Main Menu

Климатические инвестиции обеспечат процветание

слово

«Природа разбушевалась» — всё чаще приходит на ум эта мысль, когда слушаешь мировые сводки погоды. Планету периодически охватывают то аномальная жара или стужа, то массовые пожары или не менее масштабные разливы рек. Слава Богу, Кыргызстан пока не сталкивается с подобными разрушительными явлениями. Но всё же и у нас отмечается интенсивное таяние ледников, МЧС констатирует увеличение с каждым годом селей и паводков, а обыватели, далёкие от расчётов и прогнозов, могут на собственном опыте заметить, как каждое лето выдаётся все жарче и суше, а зимой всё меньше выпадает снега.

Мировое сообщество видит причину происходящих изменений в потеплении климата, спровоцированном бурной деятельностью человека. С начала промышленной революции мы смогли повысить общепланетарную температуру в среднем на 1°C. Остановить процесс уже невозможно, по одному из расчётов учёных, глобальное потепление между 2030-м и 2052 годом, вероятно, достигнет 1,5°C, если оно продолжит увеличиваться с ныне существующей скоростью. Это неблагоприятно отразится на окружающем нас мире.

В недавно опубликованном специальном докладе Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится: чтобы удержать повышение температуры на уровне 1,5 градуса, нужны беспрецедентные действия во всех сферах. Доклад призывает правительства начать заниматься системными преобразованиями, которые предполагаются в рамках Целей устойчивого развития ООН. То есть необходимо адаптировать все секторы таким образом, чтобы снизить негативное воздействие на климат. Во многих странах есть практики, когда масштабное использование возобновляемых источников энергии способствует сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. То же самое касается и землепользования, сельского хозяйства или животноводства. Для такой аграрной страны, как Кыргызстан, большая проблема состоит в том, как сбалансировать производство мясной и молочной продукции и в то же время не повышать выбросы парниковых газов, не влиять на климат. Или возьмём вопрос водной безопасности, который, наверняка, встанет в ближайшие годы, поскольку изменение температуры перераспределяет водный баланс и водный бюджет, и засуха придёт даже в те страны, где нет недостатка во влаге. В докладе приводится ряд практик, которые делают это в более щадящем режиме, с точки зрения климата. Всё это говорит о том, что странам нужно применять системный подход к устойчивому развитию, который будет одновременно щадящим для климатической системы, не будет вносить вклад в изменение климата и идти на некоторые компромиссы. Здесь нужно находить разумный баланс: нужно использовать больше возобновляемых источников энергии, использовать малоэнергопотребляющие и низкоуглеродные «зелёные» технологии и менять поведение и отношение к тому, как мы развиваемся.

Один из глобальных механизмов — это исполнение государствами так называемого Парижского соглашения, принятого согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). В рамках конвенции создан Зелёный климатический фонд (ЗКФ), который готов финансировать международные проекты, влияющие на сохранение окружающего мира, чтобы не допустить повышения глобальной температуры выше 2°C к 2030 году. Парижское соглашение уже подписали 194 страны, из них 184 ратифицировали его, в том числе все центральноазиатские республики за исключением Кыргызстана. Между тем если всё-таки наше Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства это сможет сделать, так как это ответственный госорган, то ратификация даст нам большие возможности в привлечении инвестиций в экономику страны. А они очень нужны. Поэтому при правительстве создан Центр по климатическому финансированию для содействия в получении финансов Зелёного климатического фонда и других международных организаций. Центр осуществляет свою деятельность при финансовой поддержке Климатического инвестиционного фонда и Европейского банка реконструкции и развития в рамках пилотной программы адаптации к изменению климата. О том, что это за структура и чем конкретно будет заниматься, мы поговорили с сотрудниками центра: менеджером по климатическому финансированию Асель Мадыбаевой и специалистом по климатической политике Алмазом Асипжановым.

— Почему в Кыргызстане появилась необходимость в учреждении Центра по климатическому финансированию?

Алмаз Асипжанов: Центр создан для того, чтобы привлечь «климатические» инвестиции в Кыргызстан. В глобальном масштабе много внимания и средств уделяется адаптации меняющегося климата, особенно для уязвимых, развивающихся и наименее развитых стран. Развитые государства приняли обязательства по выделению финансовых средств на решение этих проблем с аккумулированием средств в Зелёном климатическом фонде как основной финансовый инструмент реализации климатических проектов. Особое внимание уделяется странам, уязвимым к природным катаклизмам, — это островные государства и расположенные в горных местностях. Как видим, Кыргызстан относится к последним. Наша страна ещё только начинает сотрудничество с климатическим фондом.

Асель Мадыбаева: Создание нашего центра рекомендовано миссиями международных организаций, чтобы привлечь климатические инвестиции в Кыргызстан. Вместе с государственными ведомствами и министерствами мы планируем генерировать идеи по реализации мероприятий по смягчению последствий изменения климата и адаптации населения и экономики к последствиям изменения климата, разрабатывать конкретные проектные предложения.

Таким образом, наша задача — оказывать содействие государственным органам в разработке проектных предложений и привлечении финансовых ресурсов международных организаций на реализацию мероприятий по изменению климата.

— У вашей организации достаточно полномочий, чтобы координировать работу министерств и ведомств и стать им партнёрами?

Асель Мадыбаева: Сейчас идёт работа по созданию институционального механизма взаимодействия с министерствами и ведомствами и другими заинтересованными сторонами, такими как донорские организации, бизнес-сектор и организации гражданского общества.

Алмаз Асипжанов: В настоящее время мы проводим ознакомительные встречи с представителями госорганов, чтобы проинформировать о приоритетах и условиях климатических фондов. В министерствах заинтересованы в том, чтобы появилась проектная организация, помогающая им в работе по привлечению климатических инвестиций. Ведь поступающие средства из климатических фондов помогут решить задачи по адаптации секторов экономики к изменению климата.

— А вы можете сами инициировать проекты?

Алмаз Асипжанов: Мы имеем возможность совместно со специалистами министерств прорабатывать проекты на основе лучших мировых практик, которые соответствуют целям, поставленным в национальных стратегиях, а также отраслевых программах развития.

— У вас уже есть на примете перспективные проекты?

Алмаз Асипжанов: Мы в центре проводим обсуждения некоторых проектных идей. Например, взять ситуацию со смогом в Бишкеке. Имеются мировые практики по оптимизации уличного движения, которые дают преимущество общественному транспорту в городском автопотоке. Это повышает заинтересованность людей пользоваться пассажирским перевозками, нежели собственным автомобилем. Такого рода системы работают во многих городах мира. Можно их применить и у нас. Или, чтобы снизить интенсивность междугороднего движения, пустить электрички между Токмоком и Бишкеком и Бишкеком и Кара-Балтой. Это позволило бы уменьшить количество выбросов парниковых газов в атмосферу, улучшило бы безопасность на дорогах.

— Что ещё в рамках зелёной экономики можно реализовать у нас?

Алмаз Асипжанов: Например, проекты реконструкции очистных сооружений. В Кыргызстане сегодня делается упор на реабилитацию систем водоснабжения. Это увеличивает объём стоков, а для них требуются канализационные очистные сооружения. Тем более что в республике актуален вопрос трансграничного использования рек и качества речной воды. В Чуйской долине эту проблему необходимо решать. В сельском хозяйстве у нас работает госпрограмма по ирригации. Президент Сооронбай Жээнбеков лично уделяет ей большое внимание. Есть согласованный объём инвестиций на эти цели. Но есть и проекты, которые нуждаются в дополнительном привлечении средств. Например, имеются мировые практики по адаптации сельского хозяйства к природным катаклизмам — Climate Smart Agriculture, по продвижению сельскохозяйственных культур и пород домашнего скота, наиболее приспособленных к изменению климата.

Алмаз Асипжанов: На Западе большое внимание уделяется энергоэффективности в промышленности, в жилом секторе и секторе общественных зданий. Чтобы они были адаптированы к перепадам температур и чтобы уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу при их отоплении. Проблема экономии электричества становится всё более актуальна и у нас. В Кыргызстане электроэнергия пока стоит дешёво, но мировые тенденции могут привести к оптимизации тарифов. Поэтому также важно продвижение проектов по малой энергетике. Становятся всё более актуальными вопросы продвижения и реализации проектов с возобновляемыми источниками энергии. В мире идёт технологическая революция в этой области. Со временем это можно применять и у нас в стране.

— Что за средства могут поступать в Кыргызстан от Зелёного климатического фонда?

Асель Мадыбаева: ЗКФ осуществляет такие формы финансирования, как гранты, льготные кредиты, частный капитал и средства под гарантии государства. На первом этапе мы будем стараться привлекать больше грантов и льготных займов. Последние — достаточно хорошая возможность доступа к «длинным», «дешёвым» деньгам. Тем более это может положительно отразиться на банковской системе, организации смогут получить доступ к кредитам с меньшими процентами. Льготные займы пойдут и на крупные инвестиционные проекты.

— Как вам кажется, когда смогут заработать в нашей стране первые проекты от ЗКФ?

Асель Мадыбаева: Если сейчас мы начнём разрабатывать первые идеи и проекты, на это уйдёт определённое время, плюс необходимо время на процесс рассмотрения и утверждения наших заявок в ЗКФ. Хотелось бы, чтобы к концу года появились первые результаты.

— На ком лежит контроль за расходами поступаемых климатических грантов и займов?

Алмаз Асипжанов: На организациях, через которые осуществляется финансирование. Это донорские организации развития. Проекты будут реализовываться исполнительными ведомствами Кыргызстана.

Асель Мадыбаева: Надо прояснить, что заявку в климатический фонд может подавать только аккредитованная организация. У нас в республике пока таких нет. Чтобы получить аккредитацию, необходимо соответствовать определённым стандартам и условиям. В настоящее время у нас в стране только международные организации и доноры имеют доступ к средствам климатических фондов.

— Это создаёт трудности для нашей страны?

Асель Мадыбаева: Да, ведь мы зависимы от доноров. Только через них Кыргызстан может подавать заявки в климатические фонды. Это Всемирный банк, АБР, организации ООН и другие. Пока в Кыргызской Республике нет ни одной аккредитованной в ЗКФ национальной организации. Одна из целей нашего центра — чтобы у нас появились такие же возможности. Мы уже проводили встречи с представителями банковского сектора, чтобы помочь им в процессе аккредитации. Они заинтересовались, и сейчас изучают этот вопрос.

Алмаз Асипжанов: Дело в том, что у национальных организаций есть упрощённый доступ к финансированию до $10 млн. Для этого есть смысл получить аккредитацию.

— Каких сложностей ожидаете в своей работе?

Асель Мадыбаева: Надеемся, что нам удастся наладить конструктивное взаимодействие с министерствами и ведомствами и другими заинтересованными сторонами, ведь цель у нас одна. А для успешной работы нужны их заинтересованность и активность, а также взаимовыгодное сотрудничество между всеми заинтересованными сторонами.






Добавить комментарий