Main Menu

По стопам древних мастеров

Лук — оружие древних охотников и воинов — можно назвать первым изобретением, в котором проявились инженерные способности человека. Сегодня нам не осознать всей важности этого события в жизни древних людей. Долгие века этот вид оружия ценился и приносил пользу, повлияв на культуру многих народов. А стрельба из лука и по сей день чтится человечеством и входит в число олимпийских видов спорта.

Первыми научились пускать стрелы с коня скифы. Это своего рода стало переворотом в военном деле. Произошло это не только за счёт навыков в верховой езде. Помогли секреты изготовления коротких композитных луков, изготавливавшихся из различных материалов: дерева, сухожилий, пластин рога. В отличие от такого же вида метательного оружия, сделанного из согнутой ветки, они при небольших размерах били на дальние расстояния и не причинили всаднику особых неудобств. С тех пор скифская конница считалась непобедимой, а азиатские луки стали славиться в древних государствах Ассирии, Вавилона, Греции. Скифы, исчезнув в веках, подарили мастерство изготовления луков всем народам евразийского пространства, позже свои изменения и совершенствования в конструкцию привнесли другие кочевники — гунны, монголы. И если секрет изготовления дамасской стали считается утерянным, то навыки традиционного производства луков сохранились до наших дней.

Следуя за мечтой

Гость нашей редакции Самат Суеркулов по основной, очень даже мирной, профессии кондитер. Но с детских пор его увлекало желание пострелять из лука и даже сделать самому настоящее метательное оружие древних кочевников. Уже во взрослом возрасте, будучи женатым человеком, Самат решил осуществить былые мечты. Для начала попробовал себя в спортивной стрельбе из лука. Но, как сказали тренеры, вступать в большой спорт поздновато, да и требовались ежедневные тренировки. Поэтому Самат нашёл единомышленников, они стали заниматься стрельбой из так называемого традиционного лука. Позже это увлечение привело его в Федерацию салбуурун, объединяющую поклонников национальных видов охоты и спорта.

Самат Суеркулов — участник Всемирных игр кочевников. Во II ВИК он занял 3-е место среди лучников. Помимо этого, Федерация салбуурун проводит в честь различных праздников внутриреспубликанские соревнования. Герой этого материала не раз становился их призёром. В Венгрии проходит курултай народностей туран, собирающий большое число участников из тюркоязычных стран. В этом году гость нашей редакции занял на международном фестивале 3-е место за меткую стрельбу из лука.

В течение всего этого времени Самат не оставлял другую давнюю мечту: создать боевой лук по технологиям древних мастеров. Благо Интернет сегодня позволяет найти по этой теме всевозможную информацию, списаться с людьми, кто уже давно разделяет подобное увлечение. Он много читал, собирал данные. Признаётся, что начинал непросто:

— Меня не понимали даже близкие. Задавали вопросы: «Зачем? Для чего это нужно?». Когда сделал свой первый лук, когда натянул тетиву, понял: это смысл моей жизни. Мне кажется, очень важно человеку найти себя. Сейчас, когда появились первые результаты моей работы, отношение к тому, что я делаю, у окружающих поменялось, — рассказал Самат.

Мастер-лучник провёл у нас в редакции мини-мастер-класс по изготовлению метательного оружия древних кочевников. Дело это трудоёмкое, требует полной самоотдачи, умения, терпения. Поскольку лук составной, все его части склеиваются клеем. Его Самат по традиции варит из рыбьих пузырей. Они должны вариться восемь часов и только в керамической посуде. Металлическая и чугунная ёмкости не позволят клейкому веществу достичь требуемого качества. Основа лука клеится из различных пород дерева. Кыргызстанец использует берёзу, клён, акацию. Каждое из них обладает особыми свойствами гибкости, упругости, твёрдости, которые влияют в итоге на стрельбу. Но это ещё далеко не конец. Потом Самат принимается распускать на волокна высушенные конские сухожилия, их пропитывает клеем и накладывает на внешнюю дугу лука. Требуется четыре слоя, их выкладывают с интервалом через 2-3 дня, в целом это занимает до 15 дней. А внутренняя часть обклеивается пластинками, выточенными из рога. Роговая кость очень твёрдая, и мастеру приходится приложить немало усилий, чтобы добиться нужной толщины.

— Роговая пластинка должна составлять 2-3 миллиметра. Чем толще, тем упругость лука больше, но она не должна превышать пяти миллиметров. После того, как все детали склеены, оружие специально сушится от четырёх месяцев до года. Чем больше сохнет, тем лучше, — рассказал гость нашей редакции.

По словам Самата, если учитывать время с сушки дерева, сухожилий, с обработки рога, то изготовление от начала до конца одного лука занимает от двух до четырёх лет. Непосредственно сама сборка с учётом сушки требует как минимум год. От того и стоят луки, созданные таким способом, в отличие от производственных, намного дороже.

— Стоимость современных ламинированных составляет от $200 до 500. А цена тех, что клеят мастера индивидуально, начинается от $1 500. В Корее есть один известный мастер, так некоторые его луки оцениваются от $5-10 тысяч, — рассказал С. Суеркулов. Несмотря на стандарты технологии, каждый лук — это как произведение искусства, в нём всё индивидуально, более того, неповторимо. У меня получилось с первого же раза достичь хороших результатов. Я пока создал 10 луков. Один подарил основателю венгерского фонда «Туран» Андрашу Жолту Биро, другой — президенту Ассоциации стрельбы из традиционного лука Южной Кореи. Сейчас пробую экспериментировать с использованием в конструкции разных пород дерева. Клён даёт хорошие результаты, он достаточно сухой и плотный.

По словам моего собеседника, пока ему важно изготавливать луки, отличающиеся особой прочностью. Производители подобных изделий, выпускающихся промышленно, гарантируют 16 тысяч выстрелов. Мастер из нашей страны стремится к таким же результатам.

— Какой он, древнекыргызский лук?

Ещё одну задачу, которую ставит себе Самат Суеркулов, если не воссоздать в точности, то приблизиться в своих работах как можно ближе к боевым лукам древних кыргызов.

Сейчас, по словам моего собеседника, воссозданы и распространены турецкие и близкие им крымско-татарские луки. Хорошо известны монгольский, бурятский, китайский луки. В 80-х годах прошлого века венгры на основе археологических раскопок также воссоздали этот тип вида оружия своих предков. Он очень похож на композитный гуннский лук — сложный по технологии изготовления и отличается от турецких, монгольских, корейских по хлёсткости и быстроте стрельбы.

— Судя по археологическим находкам, древнекыргызский похож на гуннский лук. Он имел в длину 130-160 сантиметров, поэтому тетива натягивалась до плеча. А в целом каждый лук считался изделием индивидуальным. Его воин делал под себя либо для верхового боя, тогда лук был короче, либо для стрельбы пешим. Если заказ исполнял мастер, то он тоже учитывал длину рук и рост заказчика. Кстати, те же археологические раскопки показывают, что кыргызы в древности изготавливали колчаны из бересты. Берестой же покрывали луки с внешней стороны, чтобы уберечь оружие от износа и губительной влаги. Вообще, перепады температур и влажность этот вид оружия очень не любит, — пояснил С. Суеркулов. — Качество изготовления оружия наших предков, судя по всему, было очень высоким. Имея небольшие по численности армии, они могли противостоять и даже побеждать сильных противников. Отчасти это достигалось и благодаря высоким боевым свойствам вооружения.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий