Main Menu

Главный капитал государства — человек

«Богатство страны не строится на собственных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самый главный ресурс — человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей»

Маргарет Тэтчер

Он также достояние и бесценный ресурс любой развитой страны, его интеллектуальное богатство. Минеральные природные ископаемые осваивает человек, создаёт финансовый потенциал, развивает экономику. Отметим, что самый трудоёмкий, дорогостоящий труд — это воспроизводство самого человека. Сколько сил, времени и средств стоит родителям и обществу рождение, выхаживание, пошаговое воспитание, образование, профессиональная подготовка каждого ребёнка. В итоге его знания, умения, опыт, способности, интерес к инновациям надо направить в правильное русло.

Сколько стоит человеческий капитал

Оценку человеческому капиталу дали учёные и экономисты ещё в конце XIX века, доказав, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала. В дальнейшем экономисты определили стоимость человеческого капитала, включив затраты на воспитание, обучение, профессиональную подготовку работников, стоимость повышения квалификации, потребительские расходы семьи, на здравоохранение, культуру, затраты на удлинение периода трудовой деятельности, на потери в связи с болезнями и смертностью. Вложение инвестиций в человека способствует реализации его творческого и профессионального потенциала, обеспечивает поддержание и рост качества жизни; безопасность населения, формирование достойной элиты общества.

Вместе с тем не надо забывать и о существовании отрицательной и пассивной категории человеческого капитала, куда относятся люди, которые своим криминальным поведением, коррупционными установками, равнодушием вредят обществу, жизнедеятельность их направлена в основном на собственное потребление материальных благ, они не вносят вклад в процессы развития страны, инновационную экономику.

Параметры оценки человеческого капитала

По утверждению учёных, человеческий капитал оценивается по параметрам реального состояния и поведения человека. Это жизнеспособность, восприятие обучения, инноваций, его работоспособность. Следовательно, обществу надо создать условия для развития этих способностей и талантов, мотивировать и формировать их, давать возможность человеку реализовать себя во благо общества. Эту работу должны вести системно в семье, школе, вузах, обществе. Жизнь доказывает, что чем выше культурный и образовательный уровни человека, чем он способнее и талантливее, тем скорее он осваивает новую для себя работу, выполняя её быстрее и лучше, чем те, кто развит хуже. А семья — основное звено формирования и накопления «человеческого капитала», поэтому в систему функций семьи входит производство, образование и реализация «человеческого капитала». Всем известно, что его качество зависит от соцпотенциала семьи, её образовательного, духовного и культурного уровней. Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Она несёт ответственность не только за воспроизводство человека, но и за «качество населения», которое отражает состояние психического и физического здоровья живущих и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с ней профессиональных и социальных ролей. Поэтому укрепление социального потенциала семьи через развитие её образовательного, культурного и экономического уровней — главная задача государства.

Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой общества, государства как в правовом, так и в социальном планах. Социальное государство в тех случаях, когда трудоспособные в семье не могут заработать для удовлетворения её определённых потребностей, несёт особую ответственность за доступность семей к жизненно важным благам, включающим работу, продовольствие, жильё и т. д.

Ценим ли мы наш человеческий капитал

Все страны мира в рейтинге по качеству жизни населения классифицируются по четырём категориям: с очень высоким уровнем индекса человеческого развития; с высоким; со средним; с низким уровнем ИЧР. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья и долголетия, получения образования и фактического дохода её граждан.

Кыргызстан вошёл в категорию стран со средним индексом человеческого развития. По данным программы развития ООН «О развитии человеческого потенциала», в 2018 году Кыргызстан занял 122-е место из 168 стран мира (Казахстан на 58-м месте, Узбекистан — на 105-м). По данным международной аналитической группы Focus Economics, из числа 127 стран Кыргызстан вошёл в десятку самых бедных стран мира. Показатель ВВП на душу населения Кыргызстана в 2018 году составил $1 222. В рейтинге стран мира по индексу развития сетевой готовности, характеризующей уровень развития информационно-коммуникационных, инновационных технологий в условиях глобализации, который влияет на конкурентоспособность страны, Кыргызстан в 2017 году занимал 109-е место (4,37), Казахстан — 52-е место (6.79), Узбекистан — 95-е место (4,90). Это говорит о недостаточной готовности граждан деловых кругов и госорганов эффективно использовать ИКТ. Недостаточно информатизация присутствует и в общественном, государственном и коммерческом секторах.

Согласно рейтингу организации Transparency International, Кыргызстан всё ещё остаётся одной из самых коррумпированных стран мира, занимая 132-е место из 180 стран мира. Это значит, что в нашем обществе есть социальное явление, которое даёт возможность получения денежной прибыли для личной выгоды, связанной с использованием властных полномочий, противоречащее законодательству и моральным установкам, и которое разрушает личность, семью, общество и государство в целом.

По исследованияю международной организации The Boston Consulting Grouр, проведённому по методике (Sustainable Economic Development Assessment, SEDA), которая учитывает развитие здравоохранения, образования и инфраструктуры, из 152 стран мира в индексе благополучия и устойчивого экономического развития в 2018 году Кыргызстан занял 95-е место (Казахстан занял 57-е, Россия — 59-е, Узбекистан — 101-е и Таджикистан — 108-е). В рейтинге миролюбивых стран по уровню экологии и социально-экономической стабильности Кыргызстан стоит на 108-м месте.

Вместе с тем немного лучше ситуация по гендерному развитию и уровню достигнутого образования. По данным международной организации Social Watch, по уровню индекса гендерного равноправия, учитывая образование и политические права женщин и мужчин, Кыргызстан в 2018 году занял 44-е место из 154 стран мира.

По данным программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), по итогам 2017 года по индексу уровня достигнутого образования, грамотности взрослого населения и доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование, Кыргызстан занимает 54-е место (0,698) из 189 стран мира (Россия — на 27-м месте (0,814), Казахстан — на 31-м (0,788), Узбекистан — на 50-м (0,712). В то время как Турция занимает 82-е место (0,595) , а Китай — 90-е (0,571).

Следует сделать вывод, что качество жизни и её продолжительность, социальное положение и благополучие, правовой статус семьи и подавляющего большинства наших людей остались далёкими по определённым причинам от мирового уровня и в целом — неудовлетворительными. И по этим показателям мы можем судить о нашем отношении к человеческому капиталу, о чём говорят и факты.

В нашем обществе традиционная экономическая функция (бывшей) советской семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становится платным и, тем самым, тяжёлым для семейного бюджета. Всё большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Из-за национального менталитета, несмотря на нехватку денежных средств, граждане Кыргызстана всё ещё вынуждены проводить свадьбы и юбилеи в кредит, считая это обязательным.

О чём мы можем говорить, когда из-за недостатка денег дети и молодёжь сельских регионов и из малообеспеченных семей зачастую не могут получить образование в престижных школах и вузах страны. Только 5-8% граждан из них могут рассчитывать на престижное образование и карьерный рост. Что не скажешь об имущей категории граждан и элиты общества, которая составляет 20%. Несмотря на то что мы живём в социальном государстве, привилегии в получении высшего образования и трудоустройства детей из малоимущих семей и детей-сирот не предусмотрены.

Из-за коррупции в системе госаппарата существует проблема качественного отбора кадров, вследствие чего опытные, талантливые специалисты не задействованы в деятельности на благо общества и государства.

Из-за отсутствия механизма регулирования Министерством образования и науки госзаказа на подготовку необходимых специальностей вузами в стране сложился избыток отдельных специальностей и недостаток других. Можно поднять вопрос и о качестве подготовки профессиональных кадров.

Социально-политические и экономические условия общества, нехватка рабочих мест привели к безработице. Граждане не в состоянии прокормить семью и вынуждены отправляться в трудовую миграцию за пределы государства, тем самым усугубляя проблему детей. Другой вопрос — сколько невостребованных кадров работает в миграции не по специальности, тем самым вырождаясь как специалисты. Идёт постепенная утечка интеллектуального и профессионального потенциалов страны. Всё ещё не работает механизм устойчивого социального предпринимательства в целях сокращения трудовой миграции и укрепления выживаемости семьи для безработных и малоимущих граждан. По данным Министерства труда и социального развития, численность населения республики на 1 февраля 2018 года составила 6 млн. 269 тыс. человек, из них 184 тыс. человек — безработные, или 7,2%. По данным Нацстаткома, на сегодня более 700 тыс. кыргызстанцев находятся в трудовой миграции. И эта цифра растёт. Из-за миграционных процессов снижается и уровень работоспособности населения. Численность лиц трудоспособного возраста в нашем обществе в 2017 году равнялась 59%, для сравнения в 2012-м — 61%.

По данным 2015 года, уровень бедности населения в Кыргызстане составлял 37% населения, крайней бедности — 2,8%, 80% из общего числа бедного населения проживает в сёлах республики. Согласно подсчётам, в Кыргызстане около 4 430 488 человек старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это 99,52% от общего числа взрослого населения. Под взрослым населением в данном случае подразумеваются люди старше 15 лет. Соответственно, около 21 358 человек всё остаются безграмотными. Сегодня всё ещё наблюдается недостаток количества государственных общеобразовательных школ и детских садов, недостаток материально-технической базы учреждений образования. Отметим, что частные школы и вузы, число которых постоянно растёт, направлены в основном на капитализацию денег, а не на человека. Деятельность частных учебных заведений государству следует регулировать, дабы они отвечали интересам общества и государства.

Человеческий капитал не падает с неба — это продукт мудрого, тяжёлого целенаправленного труда власти и народа. В процессе своего развития человек проходит все этапы становления социальной зрелости как личности — духовной, гражданской, экономической, профессиональной, этап заведения семьи. Качественное их прохождение открывает перед ним широкий круг возможностей карьерной самореализации, повышения уровня материального благосостояния, формирования человеческого капитала. А для этого требуются инвестиции. Это потенциальные возможности человека жить, работать, учиться в совершенно новых условиях глобализации. Человеческий капитал «растёт» на почве ценностей жизни, её смысла, мотивации и цели, дающих способность развиваться и воспринимать инновации. Когда этого не происходит, из-за социальной незащищённости, неуверенности в социально-экономической стабильности люди замещают недостатки девиантным поведением: пьянством, наркотиками, преступностью, происходит распад семьи, ухудшается здоровье, сокращается продолжительность жизни и т. д.

Потеря человеческого капитала оборачивается уязвимостью общества и государства на мировой арене. Следовательно, нашему обществу нужно срочно принимать меры, поработать над стратегией капитализации человека как ценности общества.

Стратегия капитализации человека

Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности прежде всего отражаются на семье. В условиях рыночных отношений, когда в основе госконцепции соцзащиты населения на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным основным гарантом выживания. Она отражает силу и слабость социального благополучия общества. Следовательно, для образования «человеческого капитала» надо в семье создать материальную базу для формирования и использования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства. Обучение членов семьи, в первую очередь детей, различным ремёслам и самообслуживанию семьи: шитьё, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т. д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами, умение грамотно вести бюджет семьи, своим трудом обеспечить достойный образ жизни на месте, не уезжая в миграцию. Ведущая роль в укреплении и подготовке семей к жизнестойкости принадлежит государству, соответствующим госорганам и МСУ, которые должны помогать с обучением, микрокредитованием, выделением ссуд, земельных наделов, организацией малого бизнеса, семейных или объединённых кооперативов и т. д.

Сегодня социально-экономическое положение государства вынужденно привело общество к предпочтению финансового капитала, ради которого безвозвратно сжигается «человеческий капитал». Недостаточное инвестирование в людей — сегодняшняя проблема его обесценивания. Наше общество не в состоянии создать в ближайшее время благоприятные условия для развития человеческого капитала, но это необходимо. Для планомерного пошагового разрешения проблем нашего государства надо поменять приоритеты, разработать концепцию капитализации человека, определить человека главной ценностью общества. Для этого следует обратить внимание на создание института социальной ответственности граждан с последующим принятием закона «О социальной ответственности граждан»; укрепление института стандарта качества с последующим усилением контроля за качеством продукции и присуждением «знака качества» согласно Закону «О стандартизации»; разработку механизма доступности престижного образования для граждан сельских и горных регионов и малообеспеченных семей, развитие качественных образовательных услуг в регионах, а также механизмов регулирования госзаказа на требуемых для общества специалистов; организацию сертификации вузов с последующим сокращением числа малопродуктивных, дублирующих их филиалов; развитие сети госшкол, внедрение инновационных технологий обучения именно в госшколах и вузах. Также надо создать институт меритократии для качественного отбора достойных кадров руководящего состава и обеспечения доступности карьерного роста гражданам из малообеспеченных семей и сельских регионов; ввести в практику социсследования результатов труда науку квалиметрию (количественная оценка качества); создать институт «Школа будущей семьи» для укрепления соцпотенциала семьи и капитализации человека; развивать систему соцпредпринимательства и надомного труда в сельской местности; внедрить в систему профессионально-технического образования подготовку востребованных на селе профессий; установить причинно-следственные связи между демографической, социальной и экономической жизнью семьи.

В этом можно опереться на опыт многих промышленно развитых стран, значительно поднявших планку народного благосостояния (Швеция, Нидерланды, Норвегия, Сингапур, Финляндия и т. д.), где приоритет отдают бесплатному образованию и развитию именно государственных школ и вузов, так как основная масса населения получает образование там, нежели частной системе, которая строго регулируема законом. Такой уровень развития для нашей страны — вопрос неблизкой перспективы. По доводам учёных, нам для создания и развития до конкурентоспособного уровня по мировым критериям необходимо совершенствовать образование, развивать науку, укреплять человеческий капитал. И в целом развивать качество жизни и специалистов высшей квалификации, внедрять инновационную технологию, совершенствовать законодательную базу, победить коррупцию в обществе и т. д.

Жизненная практика доказывает, что поднять экономику и благосостояние страны без формирования человеческого капитала невозможно! Следовательно, создание условий для этого позволит обеспечить реальную экономическую и социальную самостоятельность семьи, её эффективное функционирование как в собственных интересах, так и в интересах всего общества. При этом особо актуальными становятся вопросы формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений в процессах социализации и социального воспитания. Надо помнить, что молодёжь в этом процессе не просто познаёт и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности, которые со временем воспроизводит на следующие поколения. Социальный потенциал молодёжи — это и есть составляющая его капитала, ценности, куда входят демографический потенциал, потенциал здоровья, образования, трудоспособности, гражданственности, культурный и духовно-нравственный потенциал.

Есть надежда, что Национальная стратегия развития страны на 2018-2040 годы и инициатива Президента об объявлении 2019-го Годом развития регионов и цифровизации страны поменяют приоритеты, привлекут внимание общества к капитализации человека и внедрению цифровых технологий во всех сферах.

Нурлан ИСМАНОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий