Main Menu

Азамат Абдрахманов: «Дети — наше отражение»

По данным МВД, за два месяца текущего года зарегистрировано 172 преступления, совершённых несовершеннолетними, 340 — в отношении них и 13 фактов суицида среди подростков. Особую тревогу вызывают участившиеся случаи семейного насилия над детьми, в том числе сексуального. О проблеме правонарушений в подростковой среде, их профилактике и задачах по охране прав, интересов и неприкосновенности детей мы попросили рассказать начальника отдела по делам несовершеннолетних Службы общественной безопасности МВД полковника милиции Азамата АБДРАХМАНОВА.

— Азамат Амангельдиевич, как воспитатель в погонах с большим стажем, вы согласны c мнением ряда специалистов в области ювенальной юстиции о том, что сегодня в Кыргызстане наблюдается тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних и повышение криминальной активности детей младшего возраста?

— C тем, что подростковая преступность молодеет, я согласен. Как правило, правонарушения совершают несовершеннолетние, не достигшие возраста уголовной ответственности, но в то же время не вижу их особой противоправной активности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года детская преступность снизилась на 33,3%, зарегистрирован всего один факт школьного рэкета (в 2018-м — 12). Из 172 правонарушений, совершённых подростками за два месяца этого года, 108 — имущественные кражи (сотовые телефоны, велосипеды и другое). По новому законодательству подобные деяния после их регистрации в Едином реестре преступлений и проступков сейчас рассматриваются в досудебном порядке.

— Ключевая задача института инспекторов по делам несовершеннолетних — общая и индивидуальная профилактика подростковой преступности. Но есть ещё одна актуальная проблема — дети внутренних и трудовых мигрантов, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации после того, как родители оставили их на попечение бабушкам, дедушкам и дальним родственникам. Какое участие в их судьбе принимает милиция?

— Эта категория детей чаще всего подвергается семейному насилию, жестокому обращению и наиболее склонна к совершению преступлений и суициду. Как правило, у них нет свидетельств о рождении, они не ходят в школу и не доступны медикам. Другими словами, они невидимы для общества. В целях их выявления во всех регионах, городах, районах и населённых пунктах проводим на постоянной основе подворовые обходы. За последние два месяца взяты на учёт 45 тысяч детей мигрантов. Поимённый список с указанием их места жительства передали на контроль в министерства социального развития, образования и здравоохранения. Кроме того, по распоряжению премьер-министра, на территории республики создано 511 специальных штабов по оказанию помощи детям, находящимся в зоне риска. В них работают инспекторы по делам несовершеннолетних, врачи, педагоги, социальные работники и представители местных органов власти. Отмечу, что министерство внутренних дел оказывает всяческую поддержку и принимает непосредственное участие в реализации всех социально значимых проектов, направленных на защиту прав детей мигрантов и их адаптацию в обществе.

— Вернёмся к профилактике детской преступности. В чём она заключается и какие основные направления этой работы?

— Главная наша цель — остановить подростка у опасной черты, когда необдуманный поступок порой граничит с преступлением. Воспитательный процесс исключает применение каких-либо карательных мер — только убеждение и разъяснение норм поведения. В поле нашего зрения находятся дети от нулевого возраста до 18 лет, 3 500 несовершеннолетних стоят на профилактическом учёте как просто педагогически запущенные, язык не поворачивается назвать их трудными. Под постоянным контролем учебные заведения. За каждой школой закреплён инспектор ИДН, его рабочий день заканчивается с последним звонком. Практика показала, что присутствие сотрудников милиции существенно дисциплинирует детей. Правда, бывают случаи, когда администрация школ пытается возложить на них функции охранника с обязанностями осуществлять пропускной режим, а некоторые педагоги заявляют, что в школе они учат детей, а их поведением вне её должны заниматься родители и милиция. Но в целом мы конструктивно взаимодействуем с директорами школ, педагогическими коллективами и школьными психологами. По нашей инициативе в учебных заведениях во всех регионах страны созданы советы профилактики. Повысить результативность и качество профилактической работы, а в конечном итоге снизить детскую преступность помогло тесное сотрудничество с международными организациями, профильными министерствами и другими заинтересованными госорганами. И ещё одна хорошая новость: за счёт сокращения центрального аппарата министерства нам дополнительно выделено 145 штатных единиц инспекторов по делам несовершеннолетних, которые направлены в регионы.

— Склонных к правонарушениям подростков вы называете педагогически запущенными, избегая распространённого термина «трудный». Выходит, во всём виновата только школа?

— Было бы не справедливо видеть в ней стрелочника. Есть ряд субъективных причин, которые негативно влияют на поведение подростка и толкают его нарушать закон. В первую очередь это социально-экономические проблемы, утрата и переоценка общечеловеческих ценностей, неблагополучная обстановка в семье, отсутствие контроля и внимания со стороны родителей и, наконец, пропаганда культа насилия и жестокости в социальных сетях и на экранах телевизоров. Наш постоянный мониторинг в этом направлении позволяет сделать вывод, что если не принимать срочных мер, то мы можем потерять целое поколение. Днями и ночами просиживая у компьютера и телеэкрана, подростки эмоционально воспринимают видеоматериалы, содержащие агрессию и насилие. Их подсознание ещё не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющими отличить реальное от условного. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств и немотивированной жестокости у несовершеннолетних.

По мере своих возможностей мы выявляем и блокируем вредные для детей контенты, большую помощь в этом оказывают сотрудники отдела кибербезопасности Службы по противодействию экстремизму и нелегальной миграции МВД. Кроме того, поднимаем вопрос о разработке законодательной базы по защите от пагубного влияния Интернета и других информационных угроз. Она сегодня, как никогда, необходима. Вот один из примеров. В конце прошлого года в кинотеатрах столицы с аншлагом демонстрировался снятый в Кыргызстане фильм «Ванчопа», в котором открыто популизируются криминальный мир и блатная романтика в молодёжной среде. Его герои — подростки двух противоборствующих группировок — общаются и говорят исключительно на тюремном жаргоне, участвуют в разборках район на район, мечтают о красивой, по воровским понятиям, жизни. Как вообще фильм о привлекательности криминального образа поведения мог появиться в отечественном прокате, мы пытались выяснить в соответствующих министерствах и ведомствах, но безрезультатно.

— Особую озабоченность вызывает рост числа семей, где родители ведут аморальный образ жизни, не принимают никакого участия в судьбе ребёнка и не интересуются его проблемами…

— Они стоят у нас на профилактическом учёте как неблагополучные, по ним имеется единая база данных. Вы совершенно правы, падение социального статуса семьи приводит к непредсказуемым последствиям. В таких случаях дети испытывают дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, нередко подвергаются насилию, жестокому обращению, и, как результат, домом для них становится улица, они живут совершенно по иным законам — законам выживания. Заметим, что усвоенные уроки жизни отражаются на их отношениях с людьми и окружающим миром. Хотелось бы напомнить слова великого Чингиза Айтматова, что нравственность и воспитание впитываются с молоком матери, а основы закладываются в семье.

Во время профилактических рейдов совместно с социальными работниками мы проводим разъяснительную работу с родителями, которые не исполняют должным образом свои обязанности, предупреждаем их об ответственности за это в уголовном и административном порядке. Отмечу, что испокон веков у кыргызов всегда наблюдалось особое трепетное отношение к детям, а сегодня заметно утрачены семейные ценности и традиции. О каком полноценном развитии ребёнка можно говорить, если он не только обделён вниманием, но и становится жертвой насилия? Есть много межведомственных программ укрепления института семьи, но не до каждой они доходят. Что же касается воспитания, то лучший образец — личный пример, потому что дети — наше отражение.

— В селе Беловодском закрывают спецшколу для трудновоспитуемых подростков, известную в народе как курсы по подготовке преступников. Связано ли это с новыми законодательными актами правового блока, в том числе в области защиты прав ребёнка и перевоспитания склонных к правонарушениям подростков?

— Безусловно. Раньше в спецшколу попадали по решению суда, а это клеймо на всю жизнь, да и режим её был очень похож на тюремный. Сегодня данное специализированное детское учреждение внесено в программу оптимизации, и туда юных правонарушителей уже не направляют. Теперь их судьбу решают сотрудники управления по поддержке семьи и детей Минсоцразвития, которые распределяют их по интернатам и реабилитационным центрам. В последнее время предпочтение отдаётся семейным детским домам и фостерным семьям, откуда их воспитанники выйдут наиболее социализированными в общество. Кроме того, сейчас разрабатывается новая редакция Кодекса о детях, где упраздняются комиссии по делам несовершеннолетних, выполнявшие в основном назидательно-устрашительные функции. На постоянной основе с подростками начнёт работать консилиум из врачей, педагогов, социальных работников, инспекторов ИДН и детских психологов.

— И последний вопрос, товарищ полковник. Многие говорят о том, что в нашем обществе отсутствует объединяющая идеология. Правонарушения среди подростков, как мне кажется, это одно из следствий того, что нет воспитывающих идеологических методов и программ…

— Я с вами согласен. Если оглянуться на советские времена, то там имелось немало организаций: октябрята, пионеры, тимуровцы, комсомол и другие. Следовательно, комплексно подходили к воспитанию подрастающего поколения, чего сейчас, к сожалению, не хватает. Существенными препятствиями для эффективной профилактики правонарушений является неорганизованный досуг детей и подростков, а также ограниченный доступ к занятиям по интересам. Например, не все родители имеют возможность оплачивать те же спортивные секции или кружки. Пагубное влияние на воспитание оказали годы правления двух семейно-клановых режимов, когда людей заставляли жить по извращённым законам и понятиям о нравственности. Сегодня предпринимаются попытки создания государственной идеологии, и в этом активное участие принимают инспекторы по делам несовершеннолетних. Во всех регионах страны для детей проводим военно-патриотические акции и спортивные соревнования, тесно сотрудничаем с ветеранскими организациями по организации воспитательных мероприятий. Наше главное правило в работе с ребятами из группы риска не окрики и унизительная опека, а простое человеческое участие и искреннее желание помочь.

Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий