Main Menu

Не противники, а партнёры и союзники

Сегодня на бывшем посткоммунистическом пространстве новые независимые государства — каждое по-своему, в зависимости от конкретных политических, природно-географических и национально-исторических условий, испытывают трудности перехода к рыночной экономике. Чем скорее страна наладит цивилизованные рыночные отношения, включая и цивилизованный сбор налогов, тем больше шансов у неё не только выжить, но и обрести второе дыхание, то есть способность поступательного развития. Это аксиома, которая в полной мере относится и к Кыргызстану.

ОБ АВТОРЕ
Анарбек Сатыбалдиев окончил Кыргызской государственный университет по специальности “Финансы и кредит”. Является государственным советником налоговой службы 3-го ранга, генерал-майор. Трудовую деятельность начал в 1980 году старшим экономистом по финансированию народного хозяйства и сельхозпредприятий в Кеминском районном финансовом отделе. В разное время работал на управленческих должностях в Министерстве финансов, ГНС, Центральном казначействе, МЧС, Нацагентстве по делам местного самоуправления, управлении делами Президента, Нацстаткоме, был акимом города Таласа.

Основной инструмент жизнедеятельности государства — его бюджет, состоящий из доходной и расходной частей. Бюджет принимается в виде специального закона и становится обязательным для исполнения, как и всякий иной закон. Налоговики непосредственно отвечают за исполнение доходной части бюджета. Последние два года налоги в бюджет успешно собираются, хотя и с немалым трудом. Идёт напряжённая, но и, подчеркну, успешная работа по выполнению программ правительства по сбору налогов, а это говорит о том, что в нашей экономике далеко не всё безнадёжно, есть в ней ещё здоровые силы, способные к саморазвитию в благоприятных условиях. Хотя в целом ситуация со сбором налогов очень сложная. Корни недуга уходят в 1992-1994-е годы, когда многие предприятия, которые сейчас простаивают или работают неэффективно, нерационально использовали выделенные им на льготных условиях кредиты, попросту разбазарили деньги, предоставленные государством для оздоровления предприятий. Нелишне сказать, что при этом многие должностные лица ушли от ответственности. За плечами налоговой службы остались непростые условия деятельности при бартерной сделке, просто уничтожение 28 наиболее беспрерывно работающих крупных промышленных предприятий и организаций по программе ПЕСАК, осуществление налоговых расчётов по схеме товарных взаимозачётов, огромные задолженности (недоимки) многих налогоплательщиков. В ненужное время у ГНС отбили эффективно работающую в её составе налоговую полицию. Да, это всё, как история, осталось позади.

А сейчас время другое, крупномасштабное и глобальное. Исполнение доходной части госбюджета требует более открытого электронного взаимоотношения, передовых инновационных технологий, современного подхода. Перед Налоговым кодексом с обеих сторон, как у налоговиков, так и у налогоплательщиков, обязанность и ответственность постоянно должны находиться на уровне высокой исполнительской дисциплины.

Сегодня у нас в стране самая большая проблема как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов — это недоимка, которая имеет свойство увеличиваться за счёт недоимок предыдущих лет. Это как заколдованный круг, который всё труднее разомкнуть, и долги налогоплательщика перед государством всё растут.

Во многих своих бедах налогоплательщики виноваты сами. Прежде всего страдают те, кто сознательно избирает для себя позицию уклонения от их уплаты, надеясь таким образом приобрести, а не потерять. Но эти надежды, как правило, не сбываются, а временные приобретения заканчиваются тотальными потерями. В ход идут такие уловки и приёмы, как двойная бухгалтерия, так называемая чёрная наличность, необоснованное введение бухгалтерских счетов и другие ухищрения, о которых, кстати, всё или почти всё известно опытным проверяющим. Да, среди работников налоговых органов есть нечестные люди. И незаконопослушному налогоплательщику удаётся подкупить одного нечестного инспектора, второго, а третий — и тут уж ничего не поделаешь — оказывается честным: он выявляет все допускавшиеся ранее прегрешения, и в итоге нерадивый налогоплательщик оказывается в проигрыше, представая перед фактом предъявленных ему огромных сумм штрафов и пеней. Но, к сожалению, многие наши налогоплательщики этого пока не понимают.

