Main Menu

Легенда о крепости Кошой-Коргон

Недалеко от города Нарына, в горах Тянь-Шаня на высоте 3000 метров, в долине на левом берегу реки Кара-Коюн на территории Ат-Башынского района, у подножия горы Чеч-Дєбє (Чеш-Дёбё), в 12 км от райцентра Ат-Башы высятся руины (лат.) ruina — обвал, падение; происходит от глагола ruere — «рушиться; обрушивать») средневекового городища, являющегося в настоящее время археологическим памятником. Развалины этого сооружения, существовавшего в VII-X веках на караванном торговом пути, носят название Кошой-Коргон (кыр.) Кошой — имя + коргон — крепость, защитное сооружение = крепость Кошоя), и народная молва связывает их с именем хана Кошоя — легендарного героя кыргызского эпоса «Манас», ярого сподвижника и по родственным связям дяди знаменитого былинного богатыря Манаса, его главного советника, предводителя рода катаган. Он жил примерно в VII-VIII веках и во всех вариантах эпоса был самым мудрым и справедливым старцем, который мог осадить и самого Манаса. Он был высокого роста, крепкого телосложения, но немного грузноватый, сильный и мужественный; носил длинные седые бороду и усы, брил голову. Впервые он встретился с Манасом, когда ему было 80 лет, но, несмотря на возраст, он в схватке с силачом Жолоем победил его.

Катаганы — кочевое племя, родственное роду Чингиз-хана, позже вошедшее в состав казахов Старшего жуза, узбеков, кыргызов, каракалпаков, уйгуров и ассимилировавшееся среди них. В период, когда правителем кыргызских катаганов был хан Кошой, они жили в Таласской долине, но под натиском китайских завоевателей в 1760 году перекочевали в горные районы Тянь-Шаня на территорию современного Ат-Башынского района.

Согласно существующей легенде, Кошой сразу для защиты новообретённых земель и местного населения от грабительских набегов со стороны Китая и прочих захватчиков и банд грабителей дал указание начать строительство военного укрепления (коргона). Как правило, месторасположение крепости и поселения было выбрано в труднодоступном месте. Удобное расположение сооружения на левом берегу реки Кара-Коюн у подножия горы Чеч-Дєбє давало её защитникам прекрасную возможность наблюдать за всем, что происходит вокруг. А в случае чего мгновенно можно было заметить надвигающегося врага.

Надо сказать, что место для защиты и обороны было выбрано довольно удачно и в течение 29 лет стены крепости стойко отражали атаки врагов.

Удивительно, но факт — большинство крепостей в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт, что позволяло реставраторам давать возможность более точно восстановить облик разрушенного археологического объекта.

В плане крепость представляла собой сооружение в форме прямоугольника с размерами сторон 245 х 250 метров. Стены крепости были сооружены из глины и пахсовых блоков — строительных конструкций в форме кирпичей большого размера, изготовленных из пахсы (тадж.) — утрамбованной (битой) глины, обладающей большой прочностью, и окружали большую территорию. Высота стен достигала 10 метров, толщина внизу — 4-8 метров, вверху — 3-4 метра. По периметру стены на длинных прямолинейных участках и углах было сооружено 50 башен круглой (12 шт.) и квадратной (38 шт.) форм с прямоугольными зубцами. Башни предназначались для наблюдения, обеспечения продольного обстрела крепостной стены, подступов к ней и защиты ворот (проездные башни), а также служили укрытием для обороняющихся защитников крепости и опорными пунктами обороны.

Дополнительным защитным устройством крепостного вала был ров шириной до 11-14 метров, глубиной до трёх метров, заполняемый водой из ближайшего источника.

При сооружении крепости использовались местные строительные материалы: глина, булыжник, гравий и песок из реки, скальные обломки с гор.

Достоверно известно, что с незапамятных времён Кошой-Коргон в письменных источниках VIII-IX веков упоминался как ставка владык Тянь-Шаня — многочисленных кочевых тюркских племён, его расцвет пришёлся на VIII-X века н. э. А в начале XII века город даже некоторое время был столицей одного из уделов Караханидского государства и носил название Атбаш.

В своё время город-крепость действительно выполнял сразу несколько функций: был военным сторожевым гарнизоном на приграничном участке, защищал население от грабительских набегов разных захватчиков и исполнял роль перевалочной базы для торговых караванов, являясь основным узлом на одном из оживлённых направлений Великого Шёлкового пути.

В беспокойные времена крепость содрогалась от страшных набегов кочевников. Затем наступало относительное затишье, и по торговым путям вновь шли многочисленные гружёные караваны. Неприступная цитадель, хорошо укреплённая и позволяющая вместить внушительное войско, могла легко отражать набеги врагов. Однако позднее Атбаш был всё-таки захвачен и полностью уничтожен монгольскими захватчиками. При каких обстоятельствах произошло падение твердыни, история умалчивает, но ровно через сто лет, по неподтверждённым данным, город был восстановлен Амиром Темуром (Тамерланом (1336-1405) — великим среднеазиатским правителем, полководцем и завоевателем) и послужил для его армии перевалочным пунктом в походах на восток.

Недалеко от крепости Кошой-Коргон, примерно на расстоянии 150-200 метров, на левой надпойменной террасе реки Кара-Коюн находится удивительная гора, по форме напоминающая огромный курган, на вершине которого расположен могильник, состоящий из цепочки трёх земляных холмов высотой 0,4-0,5 метра и диаметром от пяти до семи метров. Датируются IV-X веками. Раскопки не проводились. Здесь же в одной из могил по существующей легенде похоронен хан Кошой. А на склоне горы растёт святое дерево, которому поклоняются кыргызы, привязывая к нему тряпочки.

В Кокандский период здесь появилась могила некоего «святого». У могилы был воткнут шест с конским хвостом, здесь же лежало множество рогов горных баранов.

Позднее здесь же была выстроена мечеть.

Впервые упоминание о древней крепости приходится на 1859 год, когда Чокан Валиханов (1835-1865) — великий казахский учёный-востоковед, историк, этнограф, географ, фольклорист, переводчик, журналист, путешественник, возвращаясь из экспедиции, встретил проводников. Они ему сообщили, что недалеко от караван-сарая Таш-Рабат располагаются развалины другого городища. И отметили, что кыргызские манасчи слагают о нём легенды и приписывают великое прошлое. А через 25 лет востоковед В. Бартольд провёл исследование, в котором изучил средневековые письмена до и после монгольских нашествий и пришёл к выводу, что эти руины — остатки города Атбаш (Кошой-Коргон).

Археологи, которые проводили раскопки с 1937-го по 1989 год, выяснили, что город Атбаш возник примерно в VII веке. Пик развития города пришёлся на VIII-X века. Учёными доказано, что Кошой-Коргон был цитаделью правителей многочисленных тюркских времён, правителями которых были великие династии тюркского мира, властители всего Туркестана. Также стало известно, что в начале XII века город был столицей одного из уделов великого государства караханидов.

Первые раскопки на территории городища начались ещё в 30-х годах прошлого столетия. В 1944-м раскопками городища занимался археолог А. Бернштам. Потом они были продолжены в 1960-е годы, а с 1980-го велись М. Москалёвым и М. Фёдоровым и не заканчивались вплоть до развала бывшего СССР. Проведёнными раскопками были выявлены остатки построек дворцового типа, жилые и хозяйственные помещения, а также прочие предметы быта и хозяйственной деятельности.

Исследователями цитадели было установлено, что руины стен сегодня сохранились лишь наполовину, а основные площади древнего городища покоятся глубоко под землёй, скрытые сельскохозяйственными посевами. Раскопки вскрыли ряд построек из сырцового кирпича. Полы в них были частично глинобитными, частично вымощенные камнем, а оштукатуренные стены сохранили следы росписей голубой, белой, жёлтой и красной красок цветовой гаммы. Среди находок из глины, кости, камня, металла следует выделить обнаружение зернотёрок, указывающих на занятие земледелием в этом высокогорном районе, а также украшений из нефрита и перламутра.

Рядом с легендарным городищем в 2004 году был открыт музей исторических находок и артефактов, сделанных на Кошой-Коргоне. Археологические раскопки в цитадели, с переменным успехом, продолжаются и по сей день, что даёт надежду на то, что замечательный памятник истории и культуры Кыргызстана когда-нибудь займёт подобающее ему место. В настоящее время кыргызские учёные делают попытки для того, чтобы зачислить исторический памятник, который представляет особую ценность, в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры).

Велики заслуги хана Кошоя особенно после встречи с Манасом, избранным ханом всего кыргызского народа, в решении всех судьбоносных проблем, где он не довольствовался ролью наблюдателя в грядущих событиях, а выступал наставником, советником и помощником молодого хана и всячески поддерживал его в осуществлении замыслов, направленных на объединение всех кыргызов в единый народ и на освобождение родных земель, оставленных в наследство своими отцами и далёкими предками, и, если было нужно сражаться с врагом, активно участвовал в первых рядах в битвах и сражениях.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий