Main Menu

Дело было в бане

Наши публикации под рубрикой «Страницы истории кыргызской милиции» вызвали немалый читательский интерес. В наступившем году по вашей просьбе мы продолжаем печатать материалы на эту тему. Сегодня речь пойдёт о борьбе сотрудников органов внутренних дел с наркобизнесом в середине 60-х годов прошлого столетия.

Старожилы столицы, наверное, помнят, что в то время на пересечении улиц Токтогула и Логвиненко располагалась центральная городская баня. В один из мартовских дней 1965 года на пульт дежурной части УВД г. Фрунзе поступило сообщение о том, что в её раздевалке обнаружен труп мужчины с колото-резаными ранами в области грудной клетки. Выехавшая на вызов оперативно-следственная группа быстро установила личность убитого. Им оказался житель Канта, 50-летний Алексей П-в по кличке Пимен, известный местным оперативникам как «смотрящий» за столичными карманниками. Допрошенные гардеробщик и клиенты, находившиеся на тот момент в бане, рассказали, что мужчина был с парнем 20-25 лет. Они часто выходили в предбанник и о чём-то разговаривали на повышенных тонах. Куда потом молодой человек делся, они не знают. Вскрыв шкафчик с одеждой убитого, опера обнаружили в кармане куртки два спичечных коробка с тёмно-коричневым веществом и лист бумаги с заявлением в милицию о явке с повинной. В чём Пимен хотел признаться? Над этим вопросом ломали головы лучшие сыщики уголовного розыска городского управления внутренних дел К. Толканчинов, Т. Жакыпов, В. Смирнов, К. Джунуша-лиев и другие.

Как рассказывал в своё время автору этих строк председатель Совета ветеранов ГУВД Бишкека Усуп Нарбаев, оперативная разработка ближнего окружения убитого результатов не дала. Пимен был одинок, вёл замкнутый образ жизни, с соседями не общался, гостей к себе не приглашал. Привлекли агентуру и платных осведомителей, за его домом установили негласное наблюдение. Параллельно объявили в розыск таинственного напарника Пимена по бане, раздав участковым инспекторам милиции его словесный портрет, составленный по описанию свидетелей. Через несколько дней его тело с верёвкой на шее случайно обнаружили соседские мальчишки в зарослях пруда возле Северного кладбища. Казалось, утеряна последняя ниточка, потянув за которую, можно раскрыть преступление. Но упёртые опера, что называется, рыли землю в поисках хоть какой-нибудь зацепки. И она появилась. «Наружка» сообщила, что вот уже несколько дней у дома Пимена топчется какой-то подросток, что-то высматривает, а потом исчезает. Задерживать «топтуна» не стали, взяв под наблюдение маршруты его передвижения. Все они, вели… в баню, а точнее, к Ивану К-ву, гардеробщику раздевалки, где убили Пимена. Разрабатывая банщика, выявили его богатое криминальное прошлое. Имел несколько судимостей за разбой и мошенничество. Последняя датируется августом 1945 года: пять лет лишения свободы за дезертирство из одной из частей Дальневосточного военного округа, где Иван К-в служил в похоронной команде. Отрабатывая его связи, вышли на местного криминального авторитета Эдуарда Ст-го.

Надо отметить, что в 60-е годы контроль за сферой незаконного наркобизнеса от наркодельцов-одиночек перешёл к организованным преступным группировкам. Лидером одной из них, занимавшейся транспортировкой наркотиков, был Ст-й. Два года назад банду разоблачили, но на судебной скамье оказались только мелкие сошки, а сам вожак отделался лёгким испугом, оставшись на свободе из-за недостаточности улик. В то время наркопреступлениями занимались сотрудники отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС), не имевшие наработанного опыта, специальной подготовки и спецсредств для их расследования. Выручали чутьё сыщика и преданность своей профессии.

Встречи гардеробщика и Ст-го обычно проходили в кочегарке банно-прачечного комплекса в условиях строжайшей конспирации, однако операм удалось незаметно их сфотографировать. Кто-то предложил задержать обоих и потом «колоть» на признательные показания. Но предъявить им было нечего. Решили усилить наблюдение и вплотную заняться поиском улик, подтверждающих причастность И. К-ва и Э. Ст-го к убийству Пимена. По воспоминаниям Усупа Нарбаева, кому-то из оперативников пришла в голову мысль произвести скрытый обыск по месту его жительства. Результат ошеломляющий: в общей сложности изъято более 50 килограммов опия-сырца, большое количество золотых изделий, два нагана, несколько упаковок с таблетками кокаина и героина и 150 ампул с морфием. В одну из ночей оперуполномоченному уголовного розыска ОВД Первомайского района К. Толканчинову позвонил его агент и сообщил, что у дома Пимена стоит грузовая машина, а трое неизвестных мужчин пытаются проникнуть внутрь. Профессионально сработала группа захвата, среди задержанных ночных гостей опознали банщика И. К-ва.

На допросе он признался, что по указанию Э. Ст-го должен был забрать «имущество, принадлежавшее «обществу» (воровской сходняк — Прим. автора). В последнее время Пимен отошёл от дел и грозился сдать всех в милицию. «Пахан» принял решение ликвидировать его. Удобный случай представился, когда Пимен перед тем, как явиться с повинной, решил помыться в бане. Посланный к нему киллер оказался неопытным в таких делах и вместо того, чтобы исполнить приговор, ввязался с жертвой в перепалку, а потом и вовсе исчез. Тогда, по словам задержанного, выбрав момент, он незаметно подкрался сзади к отдыхающему на скамейке Пимену и, накрыв простынёй, нанёс ему несколько ударов заточкой в сердце. Но устранение неудачливого киллера — не его рук дело: лишние свидетели «пахану» были не нужны…

Все попытки установить местонахождение Э. Ст-го заканчивались безрезультатно. Ориентировки на него разослали во все республики СССР, к розыску подключились оперативники союзного министерства внутренних дел. Нашли Э. Ст-го в Ташкенте, где он жил примаком у одинокой женщины и работал грузчиком на аптечном складе. Операцию по его задержанию проводили наши оперативники совместно с узбекскими коллегами. «Пахан» отстреливался до последнего патрона, ранив двух сотрудников милиции, но перезарядить оружие не успел: служебная собака плотно припечатала преступника к земле. Следствие установило, что Э. Ст-й руководил бандой, занимавшейся хищением на аптечном складе Ташкента сильнодействующих психотропных препаратов и особо ценных лекарств. Суд приговорил Э. Ст-го к исключительной мере наказания. Приговор приведён в исполнение.

Сергей СИДОРОВ.

На фото: Восточный автовокзал г. Фрунзе.






Добавить комментарий