Налоговики помогают им это понять, ведь главное в том, что налоговые органы и налогоплательщики не противники, которым надо непременно перехитрить друг друга, а союзники и партнёры, делающие одно общее и очень важное дело — вместе обеспечивают доходы государства. Ведь одним налоговым прессингом, натиском, агрессивностью не вытащить государство из кризиса. Напротив, надо поворачиваться лицом к налогоплательщикам, деловым людям, бизнесменам и вместе решать существующие проблемы в атмосфере взаимной доброжелательности и доверия друг к другу.

К сожалению, в налоговых органах есть люди, компрометирующие звание налогового инспектора нарушением налогового законодательства. Они нередко занимаются вымогательством, необоснованными проверками, совершают другие неправомерные действия. Налоговая служба заинтересована в выявлении этих лиц, от которых без сожаления избавляется. Для этого в центральном аппарате ГНС республики с восьми утра до восьми вечера работает телефон анонимных сообщений, или телефон доверия. Если вам придётся столкнуться с необоснованными и незаконными действиями человека с удостоверением налогового инспектора, наберите (0312) 51-29-02 или (0312) 61-31-89, и здесь примут необходимые меры. Физические или юридические лица, национальные, иностранные или совместные предприятия, граждане Кыргызстана или иностранцы чутко улавливают такое отношение к ним, открытость для плодотворного диалога и готовность двигаться вместе по пути совершенствования налоговой работы и налогового законодательства. Такие доверительные встречи практикуются сейчас регулярно, поскольку нужны обеим сторонам.

Во время разговора налогоплательщики справедливо говорят о том, что в Кыргызстане очень много налогов, что из каждых ста сомов они отдают 70 сомов государству в виде налогов. Здесь есть над чем задуматься. Государство стоит сейчас перед дилеммой: либо оставить всё как есть и собирать налоги, которые позволяют выплачивать пенсии и пособия, заработную плату работникам бюджетной сферы, либо уменьшить налоговое бремя, отменить некоторые налоги и сознательно пойти на меньший сбор налогов, дав таким образом предпринимателям возможность встать на ноги, по принципу «чтобы не мучиться полвека, лучше отмучиться пятьдесят лет». Есть здесь и альтернативный путь — уменьшить налоги, но расширить при этом налогооблагаемую базу, охватив налогообложением практически всё население, как это практикуют в США и других западных странах, где налоговый номер присваивается человеку со дня его рождения, или как это уже начали делать в России.

Совершенно очевидно, что нам не уйти от внесения изменений в существующее налоговое законодательство с целью смягчения налогового бремени. Но, как и в любой цивилизованной стране, это надо сделать в рамках существующего законотворческого процесса, предусматривающего законодательную инициативу Министерства финансов и Минэкономразвития, обсуждения и утверждения законопроекта в парламенте республики. Налогоплательщики, безусловно, могут и должны стать соинициаторами внесения изменений в Налоговый кодекс. Что же касается действующих налоговых законов, то их следует выполнять и соблюдать всем, кому это положено, независимо от степени их совершенства или несовершенства, нравятся они или нет.

В деле смягчения налогового бремени требуется дифференцированный подход к предприятиям в зависимости от сезонности или специфики производства, характера и назначения выпускаемой продукции и т. д. Возможно освобождение от налогов на год, два или три года по законодательству. А далее 50-процентное взимание налога по истечении льготного периода, предусмотренного законом. Надо доверять предпринимателю, дать ему возможность вложить средства в строительство нового цеха, приобретение нового оборудования. Местный или иностранный инвестор, профинансировавший реальное производство, не сбежит, а останется, чтобы продолжать работать в начатом направлении, чтобы зарабатывать прибыль и делиться её частью с государством, как того требует закон и подсказывает его гражданская совесть.

Наши частные предприниматели справедливо возмущаются множеством бюрократических препятствий на пути к налоговой регистрации. Сегодня, прежде чем встать на учёт в качестве налогоплательщика и получить право заниматься экономической деятельностью, надо пройти такие инстанции, как статуправление, Минюст, санэпидемстанция, противопожарный надзор, архитектурное управление и другие в зависимости от вида деятельности. Наконец-то ненужный барьер снят, и правительство практически решило вопрос о введении упрощённой системы постановки на учёт, выдачи лицензий и сертификатов. И по своей сути эта мера не что иное, как поддержка государством частнопредпринимательской деятельности.

Ещё один пример такой поддержки — правительство и местные органы власти существенно расширили перечень видов экономической и предпринимательской деятельности, которыми можно заниматься на патентной основе. Многие частные предприниматели по достоинству оценили предоставленные им возможности. Посудите сами: в течение календарного года человек может взять патент на год, полгода, на три или четыре месяца, по своему усмотрению, при этом он защищает частного предпринимателя от ненужных проверок и в конечном итоге позволяет ему сэкономить время, которое он может потратить на изучение рынка и тому подобные цели, непосредственно связанные с его бизнесом.

Другой вопрос: почему столько внимания уделяется применению ККМ? Казалось бы, это такая мелочь — выбит чек или нет. Но это не так, ККМ регистрирует выручку торговой точки, что не позволяет владельцу уходить от уплаты налогов. Поэтому, образно говоря, если сегодня покупатель потребует чек за сделанную им покупку, то завтра этот же чек превратится в пенсии, пособия, стипендии, заработную плату работников бюджетных организаций.

Мне довелось за последние годы побывать за рубежом — в США, Турции, Австрии, Польше и Голландии и узнать из первых уст, какая у них ситуация в вышеназванной сфере. Контраст, конечно, разительный.

В этих странах применение кассовых аппаратов уже настолько укоренилось, что стало естественной чертой каждодневной жизни населения, в которой посещение магазинов и покупки занимают далеко не последнее место. Применение ККМ стало частью высокого уровня обслуживания покупателей, а выбитый чек — непременным атрибутом сделанной вами покупки, которую вы получите в фирменном пластиковом пакете и с непременной улыбкой продавца. Вас могут одарить и небольшим презентом от магазина, если случится, что вы окажетесь покупателем тысячной покупки какого-то товара, или за то, что вы гость этого города. Ну а чек? О чеке можете не беспокоиться: его никогда не забудут приложить к вашей покупке. Ведь он доказательство того, что вы приобрели товар именно в этом магазине, и при обнаружении какого-то дефекта или даже просто потому, что вам вдруг разонравилась приобретённая вещь, вы можете принести её обратно, обменять на другую или вернуть свои деньги. Как говорится, у них это без проблем.

А как же у нас? И у нас есть торговые центры, супермаркеты, магазины, рестораны, бары, где контрольно-кассовые машины надёжно прописались и применяются в работе, и где клиенту не надо требовать чек, его он получает вместе с покупкой.

Тот факт, что владельцы этих торговых предприятий предпочитают соблюдать закон о применении ККМ и не конфликтовать с налоговыми органами, говорит о том, что они сделали свой выбор в пользу цивилизованного бизнеса, рассчитанного на долгосрочную перспективу и завоевание репутации солидного, надёжного, добропорядочного партнёра в деловом мире. И рост числа предпринимателей, использующих ККМ, внушает надежду, что со временем Кыргызстан преодолеет нынешние экономические трудности и станет благополучной, процветающей страной.

Анарбек САТЫБАЛДИЕВ,

государственный советник налоговой службы 3-го ранга, экономический обозреватель.






Добавить комментарий