Main Menu

Далеко ли нам до Европейского союза?

Договоримся сразу — страны Центральной Азии — понятие гораздо объёмнее, чем альянс государств Средней Азии, знакомых всем по бывшему Советскому Союзу: Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

В Центральной Азии расположены колоссальные природные ресурсы, такие как нефть, газ, редкоземельные и цветные металлы. Через неё могут проходить наиболее рентабельные и безопасные транспортные маршруты, соединяющие колоссы мировой экономики — Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Кооперация целей региона сократит расстояние транспортировки грузов по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, говорят в один голос эксперты и приводят факты: длина трассы составляет 8 400 километров, из которых более 3 000 километров уже проложено по территории Китая.

Почему же вопросы объединения центральноазиатских стран в эпоху мировой всеобщей глобализации натыкаются на защиту исключительно национальных интересов? Чего боятся первые лица этих государств? Потери суверенитета? Но перед нами успешный опыт развитых европейских стран, объединивших свои финансы и силы в Европейском союзе.

Мне могут возразить: они богатые, а республики бывшей Средней Азии — увы. Возьмём крупнейший проект Китайской Народной Республики, о котором много говорят, — «Экономический пояс Шёлкового пути». Он направлен прежде всего на решение внутренних задач наших соседей. Но его реализация позволит значительно расширить торговлю Китая со странами Центральной Азии, найти пути сближения и с европейскими государствами.

Впервые об этом заговорили в сентябре 2013 года, когда председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин публично выступил в Назарбаевском университете в Астане. Инициативу подхватил Бишкек, организовав у себя круглый стол «Национальный проект сопряжения ЕАЭС, проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» и программ центральноазиатских стран».

Участники круглого стола в своих выступлениях перечислили задачи, стоящие перед странами, расположенными вдоль Шёлкового пути:

— создание транспортного коридора «…от Тихого океана до Балтийского моря», который свяжет Южную, Восточную и Западную Азию;

— укрепление партнёрских связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиций с учётом национальных интересов каждого участника глобального проекта;

— переход на расчёты в национальных валютах, ведь у центральноазиатских стран уже есть успешный опыт сотрудничества, который в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность всего региона.

Заметим: экономический пояс — не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные программы строительства дорожной и социальной инфраструктуры, промышленных и сервисных предприятий, которые и создадут стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал.

С экономической точки зрения идея сближения проекта Экономического пояса Великого Шёлкового пути и задач ЕАЭС не только не противоречит выбранным целям, но и взаимно дополняет одна другую, создаёт предпосылки для кооперации, общего регулирования транспортно-логистических центров, уверены эксперты. От этого выиграют национальные рынки, отече-ственные производители, что косвенно поспособствует унификации регламентов и стандартов качества товаров и услуг, пересекающих границу.

— Страны ЕАЭС, на территории которых планируется реализация масштабных инвестиционных проектов, смогут гораздо эффективнее защитить свои интересы в части соблюдения экологических и трудовых норм не напрямую, а через общесоюзное регулирование, — говорят чиновники.

— Это даст толчок притоку новых капиталов в транспортную инфраструктуру и производственный потенциал, расширит и укрепит взаимную торговлю между странами Евразийского экономического союза, повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе такой подход может стать залогом роста других отраслей экономики, к примеру, промышленности.

Евразия располагает уникальными возможностями для развития транспортно-логистических коридоров и хабов (в том числе авиаперевозок), соединяющих производственные и потребительские потенциалы Европы и Азии.

Всё это создаёт предпосылки к возрождению Шёлкового пути в его исходном значении как континентального пояса торгово-экономического и культурного взаимодействия прилегающих к нему государств, позволяющего им добиваться богатства и процветания.

Стратегическая задача сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Великого Шёлкового пути — превратить Центральную Евразию в зону совместного развития не менее эффективную, чем в Европейском союзе, объясняют сотрудники Министерства экономики. По словам специалистов экономического ведомства, задача эта вполне реальная, для её решения необходимо отбросить амбиции «самой успешной страны в регионе», завладевшие руководством стран Средней Азии сразу после приобретения ими независимости.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий