Main Menu

Страна заветов

Каждый гражданин нашей страны хоть раз задумывался о том, что ждёт его в будущем и какими путями развития пойдёт Кыргызстан, ставший независимым двадцать семь лет назад. Не раз поднимались вопросы государственной идеологии: стоит ли работать над ней или же так называемая «демократия» уже включает в себя набор нужных для народа идей и свобод?

Тем не менее мы можем отчётливо заметить идентичности, возникшие после обретения суверенитета взамен существовавшей ранее государственной идеологии и пропаганды. Идентичности в чём-то схожие, но в то же время несовместимые, ставящие цель — укрепить государство.

Человеку свойственно причислять себя к какой-либо социальной группе, и читатель с лёгкостью определит, какой из четырёх наиболее крупных блоков ему ближе. Мы постарались придумать им доступные названия, соответствующие духу. По словам Максата Бегалиева, старшего преподавателя кафедры истории Кыргызстана и зарубежного Востока БГУ им. К. Карасаева, первой идентичностью, следуя хронологии, можно назвать «Советское воззрение». Старшее поколение, родившееся и жившее в СССР, столкнувшееся с распадом и кризисом 1990-х годов, с ностальгией вспоминает былые времена и отстаивает устоявшиеся образы мышления. Порой их критичные высказывания «А при Союзе было лучше!» или «Добрые времена прошли, сейчас люди как волки, нет равенства, колбаса была вкуснее!» вызывают насмешки у следующих трёх идентичностей.

Вторая на очереди — «Национальная гордость». Национализм фактически стал основной идеологией на постсоветском пространстве. Это не обязательно означает негативное определение термина. Государства Центральной Азии активно внедряют во все сферы национальный язык, подчёркивают важность культуры, традиций, истории, стараясь восполнить возникшие пробелы в просвещении. Нельзя не вспомнить выражение «титульная нация», прижившееся в обществе. Государственные органы уже перешли на кыргызский язык. Народ начал процесс самоопределения, однако существует тонкая грань между уважением к другим нациям, языкам и радикальным национализмом.

Следующая идентичность очень распространена на нашей родине. «Опиум для народа» — атлант, расправивший плечи, шагающий по стране и дарующий каждому духовную ценность на выбор из множества религий. Количество мусульман в настоящее время приближается к 90%, и влияние ислама стало ощутимо. Медресе и мечети, появляющиеся в каждом уголке страны, являются центрами пропаганды идей шариата. Религиозные, юридические, бытовые правила, основанные на Священном Коране, при грамотной подаче духовных лидеров имеют идеологическую силу, и большинство искренне верит, что Кыргызстан устремлён в полностью исламский мир, без язычества и иных запрещённых мировоззрений. Это касается и остальных 10% духовных учений, считающих свои убеждения истинно праведными.

Основным конкурентом предыдущей идентичности считается «Западно-либеральное видение». Приверженцы идей индивидуальной свободы каждой личности отвергают любые попытки её контроля и подавления. Принципы, противоречащие демократии, они считают недопустимыми. Многие из представителей этой идеи бывали за границей, тесно контактировали с зарубежными организациями, НПО, сравнивали уровни жизни и пришли к выводу, что Кыргызстан обязан отбросить ненужный груз в виде старой морали и идти в ногу с прогрессом. Отстаивание прав секс-меньшинств, желание отгородиться от веяний религии, традиционализма, «советчины» естественно вызывает протест у остальных групп.

Противоборство за сердца и души кыргызстанцев ведётся прямо сейчас. Если вы не задумывались об этом, то это не значит, что в будущем вас не затронет тема выбора противоположной стороны. Идейные противоречия могут перерасти в крупные конфликты, и каждый класс постарается обратить на себя внимание государства. В первую очередь руководство страны способно поддерживать баланс или выбрать какую-либо категорию в своих интересах. И если не возникнет вопрос: «А правильный выбор они сделают?», то последствия могут стать необратимыми.

«Одни говорят: идеология нужна, другие не согласны. Я считаю, чем больше разных культур, мировоззрений, диалога между ними, тем лучше. Многообразие даёт человеку возможность самореализации, — подчёркивает Максат Бегалиев. — Построение страны на всеобщем уважении мнений, языков и национальностей приведёт к всеобщему благу. Одинаково свободно чувствовать себя должен каждый кыргызстанец».

На ближайшее будущее идеология поликультурных ценностей на равных правах может принести благо нашему государству. Чтобы не появлялись причины междоусобиц среди групп с полярными мнениями, необходимо искать компромиссы и обращать внимание на возникающие проблемы. Заветы предков будущим поколениям несут в себе концепцию сплочённости, мира, духовности. Заповеди Манаса наставляют на патриотизм и труд. Но почему-то общество забывает о них, не видит смысла, не пытается понять. Возможно, легче не думать о чём-то важном и просто следовать за толпой, сетуя на жизнь. Тогда становится ясно, почему народ мечется между идеологиями, зарождая раскол в стране, основанной на заветах.

Алмаз ТУХФАТУЛИН.






Добавить комментарий