Main Menu

Чтобы не продуло сквозняком. Информационным…

Депутат Жогорку Кенеша Гулшат Асылбаева представила на общественное обсуждение инициированный ею проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию». Документ опубликован парламентом.

В справке-обосновании к проекту, приложенной ею совместно с Асылбеком Жээнбековым, говорится: «В силу отсутствия жизненного опыта, неокрепшей психики ребёнок более других подвержен воздействию через компьютерные игры, мобильную связь, рекламу и особенно через Интернет. В мировой практике долгое время ведутся многочисленные исследования на тему воздействия негативной информации на человека, в частности, пропаганды насилия, наркотиков, порнографии, терроризма, экстремизма и пр., которая осуществляется в прямой и/или завуалированной форме».

В случае принятия закона под запрет попадёт информация (здесь и далее выдержки приводятся в сокращении): побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни или здоровью; способная мотивировать употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, играть в азартные игры, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая насилие или жестокость либо побуждающая к насилию по отношению к людям или животным (предусмотрены исключения); отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информацию порнографического характера.

Только для определённых возрастных категорий может распространяться информация: «в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия: вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе предоставляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, само-

убийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и их последствий»; в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной (соответственно, следует понимать, что сведения про сексуальную связь не между мужчиной и женщиной среди несовершеннолетних вообще не будет разрешаться); содержащая бранные слова».

Как предполагается, классифицировать информационную продукцию производители или распространители будут сами (предусмотрено участие эксперта или экспертных организаций) до начала её оборота на территории Кыргызской Республики.

Классифицировать же нужно по следующим категориям: 1) для детей, не достигших возраста семи лет; 2) для достигших семи лет; 3) для достигших 14 лет; 4) для достигших 16 лет.

В законопроекте авторы (кстати, Гульшат Асылбаева не является автором текста, она его всего лишь предлагает для принятия) подробно перечисляют, какую аудиовизуальную и текстовую продукцию среди граждан какого возраста можно распространять.

При этом они отмечают, что при классификации информации образовательного характера следует учитывать законодательство об образовании. А вот при маркировке фильмов — только предлагаемый закон.

После этого сведения о классификации производители или распространители информации должны указать в сопроводительных документах, а непосредственно на ней разместить соответствующий знак.

Также в документе указывается, как именно можно защитить детей от доступа к запрещённой информации. То есть в местах, доступных для них, нужно предусмотреть меры защиты. А саму продукцию не распространять в 200-метровой близости от точек посещения и пребывания несовершеннолетних.

Распространение опасных видео, аудио, текстов, изображений без знака допускается только в учебниках и учебных пособиях, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством страны в сфере образования; телепрограммах, телепередачах, транслируемых в прямом эфире; радиовещании; зрелищных мероприятиях; периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

Но при этом авторы указывают, в какое именно эфирное время на ТВ и радио можно говорить и показывать запрещённый для детей контент; предписывают предупреждать о возрастных ограничениях. Также они возлагают на операторов связи обязанность применять технические, программно-аппаратные средства защиты несовершеннолетних от вредной информации в Интернете. Печатные издания, в том числе газеты, не должны публиковать таковую на первой и последних полосах (обложках). Эти нормы не распространяются на номера и экземпляры, выпущенные до вступления закона в силу.

А что касается зрелищных мероприятий, то маркировка о возрастных ограничениях должна быть на афишах и иных объявлениях, входных билетах, приглашениях и т. д.

Не допускается ни в печати, ни в Интернете, ни на радио (в том числе подвижных станциях или радиорубках), ТВ размещать и озвучивать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В заключение отметим, что этот законопроект уже был в Жогорку Кенеше в 2012-2014 годах, но депутаты так и не рассмотрели его. В России такой действует с 2010 года.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий