Main Menu

Дорога в небо Абдували Курбаналиева

Имени Абдували Курбаналиева пока нет в учебниках по истории отечественной авиации, а жаль, ведь он один из первых кыргызов, осваивавших небо. Память о нём хранят в семье, где остались фотографии, документы, награды. Всё это — частичка большой истории страны. Благодаря семейному архиву мы можем вспомнить и рассказать об этом человеке.

А. Курбаналиев, курсант 3-го Оренбургского военно-лётного училища пилотов и лётчиков наблюдателей, 1932 год
А. Курбаналиев, курсант 3-го Оренбургского военно-лётного училища пилотов и лётчиков наблюдателей, 1932 год

Сын батрака-крестьянина родился в селе Черик близ Каракола в 1906 году. Непростые испытания выпали на долю современников той эпохи. Пройдёт не так много времени, и разразится Первая мировая война, да так, что её отголоски коснутся средне-азиатских окраин Российской империи. Вспыхнет кровавое восстание 1916 года с не менее кровавым его подавлением. Новый двадцатый век клокотал, в мясорубках войн, восстаний перемалывались человеческие жизни, сминались судьбы, опрокидывались привычный уклад и мироощущение. И по прошествии ста лет все эти события продолжают болью отзываться и в наши дни, вызывая неоднозначные мнения и оценки. А затем грянула февральская, а за ней и Октябрьская социалистическая революции. И снова противостояние, общество расколото, новая неясная идея, увлекавшая братством и равенством, противостояла устоявшемуся и понятному устройству. В такой непростой обстановке, в таких исторических декорациях рос Абдували. И, как всегда, в крайне нестабильное время военные становятся силой, способной навести порядок, обеспечить защиту мирному населению. Быть может, поэтому по окончании первой мужской школы в Караколе Курбаналиев решил связать свою жизнь с воинской службой. В мае 1923-го он поступает в Объединённую среднеазиатскую военную школу младших командиров РККА, расположенную в Ташкенте. В 1920-х годах советская власть вела упорную борьбу с басмачеством. Поэтому военную науку курсанты постигали не только в аудиториях и на плацу, но и принимали участие в реальных боях и военных операциях.

Вот что говорит по этому поводу внук А. Курбаналиева Ринат Курбаналиев — врач-преподаватель КГМА им. И. Ахунбаева.

1934 год. Ташкент, семья Курбаналиевых
1934 год. Ташкент, семья Курбаналиевых

— Как вспоминал дед, вначале непросто приходилось красноармейцам противостоять летучим отрядам басмачей, но их жестокость в отношении мирного населения привела к тому, что дехкане помогали и поддерживали новую власть в этой борьбе, — говорит Р. Курбаналиев.

По окончании учёбы Абдували как представителя коренного населения направляют инструктором по подготовке бойцов в окружной военкомат Оша. А позже — в город Фрунзе. Молодой офицер свободно говорит на русском и нескольких тюркских языках, что важно при подготовке новобранцев.

Мир в регионе не наступал, бои с отрядами басмачей шли повсеместно. Особую угрозу представлял Ибрагимбек. В 1929-1930 годах он пытался объединить под своим командованием все басмаческие силы на территории Ирана и Афганистана, неоднократно вторгался на территорию СССР. В 1929 году Абдували принимал участие в боях на территории Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана в качестве командира взвода, позже — политрука 10-го горно-стрелкового полка. Кыргызстанец смог проявить себя в военных действиях настолько, что его награждают знаковым орденом Трудового Красного Знамени Таджикской ССР. Тогда же у него появилась мечта стать лётчиком.

— Авиация помогала в борьбе с басмачами, дед рассказывал, что его очень интересовали самолёты, он общался с пилотами, имел среди них друзей, — рассказал Ринат Курбаналиев.

Сталинобад, 1936 год. На фото среди лётчиков А. Курбаналиев и Ж. Малдыбаев - 1-й национальный лётчик Казахстана
Сталинобад, 1936 год. На фото среди лётчиков А. Курбаналиев и Ж. Малдыбаев — 1-й национальный лётчик Казахстана

Командование САВО направляет А. Курбаналиева на обучение в Оренбургскую военную школу пилотов и лётчиков-

наблюдателей. Теперь дорога в небо для него открыта.

— Событие это датируется выпиской из личного дела Абдували Курбаналиева и архива ОВАКУЛ 1932 годом. То есть он был первым кыргызом, ставшим профессиональным лётчиком, — делится своим выводом Р. Курбаналиев.

Окончив лётную школу с отличием, герой этого материала направлен командованием в Среднеазиатский военный округ в 37-й авиабомбардировочный полк. Здесь судьба приготовила Курбаналиеву непростое испытание. Во время одного из вылетов произошла поломка в авиамашине, и самолёт вертикально, с высоты 80 метров, рухнул на землю. Это удивительно, пилот не получил ни одного перелома, но зато оказался контужен. Травма головы имела тяжёлые последствия, и всю последующую жизнь Курбаналиев будет бороться с недугом. После аварии он продолжал летать, но командование САВО направляет его в 1935-м в Ленинградскую военную школу связи, по её окончании офицер получил назначение на должность начальника связи в 35-й авиоотряд в Сталинобаде.

— Здесь Абдували Курбаналиев служил вместе с первым национальным лётчиком Казахстана Жакыпбеком Малдыбаевым. В нашем домашнем архиве сохранился фотоснимок, где мой дед запечатлён с Малдыбаевым на фоне самолёта в окружении других лётчиков, но самое главное — он был первым национальным пилотом в Средней Азии и Казахстане — рассказывает Р. Курбаналиев, показывая эту самую фотокарточку.

Самарканд, 1936 год
Самарканд, 1936 год

Позже Курбаналиев служил начальником связи в 37-м авиаотряде САВО в городе Ташкенте, преподавал в Ташкентской военной лётной школе стрелков-бомбардировщиков. Когда началась Великая Отечественная война, офицер с большим боевым опытом попросился на фронт, но из-за проблем со здоровьем его оставили в тылу. Его знания оказались необходимы для подготовки будущих авиаторов. Курбаналиева в августе 1941 года направляют во Фрунзе для работы в 24-й военной авиационной школе пилотов первоначального обучения.

— У нас считается, что подготовка лётчиков в Кыргызстане в военные годы началась с переводом в столицу в 1942 году Одесской авиационной школы пилотов. Но ей предшествовала уже действовавшая 24-я школа пилотов первоначального обучения. В ней мой дед был начальником кадров и строевого отдела, потом он влился в состав педагогов одесской школы. Капитан Курбаналиев был единственным кыргызом, обучавшем лётному делу, — рассказал Ринат Курбаналиев.

1949 год. Пенько-джутовая фабрика. А. Курбаналиев в форме
1949 год. Пенько-джутовая фабрика. А. Курбаналиев в форме

В 1946 году по состоянию здоровья Абдували Курбаналиев уходит в запас, имея право на статус инвалида Великой Отечественной войны. Он продолжал приносить пользу стране. Возглавлял отдел кадров пенько-джутовой фабрики.

— Даже в пожилом возрасте, тяжело болея, он всегда был по-военному подтянут, строен, гладко выбрит. Носил военную форму. Прекрасно стрелял, в молодости даже получил значок «Ворошиловский стрелок». Поэтому всегда принимал активное участие в соревнованиях по нормам ГТО, проводившихся на фабрике и на турнирах, организованных ДОСАФ, — рассказал Ринат Курбаналиев.

Ушёл Абдували Курбаналиев из жизни в 1971 году, прожив сложную, полную риска и опасностей жизнь, становясь не только свидетелем непростой эпохи, но и во многом участником больших исторических событий. Так получилось, что имя кыргызстанца, одним из первых прокладывавшего дорогу в небо, оказалось со временем забыто общественной памятью. Родные сегодня пытаются исправить это, чтобы на примере таких людей воспитывались молодые люди нашей республики. Недавно имя Абдували Курбаналиева присвоили одному из корпусов Кыргызского авиационного института им. Абдраимова. Хотелось бы, чтобы этот добрый почин имел своё продолжение.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

Фото из домашнего архива семьи Курбаналиевых.






Добавить комментарий