Main Menu

История одного вердикта, или Уволить нельзя восстановить

«За взлётной полосой». Так назывался материал, опубликованный в «Слове…» в ноябре прошлого года. Речь в нём шла о мытарствах ветерана гражданской авиации Кыргызстана Тургунджана Турсунахунова по высоким чиновничьим кабинетам и судам, чтобы восстановить справедливость и нарушенные права. Напомним суть дела.

В 1987 году после крушения вертолёта Ми-8 на Чаткальском хребте врачебно-лётная экспертная комиссия признала пострадавшего бортмеханика-инструктора Т. Турсунахунова негодным к лётной работе и списала на землю. Инспектируя важнейшие наземные и лётные службы, опытный авиатор с более 7 000 часов налёта внёс большой вклад в развитие аэропорта «Манас», коллеги считали его специалистом высочайшего уровня по обеспечению безопасности полётов и подготовке пилотов-вертолётчиков. Неоднократно назначался руководителем комиссий по расследованию причин авиационных катастроф и чрезвычайных происшествий. Одно из них — попытка угона самолёта Ан-28 в сентябре 1990 года в аэропорту города Пржевальска. Двое подростков беспрепятственно проникли на лётное поле и, угрожая макетом взрывного устройства, захватили его с 17 пассажирами на борту. Юные угонщики потребовали $1 000 за освобождение заложников, а также предоставить им большой самолёт и… парашюты, чтобы выброситься над Америкой или Канадой и получить там политическое убежище. К счастью, операция по задержанию малолетних преступников закончилась благополучно. Расследуя это ЧП, комиссия во главе с Т. Турсунахуновым выявила массу нарушений инструкций по обеспечению безопасности полётов и охране стратегического объекта, каким является аэропорт, а также факты безответственности и откровенного разгильдяйства руководителей ряда наземных служб и правоохранительных органов. Выводы комиссии не понравились высокому начальству.

От Турсунахунова требовали смягчить их и свести всё к мелким просчётам, ссылаясь на то, что в происшествии не пострадали люди. Но, проявив принципиальность, человеческую и профессиональную порядочность, наш герой стоял на своем, в чём позже его поддержали в Главной инспекции по безопасности полётов Министерства гражданской авиации СССР. Т. Турсунахунов принимал непосредственное участие в спасательных операциях союзного масштаба.

Последняя должность Тургунджана Турсуновича — сменный начальник аэропорта «Манас». В мае 2007 года безо всяких на то причин его отстранили от работы и предложили другую, менее оплачиваемую должность инженера-инспектора под предлогом реорганизации службы, в которой трудился. Турсунахунов от перевода отказался. Тогда руководство аэропорта в лице Б. Сыдыкова нашло новый повод, чтобы избавиться от него: его уволили по статье 79 пункт 8 Трудового кодекса (отказ работника от продолжения работы в связи с изменениями существенных условий труда), причём без выплаты выходного и единовременного пособий за 39-летний стаж службы в системе гражданской авиации и согласия профсоюзного комитета на его увольнение. Самое интересное, подчёркивает Т. Турсунахунов, что ранее заявленных изменений в службе сменных начальников аэропорта так и не произошло, должность, которую он занимал, не сократили, а приняли на неё другого человека.

Вот уже более десяти лет Т. Турсунахунов пытается оспорить в судах своё незаконное увольнение и призвать к ответу администрацию ОАО «МАМ» за грубое нарушение его конституционных прав и трудового законодательства. Верховный суд признал увольнение аксакала незаконным и указал Бишкекскому городскому суду устранить нарушения и вынести судебный акт в его пользу. Но не тут-то было. Последний не вынес чёткого решения о восстановлении истца на работе, а безосновательно, при отсутствии причин, применил статью 423 часть 8 Трудового кодекса, которая не является основанием для прекращения трудового договора, а обязывает руководство аэропорта предложить Т. Турсунахунову другую работу в сфере его компетенции. Однако, не исполнив решение суда во второй части, оно внесло запись в его трудовую книжку, не соответствующую требованиям трудового законодательства, причём без указания номера приказа, даты и статьи Трудового кодекса.

…После выхода статьи «За взлётной полосой» мы обратились с просьбой к председателю Верховного суда Гульбаре Калиевой проверить изложенные в ней факты и поделиться результатами с редакцией газеты. Ответ за подписью её заместителя Н. Асановой получили только через полтора месяца после обращения, и то с большим трудом. Опускаем многочисленные факты, свидетельствующие о поверхностном изучении дела, а скажем только о заинтересованном, по мнению Т. Турсунахунова, «толковании требований пленумов Верховного суда от 2003-го и 2013 годов, что является ничем иным, как попыткой защитить честь мундира служителей Фемиды, выносивших неправосудные решения»

На днях заслуженный пилот обратился в Верховный суд с иском к ОАО «МАМ» о защите чести, достоинства и возмещении имущественного и морального вреда, ссылаясь на отсутствие в трудовой книжке записи об увольнении, что свидетельствует о том, что трудовые отношения продолжаются. Редакция намерена информировать читателей о том, как будут развиваться дальнейшие события.

Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий