Main Menu

Кыргызстан — Россия: За общее образовательное пространство

В Бишкеке, в Госрезиденции «Ала-Арча» с участием Президента страны Сооронбая Жээнбекова прошёл I Форум ректоров вузов Кыргызстана и России «Развитие науки и образования — инвестиции в будущее». Его цель — расширение двустороннего кыргызско-российского научно-образовательного сотрудничества.

В нём участвовали российские министры: науки и высшего образования — М. Котюков, просвещения — О. Васильева, начальник Управления аппарата Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами В. Чернов, руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Э. Митрофанова, ректоры 72 вузов России во главе с президентом Российского союза ректоров В. Садовничим, Кыргызстан представляли министр образования и науки Г. Кудайбердиева, ректоры 32 вузов во главе с председателем Ассоциации вузов Кыргызстана А. Мусаевым, депутаты Жогорку Кенеша.

Участники форума обсудили вопросы кыргызско-российского сотрудничества в сфере гуманитарных и естественных наук, новых подходов в подготовке кадров в условиях модернизации экономики, формирование и укрепление общего евразийского пространства. Отдельное внимание они уделили основам научно-образовательной интеграции наших стран, сотрудничеству в сфере высшего образования.

Открыла работу форума министр образования и науки КР Г. Кудайбердиева, которая предоставила слово для выступления Президенту Кыргызстана Сооронбаю Жээнбекову.

«Уважаемые участники форума, дорогие друзья!

Мы приветствуем вас на гостеприимной кыргызской земле!

Очень рад, что первый Форум ректоров высших учебных заведений Кыргызстана и России проходит в Бишкеке. Считаю актуальным и особенно важным, что Форум ректоров идёт в рамках государственного визита Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Меня радует, что наши высшие учебные заведения также устремлены к взаимной интеграции и сотрудничеству вслед за нашими тесными политическими и экономическими отношениями. Как вы знаете, тридцать лет назад мы вместе представляли единое образовательное пространство. Та система образования была вполне конкурентоспособной в мире. Она успешно отвечала запросам экономики, социальной жизни, государственного управления и обороны. Сейчас этого нет. Но время показало, что нам необходимо иметь общее образовательное пространство.

Наши союзнические отношения прежде всего должны укрепляться в духовно-гуманитарной, интеллектуальной сферах. Стратегическое партнёрство и дружбу наших стран определяет тот человеческий капитал, который мы с вами формируем. Отрадно, что в работе форума принимает участие около семидесяти передовых вузов из Российской Федерации. Сегодня совместно с высшими учебными заведениями Кыргызской Республики вы закладываете фундамент стратегического сотрудничества в сфере развития человеческого капитала наших стран.

Уважаемые друзья!

Мы в Кыргызстане многие важные вопросы развития системы образования решаем совместными усилиями с Российской Федерацией, в рамках наших интеграционных отношений. С этой целью ещё в 1992 году заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией. В настоящее время в российских вузах обучается свыше пятнадцати тысяч граждан Кыргызстана. В свою очередь у нас на сегодня обучается свыше полутора тысяч граждан Российской Федерации.

Дорогие друзья!

Мы рады, что впервые на нашем форуме одновременно участвует весь цвет научной, образовательной интеллигенции России. Пользуясь случаем, выражаю благодарность всем присутствующим руководителям вузов Российской Федерации за участие в таком знаковом для наших стран форуме. Искренне рад видеть среди участников форума Виктора Антоновича Садовничего — президента Российского союза ректоров, ректора МГУ имени Ломоносова. Поздравляю Виктора Антоновича с тем, что Московский университет вошёл в число ста лучших вузов мира.

Уважаемые друзья!

Мир меняется динамично, появляются новые знания и технологии. Время диктует новые требования. Интеллектуализация всех форм деятельности в любой современной стране стала общей тенденцией. Наши страны не исключение. Образование является одним из главных, ключевых ресурсов, которые определяют будущее наших стран. Глобальную конкуренцию могут выдержать только образованные общества. Сегодня наши страны проводят реформы системы образования и науки. Мы так же, как и всё мировое сообщество, находимся в поиске лучших подходов дальнейшего развития образовательных процессов. Кыргызская Республика на долгосрочный период развития ключевыми приоритетами определила повышение качества образования, формирование наукоёмких технологий. Кыргызскому обществу присуще стремление к новым знаниям, здоровому образу жизни, духовным ценностям. Перед системой образования Кыргызстана поставлена задача — реформировать наши вузы так, чтобы они были не только местом передачи накопленных знаний, но и местом, где студент приобретает новые знания в любое время, в любом месте и на протяжении всей своей жизни. Нам нужно образование, которое позволит не только познавать мир, но и изменять нашу экономику, наше общество, нашу жизнь. В свете поставленной задачи мы переходим к информационному обществу и построению новой модели образования. В основу современной системы образования закладывается широкое и повсеместное применение цифровых технологий.

