Main Menu

Господдержка семей: волокита — издержка порядка

60% нуждающихся детей в Кыргызстане не получают пособия по малообеспеченности, утверждают организаторы мониторинговых визитов рабочей группы по контролю за исполнением Закона КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», действующей при Комитете Жогорку Кенеша по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению. В неё входят её председатель, вице-спикер ЖК Аида Касымалиева, другие депутаты, представители Министерства труда и социального развития и общественного совета этого министерства, Минфина, неправительственных организаций.

Год назад в этот закон депутаты внесли изменения, регламентирующие выплату малообеспеченным семьям пособия «Үй-бүлөгө көмөк». Члены рабочей группы на днях встречались с жителями Иссык-Атинского и Московского районов Чуйской области с целью узнать, стали ли они получать эту денежную помощь, соблюдаются ли процедуры назначения, есть ли коррупция, какова адресность.

В зданиях районных администраций гости встречались с получателями пособий и теми, кому отказали в их назначении, а также с руководством области, районов.

«Үй-бүлөгө көмөк» выдаётся семьям, имеющим детей до 16 лет, где доход на одного ребёнка не превышает 900 сомов. Сумма невелика — 810 сомов в месяц. Но это то, что может платить государство. И, судя по выступлениям сельчан, с которыми встречались члены рабочей группы, она им нужна.

Истории у высказавших депутатам и сотрудникам госорганов своё наболевшее похожие, укладывающиеся в схему: внутренние мигранты, снимают жильё, многодетные, причём супруга сидит с детьми, а муж или не имеет постоянного определённого заработка, или работает за маленькую зарплату. Иногда один из ребят — с инвалидностью. Такие родители начинают оформлять документы для получения пособия, но приходится ездить за справками на малую родину, где прописаны.

Хотя есть и те, чьи истории отличаются: у некоторых — земельные наделы в 20 или 50 соток, и работающие родители мужа помогают; у кого-то есть другие виды пособий, пенсий, зарплата персонального ассистента; кому-то айыл окмоту выдаёт деньги на уголь… Словом, при общих проблемах каждый случай всё же индивидуален и требует соответствующего подхода.

Пользуясь случаем, собравшиеся высказывали жалобы, не связанные с пособием «Үй-бүлөгө көмөк». Кто-то просил земельный участок, кто-то беспокоился по поводу зарплаты персональному ассистенту (матери) за уход за ребёнком с инвалидностью. К слову, она составляет 4 900 сомов (это помимо социального пособия самому ЛОВЗ в 4 000 сомов, предусмотренного в связи с ограниченными возможностями здоровья).

А кто-то недоволен тем, что постоянно нужно в школы, где учатся дети, отдавать деньги то в фонд школы, то за уборку классов, то ещё за что-нибудь. А ещё звучали претензии в адрес сотрудников районных управлений труда и социального развития: мол, те грубят, обвиняют их в том, что они стремятся сесть на шею государству.

Вот, к примеру, история Жылдыз, матери семерых детей в возрасте от полутора до 14 лет. Муж её работает охранником, она сидит дома с двумя младшими, пока старшие ребята в школе. Жильё у них своё, правда, полдома. Огорода нет. Они получают пособие «Үй-бүлөгө көмөк» в 810 сомов на каждое дитя. Женщина с обидой рассказывает, что, когда она оформляла пособие на очередного ребёнка, соцработники ей сказали: «Может, вы отдохнёте?»

— А как я могу отдохнуть? Ну получилось так, забеременела. Что мне — аборт делать? Не могу же я детям сказать: «Давайте вы сегодня не будете есть, а отдохнёте».

Несправедливым она считает и то, что при назначении пособия комиссия, определяя материальный достаток семьи, якобы учитывает наличие холодильника и телевизора:

— Но ведь холодильник — нужная вещь. А они говорят, что если вы можете позволить себе купить телевизор, то не являетесь малоимущими.

Аида Касымалиева рассказала журналистам, что ранее рабочая группа проводила такие же встречи в Узгенском, Кара-Сууйском районах Ошской области и Оше. По её словам, из высказываний жителей вырисовываются следующие категории проблем: сбор документации (например, некоторые справки выдаются не по месту фактического проживания, а прописки; бывает, что сотрудники требуют справки о пенсиях бабушек и дедушек, хотя они не учитываются при расчёте совокупного дохода семей); грубость работников органов соцразвития; чрезмерные придирки. Также родители детей с ограниченными возможностями здоровья недовольны тем, что персональный ассистент пока предусмотрен только для несовершеннолетних, в то время как взрослым инвалидам тоже нужен человек, который бы ухаживал за ними.

Тут стоит отметить, что в Иссык-Атинском районе представители общественного благотворительного фонда «Радость ребёнка» — а это родители детей с инвалидностью — рассказали со слов матери девочки с ДЦП Марии Небоги, что соцработники могут без предупреждения посещать получателей зарплаты персонального ассистента.

В самом деле, та написала в «Фэйсбуке» следующее: «Насколько они правомочны вот так запугивать родителей? Мамы теперь не должны даже гулять выходить, не дай Бог, явится инквизитор из соцзащиты, а дома никого нет… Есть ли тут юристы? Могут ли прокомментировать, например, тот момент, что дом — это частная собственность, и родителям решать, пускать ли чужого человека за порог или достаточно поговорить и ответить на вопросы за дверью? При условии, что на это есть время. На каком основании запугивают тем, что лишат оплаты за отсутствие дома, когда соцработник/инквизитор решил явиться с проверкой?»

Министерство труда и соцразвития отреагировало на этот пост длинным ответом, суть которого в том, что мониторинг необходим для наблюдения физического и психомоторного развития, внешнего вида ребёнка, контроля взаимоотношений персонального ассистента с подопечным и семьёй. Да, родители вправе выходить гулять с чадом, заниматься его реабилитацией и т. д. Но можно заранее обговорить время визита или уточнить, когда планируется посещение.

Зарплата персонального ассистента не пособие, не пенсия. Государство в данном случае нанимает человека (и им выступает родитель) для ухода за ребёнком с инвалидностью и, как работодатель, следит за качеством. Конечно, звучит это странно: когда в отношениях матери и её дитя появляется третья сторона. Но надо помнить, что дети не собственность родителей, не вещи, а личности, граждане, и государство обязано следить за тем, чтобы они росли в благоприятных условиях, а их права не нарушались. И это стереотип, что человек своё чадо никогда не обидит. Потому что мы читаем, видим, слышим, знаем немало случаев, когда отцы и матери избивают, насилуют, убивают своих отпрысков, заставляют заниматься попрошайничеством, тяжёлым трудом или бросают их без присмотра…

Аида Касымалиева отмечает, что мониторинг необходим, ведь в разных семьях — разные ситуации. Поэтому нужно убеждаться, идут ли деньги, выделяемые государством, на нужды ребёнка.

Депутаты Аида Касымалиева, Айнура Осмонова, замминистра труда и соцразвития Ализа Солтонбекова, другие члены рабочей группы и представители местной власти посетили также социальные учреждения Иссык-Атинского и Московского районов. Об этом подробнее мы расскажем в следующих номерах. В них на питание одного ребёнка в день заложено в среднем 100 сомов, а на медикаменты — 13-17 сомов. И это не считая расходов на заработные платы сотрудникам, коммунальные услуги, ремонт, покупку мебели, книг, игрушек, постельных принадлежностей, одежды, мыломоющих средств и так далее. Нетрудно подсчитать, что содержание детей в интернатах обходится государству намного дороже, чем поддержка малоимущих семей через выплату пособий, таких как «Үй-бүлөгө көмөк».

Конечно, пособия, пенсии и так далее — это решение проблем, которые являются последствиями, а не устранение причин. Для того чтобы дети Кыргызстана жили в благоприятных условиях, нужно улучшать благосостояние населения в целом: поднимая экономику; создавая рабочие места с достойными окладами; развивая регионы; предоставляя качественные образование, медицинские и социальные услуги; просвещая граждан, в том числе о репродуктивном здоровье, планировании семьи, осознанном и ответственном родительстве, возможностях реабилитации детей с ОВЗ; пропагандируя внимание и бережное отношение к своему здоровью; предупреждая и пресекая дискриминацию и стигму людей с инвалидностью, создавая для них инфраструктуру; решая экологические проблемы; обеспечивая доступ к чистой питьевой воде и так далее.

Но эти дети уже родились и живут сейчас, в существующих условиях. Они личности, наши будущие экономически активные граждане, трудовые резервы. Сегодня они получают пособия, а завтра окончат учёбу, начнут работать и выплачивать налоги, из которых государство сможет платить пенсии нам — тем, кто сегодня рассуждает, нужно ли поддерживать малоимущих или пусть сами выкручиваются как-нибудь.

Члены рабочей группы, проанализировав отзывы граждан, дадут Министерству труда и социального развития рекомендации для улучшения процедур.

В заключение добавим, что, согласно Закону «О государственных пособиях в Кыргызской Республике», существует три вида госпособий: «Балага сүйүнчү» — единовременная выплата при рождении ребёнка; «Үй-бүлөгө көмөк» — ежемесячное пособие для поддержки малообеспеченных семей с детьми до 16 лет; социальное пособие тем, кто не имеет права на пенсионное обеспечение.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото автора.






Добавить комментарий