Main Menu

Ход ферзём или конём?

Шахматы развивают разум, учат побеждать. Это утверждали ещё древние мудрецы. Это признают в Кыргызстане. Но дальше слов дело не идёт. Почему?

ОБ АВТОРЕ

Чолпонбек Тиленбаев работал учителем, завучем, директором СШ им. Чкалова в Нарыне, начальником Нарынского облуправления образования, начальником Главного управления школ и руководителем аппарата Министерства образования и науки, в проектах по линии АБР и ЮНИСЕФ. Лауреат республиканского конкурса «Учитель года» (1992 г.). Обладатель золотой медали спартакиад учителей Кыргызстана (1995-й, 1998 годы), бронзовой медали I Спартакиады КР (1994 г.), кандидат в мастера спорта. Воспитал обладателя серебряной медали чемпионата Азии, восьмерых чемпионов КР.

В настоящее время в республике проводится большая работа по распространению шахмат среди детей и взрослых. Число желающих заниматься ими увеличивается, открываются новые центры подготовки шахматистов. На берегах Иссык-Куля проходят международные шахматные турниры, традиционным стал детский турнир на кубок Президента, начали проводиться соревнования на кубок 12-го чемпиона мира по шахматам А. Карпова. По инициативе депутата парламента Д. Бекешева 20 июля установлено Днём шахмат. Успешно стали выступать наши дети и на чемпионатах Азии и Западной Азии. В 2018 году вернулись с медалями с Азиатских первенств Н. Алыбаков, А. Дегенбаев, Т. Сулайманов, Н. Советбекова, Р. и А. Съездбековы. В дни январских школьных каникул и в феврале прошёл чемпионат республики, в котором участвовали около 1000 детей. Отрадно отметить, что география чемпионов расширилась. Если раньше в основном побеждали бишкекские школьники, то на этот раз также с Иссык-Куля, из Нарына и Таласа.

Нынешний президент шахматной федерации М. Турпанов и его команда стараются решать конкретные вопросы: в столице начал постоянно функционировать шахматный клуб, открылась школа шахмат, впервые проведён чемпионат Азии среди людей с ограниченными возможностями здоровья, находятся средства для поездки наших детей на чемпионаты мира и Азии, идёт работа над открытием шахматной академии А. Карпова.

В Индии, Испании, Италии, Нидерландах и других государствах шахматы стали общеобразовательным предметом. Госдума России приняла решение об их включении в ближайшие годы в программу начальных классов.

Ловить бы благоприятный момент! Принять правительственную программу развития шахмат в стране, обеспечив им постоянную целенаправленную поддержку государственных и коммерческих структур, и наша страна в течение 3-5 лет вошла бы в число ведущих детских шахматных держав. А это не только имидж страны в международном масштабе, но и вклад в человеческий ресурс — в будущее Кыргызстана.

Шахматы в начале обучения для детей прежде всего игра. Но постепенно возрастает спортивная составляющая, которая вырабатывает целеустремлённость, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Академик Г. Клаус писал: «Шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления. По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры (я имею в виду серьёзные партии), нежели использовать для этого учебник логики».

Математик Г. Лейбниц утверждал, что шахматы служат для усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности, а поэт И. Гёте говорил, что шахматы — это пробный камень человеческого ума.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат как «разумом одерживать победу».

В Кыргызстане было решено с 2012 г. вести шахматные уроки в школах факультативно, однако дальше бумаги дело не пошло. В 2018 г. Минобразования и науки подписало с Федерацией шахмат соглашение о пилотном ведении шахмат в школах. Перейдут ли на сей раз от слов к делу?

Когда к нам приводят своих детей, родители часто спрашивают: «Есть ли у ребёнка способности к шахматам?» На первых порах основными условиями для успешного занятия являются усидчивость, пытливость ума, хорошая память и желание. Если к ним добавляются трудолюбие и ответственность, то перед нами потенциальный чемпион. Способности за редким исключением не раскрываются сами собой. Их надо распознавать и развивать. Поэтому потребуется несколько месяцев или год, чтобы мы могли ответить на вопрос, есть ли у ребёнка способности.

Большое значение имеют природные задатки. Однако если человек живёт в неблагоприятных условиях или если он не трудится над развитием своих способностей, задатки зачахнут. Немало примеров, когда в дошкольном возрасте ребёнка считают вундеркиндом, в младших классах восторгаются его блестящими способностями, а затем интеллектуальное развитие замедляется. А всё потому, что зазнавшийся вундеркинд перестал учиться, работать над собой.

Человек, у которого тысячи запатентованных изобретений, Т. Эдисон говорил: «Гений — это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов — потение». Выдающийся учёный-физик А. Эйнштейн до 14 лет был посредственным школьником. И. Ньютон, Ч. Дарвин, Л. Пастер, Д. Менделеев — все они в школе считались неспособными учениками, затем стали великими учёными. Т. Эдисона исключили из школы как умственно отсталого ребёнка. И таких примеров, когда способности раскрывались в более поздний период, в истории множество.

С обретением независимости государственная политика в области образования в Кыргызстане строилась на двух факторах — с одной стороны, сохранение положительного, что накопили до этого, и инновационные преобразования с целью вхождения в мировое образовательное пространство, с другой стороны — острая нехватка финансовых и материальных средств на осуществление реформ. Сильно стал влиять на систему образования региональный фактор — в частности, экономические возможности областей и районов, политическая воля и компетентность руководителей местной власти, состояние социальной сферы в целом.

В результате политики государства, усилий и действий педагогов у нас начали функционировать инновационные государственные, частные и частно-государственные лицеи и гимназии, осуществляется компьютеризация школ. Но система образования нуждается в дальнейшей реформе.

Хочется верить, что подписанное между Министерством образования и науки и Федерацией шахмат в 2018 году соглашение о пилотном введении шахмат в школах даст толчок их интеграции в учебный процесс и повышению качества образования. В обучении шахматам я вижу не столько их популяризацию, сколько действенный способ активизации мыслительной деятельности детей.

Будучи президентом Международной шахматной федерации (ФИДЕ), К. Илюмжинов во время визита в Кыргызстан в 2010 году говорил, что при введении уроков шахмат в школах Калмыкии повысилась успеваемость, выпускники начали поступать в элитные вузы Москвы — например МГУ. В 2011 году ФИДЕ и Министерство образования и науки Кыргызстана подписали соглашение о сотрудничестве, было решено вести в школах шахматные уроки факультативно. Но, к сожалению, реальных подвижек не произошло. А ведь в некоторых странах (Индии, Аргентине, Канаде, Италии, Испании, Армении…) шахматы как школьный предмет изучают не первый год, а Госдума России приняла решение о введении обязательных шахматных уроков в начальных классах в ближайшие годы.

В советское время шахматы преподавались в ряде школ Москвы, Ленинграда, Риги и других городов. В конце 1970-х годов в 404-й московской школе в последней четверти в первых классах для желающих ввели обучение шахматной игре 1-2 раза в неделю.

При срезе знаний в конце четверти оказалось, что успеваемость в классах, где преподавались шахматы, оказалась на 1,5 балла выше, чем в других. Известный педагог В. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Возникает вопрос, почему же шахматы повсеместно не внедряются в школьные расписания, не получили признания у работников образования и педагогической науки? Ответ, видимо, в следующем.

Во-первых, нервная нагрузка в шахматных соревнованиях является чрезмерной для младшего возраста, дети не подготовлены к ней (здесь больше виноваты родители, иногда и тренеры, ставящие перед ребёнком большие задачи, не учитывая его возможностей). Поэтому в некоторых европейских государствах (например в Германии) шахматные соревнования среди детей до 8-9 лет не практикуются. Во-вторых, при нынешней образовательной политике Кыргызстана, направленной на сокращение учебных нагрузок, появление ещё одного предмета в виде шахмат вызывает у части педагогов и населения непонимание. И, в-третьих, приобретение дополнительных знаний — не главное в шахматах. Шахматы развивают прежде всего обучаемость, т. е. готовность и способность к обучению.

Отметим, что ещё в 1815 году шахматы объявили обязательным предметом в Датской военной академии, а затем и в Пруссии. В 1914 году их включили в учебную программу генерального штаба вооружённых сил Аргентины.

При введении шахмат в школьное расписание нужно учесть, что в классе, хотя дети и одинакового возраста, уровень шахматной подготовленности разный. Поэтому индивидуальный подход для учителя шахмат ещё важнее, чем для остальных предметников.

В последние годы в Кыргызстане повсеместно внедряется 480-часовая программа подготовки к школе «Наристе» (в простонародье — нулевой класс). Она нацелена на социальную адаптацию малышей к новым условиям жизни, на привитие им элементарных навыков общения и сотрудничества. Как один из возможных вариантов я вижу включение шахмат в эту программу.

Надо отметить, что многие учебно-мыслительные категории, методы и приёмы, которыми оперирует юный шахматист 7-9-летнего возраста, используются школьниками при изучении предметов в средних и старших классах школы.

В отличие от школьных предметов, по мере изучения шахмат и роста уровня шахматиста-ребёнка меняется и «статус шахмат» — от игры к спорту, науке и искусству. Учителю-тренеру, а также администрации школы при внедрении шахмат в школьную программу необходимо учесть, что уроки шахмат отличаются от большинства обычных предметов тем, что акцент делается больше на практику, тренировки, поэтому учителю больше подходит имя «тренер». Если одним из краеугольных принципов школьного учителя является «учить учиться», то у шахматного тренера — «учить совершенствоваться».

 Чолпонбек ТИЛЕНБАЕВ,

 тренер детского шахматного центра Тиленбаевой.

 г. Бишкек.






Добавить комментарий