Уважаемые руководители высших учебных заведений!

Сегодня всем участникам форума представится прекрасная возможность обсудить задачи высшей школы на современном этапе развития наших стран. В рамках форума важно обсудить несколько фундаментальных направлений с точки зрения обмена опытом и будущего сотрудничества. Уверен, что на форуме вы уделите внимание современным подходам совместной подготовки профессиональных кадров. Необходимо определить механизмы проведения совместной научно-исследовательской деятельности. Особое место должны занять вопросы содействия развития социокультурной и научно-образовательной интеграции Евразийского пространства. Исследования, направленные на изучение истории, культуры, традиций наших народов, имеют очень важное значение для будущего наших стран. Все мы прекрасно понимаем, что образование воспитывает уважение к разным культурам и языкам. Ещё раз хочу отметить, что русский язык был, есть и будет иметь статус официального в Кыргызской Республике.

Уважаемые друзья!

Новые задачи, возникшие перед нашими странами, невозможно решать на базе существующих систем образования. Нужны новые подходы, новые идеи, новые проекты. Для нахождения новых путей развития нужен совместный поиск, общие дискуссии, искренние стремления делиться успешным опытом. Думаю, что сегодняшний Форум ректоров будет посвящён таким совместным поискам и ответам на вызовы времени. Уверен, что первый форум задаст общие рамки для будущего сотрудничества к более глубокой интеграции и тесному взаимодействию. В этой связи хочу вас заверить, что Кыргызстан является благоприятной площадкой для научно-образовательного сотрудничества по таким направлениям, как альтернативная энергетика и гидроэнергетика, по исследованиям о воде и горах, по высокогорной медицине, фитохимическим исследованиям лекарственной флоры или производству экологически чистых семян и продуктов питания. Также потенциал Кыргызской Республики следует учесть при развитии научно-исследовательской базы оздоровительного и реабилитационного туризма. Возможности нашей страны позволяют развивать образовательное и научно-исследовательское направления горнодобывающего сектора. Здесь присутствуют яркие представители интеллигенции и интеллектуальной элиты, носители научной основы развития наших государств. Поэтому от успеха работы форума будет зависеть в целом эффективность сотрудничества между государствами. Надеюсь, что нынешний Форум ректоров вузов Кыргызстана и России, как уникальная площадка, наметит план действий на будущее, как ответ на возникающие вызовы и риски. Как меня информировали, по итогам форума будет заключено более семидесяти меморандумов, соглашений, договоров между вузами России и Кыргызстана. Сегодня это меморандумы о сотрудничестве, а завтра должны быть реальные образовательные, научно-исследовательские, инновационные проекты с реальными результатами.

Уважаемые друзья!

Уверен, что развитие человеческого капитала станет конкурентным преимуществом наших стран. Наша сила — в дружбе народов, близости духа и менталитета, укреплении многосторонних связей между нашими странами. Курс на развитие традиционной дружбы, стратегического партнёрства и союзничества с Российской Федерацией продолжит укрепляться.

Желаю больших успехов работе форума!»

Затем начальник Управления аппарата Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами В. Чернов огласил обращение Владимира Путина в адрес участников форума.

«Дорогие друзья!

Сердечно приветствую вас по случаю открытия первого Форума ректоров вузов России и Киргизии «Развитие науки и образования — инвестиции в будущее».

Проведение подобного мероприятия, несомненно, весьма востребовано. Прямой диалог между высшими учебными заведениями двух государств предоставляет широкие возможности для развития взаимодействия в сфере образования и науки, способствует укреплению двусторонних гуманитарных связей, которые традиционно являются значимой составляющей российско-киргизских отношений стратегического партнёрства.

Вам предстоит обменяться практическим опытом преподавательской, исследовательской и организационной работы, рассмотреть перспективы реализации совместных проектов — как на двусторонней основе, так и в рамках евразийских интеграционных процессов. Важно вместе подумать о том, как сохранить и приумножить наше общее интеллектуальное, культурное и духовное наследие.

Уверен, что ваши дискуссии будут интересными и содержательными, позволят наметить новые формы и методы сотрудничества вузов России и Киргизии. И, конечно, послужат упрочению дружбы и взаимопонимания между народами наших стран.

От души желаю вам успехов и всего самого доброго».

На пленарном заседании форума, темой которого стало «Общее образовательное пространство — ресурс Евразийской интеграции», министр образования и науки Г. Кудайбердиева обозначила приоритеты взаимодействия в области высшего образования, сказав, что его нужно развивать по нескольким направлениям. Это использование возможностей цифровых форматов образования и исследований, синхронизация развития национальных квалификационных систем, обеспечивающих признание степеней, академическую и трудовую мобильность, а также консолидация усилий в построении систем обеспечения качества и процедур аккредитации программ высшего профессионального образования, развития рейтинговых систем.

Г. Кудайбердиева предложила развивать и академическую мобильность, расширять сетевые проекты, уделять больше внимания популяризации науки среди молодёжи, созданию различных баз данных и совместных научных центров разного типа.

В странах СНГ отмечается появление нового тренда по усилению сотрудничества по конкретному направлению деятельности. «С 2013 года работает Ассоциация инженерного образования Кыргызстана (АИОК), которая активно взаимодействует с Международной федерацией обществ инженерного образования (IFEES), в состав которой входят также вузы России. Созданы Консорциум технических университетов наших стран, Кыргызско-Российский институт совместных образовательных программ, реализующий программу двойных дипломов c Национальным исследовательским университетом МЭИ и Томским политехническим университетом. По мнению министра, вступление Кыргызстана в ЕАЭС сделало вопрос развития образования в контексте единого образовательного пространства СНГ и создание единого образовательного пространства ЕАЭС ещё более значимым.

«Открытые рынки, в том числе и рынок рабочей силы, нацелят Кыргызстан на создание системы непрерывного образования. Это обеспечит каждому личностное профессиональное развитие и даст возможность развиваться как внутри страны, так и на рынке рабочей силы ЕАЭС», — считает министр.

Кыргызстан также заинтересован в участии в Московском международном рейтинге «Три миссии университета». Появление нового рейтинга вузов у нас позволит более глубоко и объективно оценить положение каждого отечественного вуза внутри республики, а также глобальных рейтингов — в мировом образовательном пространстве.

«В этом плане мы заинтересованы в участии и разработке и в самой оценке наших вузов в рамках наднациональных рейтингов, в том числе на пространствах СНГ и ЕАЭС и в международных рейтингах, таких как Московский международный рейтинг «Три миссии университета», — сказала глава министерства, отметив активное взаимодействие вузов двух стран в рамках сетевых университетов СНГ, ШОС, Евразийской ассоциации университетов.

«Возможно, Евразийский сетевой университет нужно создавать именно с ориентиром на совместную подготовку выпускников, владеющих теми специальностями и компетенциями, которые станут востребованы уже через несколько лет. Для этого университету, несомненно, нужно разработать исследовательскую программу», — подчеркнула министр.

Глава Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Э. Митрофанова назвала инициативу проведения форума весьма современной и полезной в российско-кыргызских отношениях и заметила, что на Россотрудничество возложена особая ответственность за продвижение российской культуры и образования за пределами России. Одним из таких важных направлений является поддержка русского языка за рубежом. Интенсивность сотрудничества в гуманитарной сфере между РФ и КР достаточно высока, и двусторонние отношения характеризуются близостью подходов в вопросах повышения конкурентоспособности национальных систем образования, их интеграции в мировую образовательную систему.

Цифры, характеризующие российско-кыргызский диалог на гуманитарном направлении, красноречивы. Ежегодно в рамках правительственных квот в российские вузы приезжают студенты из КР учиться на бюджетной основе. В ходе планирования отборочной кампании 2019-2020 годов Кыргызстану предоставлена квота в 370 мест для бесплатного обучения. Э. Митрофанова предложила на следующие периоды рассмотреть возможность увеличения квоты, упомянула о новой программе «Цифровая экономика», в рамках которой есть сегмент, посвящённый обучению и повышению квалификации кадров. Россотрудничество участвует в этой программе и готово содействовать созданию совместных образовательных программ российских и кыргызских вузов для подготовки у нас кадров, соответствующих задачам общенациональной концепции цифровой трансформации России и Кыргызстана. Россотрудничество также выступает партнёром ряда вузов РФ по продвижению дистанционного образования по различным специальностям. Квоты на обучение в РФ предоставляются не только для обучения бакалавров, магистров или аспирантов, но и для подготовки и переподготовки специалистов.

Она также отметила совместную деятельность в сфере инноваций и научно-технического сотрудничества. Так, совместно проведён ряд экспертных мероприятий, которые позволили согласовать приоритеты в сфере сотрудничества двух стран в рамках данной программы.

Глава федерального ведомства также рассказала о программе «Новое поколение», в рамках которой представители талантливой кыргызской молодёжи принимают участие в значимых международных форумах, конференциях и иных форматах, которые проходят в России. Она пригласила кыргызское вузовское сообщество и студенчество к участию в работе большого интерактивного проекта Русского музея Санкт-Петербурга. На базе Российского центра науки и культуры в Бишкеке совместно с музеем открыт информационный образовательный центр «Русский музей — виртуальный филиал». Это часть международного проекта, воплощающая идеи доступности крупнейшей коллекции русского искусства для самой широкой аудитории за пределами России. Музей изоискусства в Бишкеке — очень сильный и мощный, и стоит в рамках общего проекта оцифровать произведения, предоставив возможность виртуального доступа к сокровищам национального музея имени Г. Айтиева.

Председатель Ассоциации вузов Кыргызстана, ректор БГУ А. Мусаев подчеркнул, что впервые за 27 лет сотрудничества независимых государств предоставлена уникальная диалоговая и интеллектуальная площадка для обсуждения актуальных вопросов системы высшего образования для поиска и выработки новых эффективных механизмов модели взаимодействия и сотрудничества между нашими странами. Президент Сооронбай Жээнбеков чётко определил основную цель высшего образования, отметив, что она состоит в содействии экономическому подъёму и устойчивому развитию страны в условиях быстро меняющегося мира, в совершенствовании человеческих ресурсов, обеспечении кадрами, готовыми и способными работать в современных реалиях, считает А. Мусаев.

Сегодня система образования переживает качественно новый этап, нацеленный прежде всего на построение открытой, конкурентоспособной образовательной системы и интеграции в мировое образовательное пространство, что поможет решить главную задачу — формирование и развитие единого образовательного и научного пространства.

На межправительственном уровне с момента установления дипломатических отношений заключено более 150 соглашений и договоров. Среди них Договор о дружбе и сотрудничестве, Декларация о вечной дружбе и партнёрстве, ряд соглашений и договоров в гуманитарной и социальной сферах. На их основании и активизации горизонтальных связей в республике открыты КРСУ, Кыргызско-Российская академия образования, Российский центр науки и культуры, а аналогичный центр кыргызского языка и культуры создан в России на базе Московского государственного лингвистического университета. Сегодня можно подумать об учреждении аналогичного центра в Бишкеке на базе КНУ, что создало бы плодотворную площадку для повышения квалификации наших педагогов-русистов и обмена опытом между преподавателями и учёными двух стран. Сегодня эффективно работает глобальный проект, в результате которого создан Кыргызско-Российский консорциум технических вузов.

Около 40 договоров с российскими вузами заключил КНУ имени Ж. Баласагына, примерно такое же количество — в активе КГТУ имени И. Разазкова. В числе партнёров российских учебных заведений — Кыргызский национальный аграрный университет имени К. Скрябина, КГУ имени И. Арабаева, КГЮА, КГМА имени И. Ахунбаева, БГУ имени К. Карасаева, Ошский, Иссык-Кульский госуниверситеты и многие другие вузы КР. Нацеленность на продвижение в мировое образовательное пространство позволяет именно в содружестве и объединении научно-образовательного потенциала отвечать на глобальные вызовы современности. В этом смысле, по мнению оратора, мы видим единство мыслей и устремлений президентов наших стран — Сооронбая Жээнбекова и Владимира Путина, которое подчёркивает необходимость дальнейшего углубления и укрепления единого Евразийского образовательного пространства.

Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. Ломоносова, академик РАН В. Садовничий отметил, что Форум ректоров — важное событие для научно-образовательного сообщества, и оно свидетельствует о значении, которое придаётся образованию в России и Кыргызстане. Государственный визит Президента России В. Путина в Кыргызстан является подтверждением высокого уровня стратегического партнёрства, которое уходит корнями в исторические традиции дружбы и взаимопомощи. Со вступлением КР в ЕАЭС взаимоотношения с Россией перешли на новый и более качественный уровень сотрудничества, а торговый оборот демонстрирует динамику роста, сообщил оратор.

«То, что наш форум вписан в программу государственного визита, включающего также подписание солидного пакета документов и проведение форума межрегионального сотрудничества, накладывает на нас особую ответственность. От нас ждут глубокого анализа положения дел в высшем образовании и продуманных предложений по его дальнейшему развитию, углублению и расширению сотрудничества в области образования и науки», — подчеркнул В. Садовничий. Он привёл кыргызскую пословицу: «Начал путь — не оглядывайся по сторонам». «Думаю, что со мной согласятся все присутствующие — ректоры России и Кыргызстана: мы идём по своему пути уверенно, помогая друг другу, смотрим вперёд», — пояснил он, добавив, что высшая школа России располагает колоссальным ресурсом: в ней более 800 образовательных организаций, в том числе два классических университета с особым правовым статусом, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских (в том числе 17 технического профиля), профессорско-преподавательский состав — 260 тысяч человек, около 4 млн. студентов и 85 тысяч аспирантов.

«26 апреля 2018 года в Санкт-Петербурге на 11-м съезде Российского союза ректоров Президент России поставил перед ректорским сообществом очередные задачи. И мы нацеливаем свою работу на выполнение президентских поручений», — акцентировал академик.

Одно из таких поручений, по его словам, касалось создания независимого рейтинга университетов. Союз ректоров провёл работу, и в результате появился Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Три миссии — это образование, наука и взаимодействие с обществом. Ректор МГУ также рассказал о российско-кыргызском сотрудничестве в сфере образования и науки.

«Начать, конечно, следует с Николая Михайловича Пржевальского, знаменитого русского учёного, географа-натуралиста, исследователя Центральной Азии, писателя, почётного члена Петербургской академии наук. Крупнейшими его заслугами являются исследования горных систем Тянь-Шаня, Северного Тибета. Он открыл целый ряд новых форм животных, о лошади Пржевальского все мы знаем со школы, но наряду с ней надо назвать и дикого верблюда и ряд новых видов других млекопитающих. Учёный также собрал огромные зоологические и ботанические коллекции, содержащие много форм, в дальнейшем описанных специалистами», — добавил ректор МГУ.

По его словам, с кыргызскими университетами российскую систему образования связывают прочные контакты. Так, только в Московском университете имеется около 15 договоров с университетами КР. В соответствии с договором между Евразийским центром продовольственной безопасности МГУ и Кыргызским научно-исследовательским институтом ирригации в Бишкеке проводятся совместные научные исследования по инновационным методам земледелия в условиях ЦА. Студенты географического факультета МГУ традиционно проходят практику в Тянь-Шаньском высокогорном научном центре Института водных проблем и гидроэнергетики НАН. Это уникальная возможность проведения научных исследований озера Иссык-Куль.

В этом научном центре, основанном в 1941 году силами кыргызских географов, совместно с российскими, американскими, китайскими, европейскими учёными проводятся современные гляциологические и гидрологические исследования. На кафедре стран Центральной Азии и Кавказа Института стран Азии и Африки МГУ изучают кыргызский язык как первый иностранный.

В. Садовничий поднял вопрос и о создании совместного филиала МГУ в столице КР. Он акцентировал, что уже шесть раз давал согласие на такой филиал в Бишкеке, один раз даже взял билет, чтобы лететь сюда и подписать соглашение. Однако подписание не состоялось, и не по вине Москвы.

«Коллеги, обсудите это предложение, мы готовы это сделать. Московский университет уже создал шесть филиалов в близких странах, и мы были бы рады, если вы придёте к мнению, что филиал МГУ нужен и у вас. Мы готовы к этому, и я седьмой раз говорю об этом», — подчеркнул президент Российского союза ректоров.

На пленарном заседании также выступили ректор КГТУ имени И. Раззакова М. Джаманбаев, ректор Алтайского госуниверситета, глава Совета ректоров Алтайского края С. Землюков, ректор Академии госуправления при Президенте Кыргызстана А. Акматалиев и ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте России В. Мау. На полях первого форума ректоров КР и РФ подписано 79 двусторонних соглашений о сотрудничестве в реализации совместных программ и проектов между вузами Кыргызстана и России. В частности, соглашения о сотрудничестве между Национальным университетом имени Ж. Баласагына и МГУ имени М. Ломоносова, Кыргызским государственным университетом имени И. Арабаева и Московским педагогическим госуниверситетом, Кыргызским государственным техническим университетом имени И. Раззакова и Новосибирским государственным техническим университетом, Бишкекским государственным университетом имени К. Карасаева и МГУ имени М. Ломоносова, а также договор между Кыргызской государственной юридической академией и Оренбургским государственным университетом, соглашение между Кыргызским национальным аграрным университетом имени К. Скрябина и Астраханским госуниверситетом, меморандум о взаимопонимании между Ошским госуниверситетом и Казанским федеральным университетом.

По итогам форума принята резолюция, в которой Кыргызстан и Россия договорились консолидировать усилия по достижению нового качества образования. Принято решение разработать и развивать программу совместных мероприятий по повышению доступности качественного образования, активности академической мобильности, качества совместных образовательных программ, эффективности совместных исследований, результативности совместных инновационных патриотических форумов молодёжи, активности совместных предприятий, творческих спортивных коллективов вузов. Также совместные усилия стороны направят на создание и распространение новых направлений научно-исследовательских проектов российских и кыргызстанских учёных вузовской сферы. Особо в резолюции подчеркнута необходимость максимальной гармонизации и тесной интеграции образовательных программ высшего образования двух государств в рамках интеграционных проектов СНГ, ШОС, ЕАЭС, вузовских консорциумов и других.

В рамках форума состоялась встреча министра образования Г. Кудайбердиевой и министра науки и высшего образования России М. Котюкова. Они обсудили направления двустороннего сотрудничества и его перспективы в сфере науки и высшего образования. Стороны уделили внимание сетевым университетам, увеличению числа совместных вузов, вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на Евразийском пространстве. Г. Кудайбердиева отметила важность согласования уровней квалификаций Кыргызстана с Национальной рамкой квалификаций России и других стран СНГ и ЕАЭС, поскольку это позволит работодателю принимать на работу граждан любой страны ЕАЭС в рамках единого пространства, реально оценивать, чего стоит тот или иной специалист.

В свою очередь М. Котюков сказал, что наши страны связывает исторически сложившееся плодотворное сотрудничество в сфере науки и образования. Основные задачи по углублению российско-кыргызского взаимодействия в области образования, науки, техники и инноваций определились договорённостями высшего руководства двух дружественных стран, и они реализуются на уровне государственных и региональных органов управления при поддержке педагогической общественности двух республик. Представительный состав участников форума подтверждает взаимную заинтересованность в совместном решении задач, стоящих перед высшей школой двух государств. Для этого также нужны постоянные усилия по укреплению договорной и правовой базы образовательного сотрудничества, непосредственные связи между образовательными и научными организациями стран, отметил российский министр. В итоге министры подписали обновлённый устав Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Ельцина

Отметим, что в последние годы заметен рост интереса молодёжи Кыргызстана к получению образования в России, изучению русского языка, и в этом направлении уже накоплен значительный опыт организации совместной работы вузов двух стран. Сейчас в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Томска, Белгорода, Екатеринбурга и других городов обучается более 15 тысяч наших граждан по наиболее востребованным на сегодня специальностям: экономике, юриспруденции, международным отношениям, менеджменту, программной инженерии, лечебному делу. Расширяются также возможности получения высшего образования по российским образовательным стандартам непосредственно на территории Кыргызстана.

Лидирующие позиции в этом направлении занимает КРСУ, который в 2018 году отметил своё 25-летие. Наряду с этим в КР действуют и филиалы российских университетов. Договоры о межвузовском сотрудничестве заключены между 21 российским и 10 кыргызскими университетами. Успешно функционирует созданный на основе межминистерского соглашения Российско-Кыргызский консорциум технических университетов. Кроме этого, у образовательных ведомств двух стран общие задачи, они достаточно близко понимают приоритеты и глобальные вызовы, над которыми должна работать система науки и профессионального образования в каждой стране, и потому успешное сотрудничество и взаимодействие наших стран в этом направлении продолжатся и дальше.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий