треугольнике, где нет плохих или хороших, где оказались просто запутавшиеся люди, желающие любить и быть любимыми.  А в «Джентльменах удачи» Данелия выступает вместе со сценаристом Викторией Токаревой. Воришки Косой, Хмырь и неудачливый делец Василий Али-Бабаевич просто завоёвывают сердца зрителей своей непосредственностью.

И очень хочется вспомнить о «Кин-дза-дза». Мне кажется, это фильм-предсказание, предзнаменование. Когда состоялась премьера этой ленты, она воспринималась очень оригинальной  фантастикой, свободной, яркой. Но прошло время, рухнул Союз,  и всё то, что пришлось пережить советским людям в эпоху дикого капитализма, вдруг заставило увидеть эту картину другими глазами и в чём-то почувствовать себя прорабом Машковым и студентом Гедеваном, оказавшимся на непонятной и чужой планете. Где цвет штанов становится мерилом жизненных ценностей, где пацаки должны приседать перед чатланами, где население боится стражей порядка, и за кц можно всё достать. А фраза  «правительство живёт на другой планете» с годами получила совсем другое понимание. И снова эта нотка сюжетной линии Данелии: вероломные, жадные актёры Уэф и Би всё же вызывают сочувствие у зрителя как жертвы обстоятельств.

Фильмы Г. Данелии стали олицетворением чего-то очень хорошего в нашей жизни, ведь коммерческие и государственные каналы в праздники крутят их один за другим, как и ленты Гайдая, Рязанова. Останутся ли их картины с молодым поколением, станут ли идеи и мысли, звучащие там, мерилом человеческих ценностей и добрых чувств? Мне кажется, да. Как и настоящее искусство, они не имеют срока годности, они на все времена.  Хочется сказать  вслед ушедшему мастеру спасибо, за то, что его талант формировал и делал нас, зрителей, лучше, честнее, добрее, и за то, что его картины будут продолжать приносить нам и улыбки, и светлую грусть.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий