Main Menu

Кыргызстан и Россия в контексте стратегического сотрудничества

В Бишкеке в формате предстоящего 28 марта 2019 года государственного визита в Кыргызстан российского Президента Владимира Путина прошло заседание круглого стола на тему «Кыргызстан — Россия: реалии и перспективы стратегического сотрудничества». Его организатором выступил Клуб региональных экспертов «Пикир».

Его модератор, политолог Игорь Шестаков напомнил, что в минувшем году главы двух государств провели между собой четыре встречи. Эта интенсивность предполагает вероятный переход к практической реализации конкретных проектов в торгово-экономической, инвестиционной, военно-технической и гуманитарной сферах. Первого марта текущего года в Бишкеке состоялось 21-е заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству между Россией и Кыргызстаном, посвящённое подготовке реальных предложений по двустороннему сотрудничеству, которые будут вынесены на рассмотрение глав государств во время визита в КР В. Путина.

Модератор отметил, что кыргызско-российские отношения носят многоплановый характер, поскольку характеризуются близостью подходов к международным и региональным проблемам, нацеленностью на развитие евразийских интеграционных процессов и другими факторами взаимовыгодного сотрудничества. С. Жээнбеков не раз отмечал высокий уровень стратегических связей с Россией. «Уверен, что визит Владимира Владимировича Путина станет демонстрацией высокого уровня союзничества и стратегического партнёрства, основанного на прочных традициях исторической дружбы и взаимного уважения между нашими странами», — отметил наш Президент во время встречи с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Лидер Кыргызстана также подчеркнул положительную динамику роста торгового оборота между КР и РФ и акцентировал, что со вступлением нашей республики в Евразийский экономический союз отношения с Россией перешли на новый, более качественный уровень.

Участники диалога за круглым столом: депутаты парламента, сотрудники аппаратов Президента и правительства, представители министерств и ведомств, дипломаты РФ и КР, независимые эксперты, общественные деятели и журналисты затронули и предметно обсудили перспективы расширения стратегического партнёрства между Кыргызстаном и Россией, состояние двусторонних отношений и вопросы, касающиеся сотрудничества в рамках ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и других международных альянсов, а также основные приоритеты сотрудничества между двумя государствами в целях формирования единого культурно-гуманитарного пространства. Тон в разговоре по обсуждаемой теме задали депутаты Жогорку Кенеша.

Марат Аманкулов подчеркнул реальное продвижение в сотрудничестве между двумя странами в последние годы, чему способствовало вхождение КР в ЕАЭС, позволившее продвигать взаимную интеграцию в разных сферах. Устранены таможенные и фитосанитарные посты на границе с Казахстаном, в транспортной сфере ЕАЭС продвигается процесс унификации требований к перевозчикам, принят единый тариф на железнодорожные перевозки, что в 3 раза сократило ранее действовавшие тарифы. В сфере логистики продвигается соглашение для формирования единых рынков природного газа, нефтепродуктов и электроэнергии в рамках ЕАЭС. Оратор отметил приобретение в 2014 году «Газпромом» местного оператора природного газа и создание на его базе нового предприятия «Газпром Кыргызстан», что позволило обновить магистральные газопроводы в республике. С текущего года идут переговоры между железнодорожными компаниями наших стран, что позволит обновить стратегию наших железных дорог, а с ними и всей экономики. Также оснащены техническим оборудованием КПП в Кыргызстане, которым придан статус внешних границ ЕАЭС.

Парламентарий Аида Исмаилова отметила, что между КР и РФ сложились доверительные отношения не только на высшем уровне руководства, но и у граждан Кыргызстана очень доверительное отношение к политике России. Она сделала акцент на глубоких исторических корнях сотрудничества между двумя странами и отметила мудрость и дальновидность кыргызского народа, проявленные его выдающимися сынами и дипломатами, такими как Атаке бий, Кадыр аке, Курманджан датка, Шабдан баатыр, которые способствовали налаживанию и укреплению дружественных отношений между братскими народами. Их самоотверженность не забыли и последующие поколения, и исторически обусловленные кыргызско-российские связи переросли в отношения союзничества и стратегического партнёрства, что отвечает взаимным интересам и является приоритетным направлением во внешней политике КР. На сегодняшний день договорно-правовую базу двустороннего сотрудничества оставляют более 250 договоров, соглашений и иных документов, которые регулируют практически все направления взаимодействия. Отношения между странами развиваются как на двустороннем уровне, так и в формате многостороннего сотрудничества. Совместная работа ведётся в рамках международных организаций: СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС, ООН, ОБСЕ, и связи государств обеспечиваются соответствующей законодательной поддержкой, которая реализуется посредством межпарламентского сотрудничества.

Депутат ЖК Елена Строкова остановилась на проблемных вопросах двустороннего взаимодействия и выразила пожелания, чтобы хорошие контакты на высшем уровне подкреплялись бы и развитием отношений на местных уровнях — между областями, регионами и городами двух стран. Оратор акцентировала, что в республике ощутима тяга к образованию на русском языке, но сейчас его постановка в КР оставляет желать лучшего. К примеру, материальная база одного из ведущих вузов республики — КРСУ уступает той, что создана сегодня в АУЦА и кыргызско-турецком университете «Манас», и стоит задуматься над тем, какие изменения необходимы, поскольку это также сказывается на уровне взаимоотношений между Россией и Кыргызстаном, в частности, несколько теряется интерес к российскому образованию, а ведь образование — это стратегия каждой страны и стратегия взаимоотношений вообще. Депутат высказала предложение в адрес российской стороны, чтобы она контролировала грантовые бюджетные места в вузах РФ, которые выдаются для Кыргызстана, поскольку имеет место коррупционное их использования, что также негативно отражается на двусторонних отношениях.

Депутат Бактыбек Турусбеков заострил внимание на вкладе российской экономики в развитие экономики КР и отметил, что во время визита лидера России ожидается подписание соглашений с акцентом на обоюдное экономическое развитие. Он привёл в пример вклад «Газпрома» в развитие социальной сферы республики: такие образцы межгосударственных отношений стоит проецировать на гидроэнергетику, энергетику, недропользование, добычу нефти и газа. Депутат также обратил внимание на сотрудничество в военно-технической области, потенциал которого далеко не исчерпан.

В ходе мартовского госвизита Президента РФ В. Путина в Кыргызстан пройдёт подписание порядка 25 документов. Об этом на заседании заявил завотделом политики стратегического развития, экономики и финансов президентского аппарата Данияр Иманалиев. По его словам, госвизит российского лидера станет значимым политическим событием в деле развития и укрепления союзничества и стратегического партнёрства. В преддверии визита, 1 марта, состоялось очередное заседание кыргызско-российской межправкомиссии, и по его итогам достигнута договорённость о расширении торгово-экономического, инвестиционного взаимодействия в сотрудничестве в нефтегазовой, электроэнергетической, агропромышленной и военно-технической сферах, а также в развитии геологии, транспорта, цифровых технологий и других отраслей.

Далее он отметил, что в рамках визита планируется обсудить ряд вопросов: «Весьма актуально также ускорить вопрос о финансировании проектов поэтапного развития кыргызской железной дороги и реализации проекта «Ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан». Также важен вопрос возобновления проекта строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Сегодня идёт работа по инициированию и реализации совместных проектов в различных областях.

Он сообщил, что в преддверии госвизита также состоится 8-е заседание кыргызско-российской межрегиональной конференции бизнес-кругов. На него приглашены представители финансовых институтов и госорганов КР и РФ. Предполагается, что количество участников составит 500-600 человек, из которых 493 (235 — из Кыргызстана и 258 — из России) уже подтвердили свое участие.

«В рамках этого мероприятия обсудят торгово-экономическое сотрудничество, инвестиционные проекты, которые потенциально можно реализовать в КР. Кроме этого, ожидается подписание ряда документов, в том числе межправительственные, межрегиональные инвестиционные соглашения в разных секторах экономики», — сказал представитель аппарата Президента. Культурную составляющую госвизита В. Путина дополнит проведение 14-го международного фестиваля «Цветы России», который объединит одарённых ребят Кыргызстана и России и позволит воочию увидеть, насколько богаты наши страны талантами.

Член ЦИК заслуженный юрист КР Кайрат Осмоналиев отметил важность повестки круглого стола и подчеркнул, что потенциал торгово-экономического сотрудничества двух стран мог бы быть сфокусирован на проектах, приносящих экономике КР долгоиграющий эффект. Для этого стоит всерьёз подумать об открытии в республике в рамках единого экономического пространства российских производств в тех отраслях, где Россия наиболее сильна. То есть перефокусировать двустороннее сотрудничество в более прагматичные его формы, чтобы создались благоприятные возможности для инвестиций. Государственные визиты всегда должны нести с собой определённую подвижку, реальное качественное улучшение взаимоотношений, и от визита В. Путина кыргызская сторона ждёт как раз такого качественного прорыва, заключил эксперт.

Профессор КРСУ доктор политических наук Лариса Хопёрская обратила внимание участников на то, что, кроме деятельности различных структур по линии МИДа, других ведомств и министерств, на территории РФ действует также масса общественных объединений и движений, землячеств кыргызстанцев, а также институтов почётных консулов, которые ведут активную и эффективную работу собственными силами. Надо помогать таким объединениям и, возможно, даже выделять им необходимую грантовую помощь либо делать иные целевые вливания средств, а МИДу КР необходимо учитывать наличие такого полезного потенциала в своей деятельности в РФ.

Общественный деятель Станислав Епифанцев приветствовал укрепление и расширение кыргызско-российских связей, но заметил, что пока нет целостного подхода в вопросах развития отношений как со стороны Кыргызстана, так и со стороны России и наших евразийских партнёров. Ошибка здесь кроется в том, что наша сторона до сих пор не представила идеальный проект под названием «Современный Кыргызстан». А нам есть что предложить нашим друзьям и партнёрам и в плане инвестиций, и в плане развития региональной политики, в том числе и в качестве участия КР в Евразийском проекте. Однако до сих пор никто из отечественных политиков не рассматривал создание подобного проекта. Эксперт также акцентировал, что и со стороны России существует проблема эффективности использования тех средств, которые РФ направляет на содействие международному развитию, в том числе и в Кыргызстан. Сегодня нужна дорожная карта, которая подвигла бы к конкретной работе над таким крупным проектом с многосторонним участием, а для этого важно найти взаимный комплексный подход к вопросам сотрудничества и развития нашей страны, подчеркнул С. Епифанцев.

Во время диалога за круглым столом журналисты также поинтересовались состоянием дел в Российско-Кыргызском фонде развития. Его глава Эркин Асрандиев ответил, что уставный капитал РКФР составляет $500 млн., плюс возможность привлечения дополнительно такой же суммы. Фонд создан при вступлении Кыргызстана в ЕАЭС для модернизации экономики страны. Средства фонда в 2019 году не закончатся, сумма одобренных проектов достигла $304 млн. Они выделяются траншами, фактически выдано $260 млн. С 2017 года начался возврат кредитов, и поступления увеличатся, так как завершаются льготные каникулы. Их хватит на ближайшие два-три года, но и в фонде не сидят сложа руки, с ЕАБР и «Росэксимбанком» подписаны соглашения на $50 млн. и один миллиард рублей соответственно, пояснил Э. Асрандиев. Он также отметил, что вопрос получения ещё $500 млн. стоит в повестке дня, но пока активно обсуждается, на какие проекты их направить. Этот вопрос, по словам главы фонда, не может быстро решиться, поскольку, в частности, нужно менять соглашение.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий