Main Menu

Легенда о святом Падыша ата

Падыша ата — «падыша» (кыр.) «бадыша»; (перс.) padisah — титул монарха в странах Ближнего и Среднего востока (от древнеперсидского «пати» — «властитель», «господин» + «шах» — «государь») + «ата» — при именах собственных отец, при именах географических указывает на святость места, святой отец — мазар святого Падыша; могила мусульманского святого; расположена в Аксыйском районе Джалал-Абадской области, на берегу реки Падыша-Ата в 22 км от райцентра, на территории местного заповедника. Район расположен к северо-западу от областного центра города Джалал-Абада на высоте 1200 метров над уровнем моря, в севере Ферганской долины.

В этой могиле покоится прах мусульманского проповедника, который уверовал в пророка Мухаммеда и стал распространителем учения, идей и взглядов ислама, по имени Саид Камал ад-Дин Салмани аль-Фарси. Одновременно он был представителем арабского халифа, а люди считали его святым посланником Мухаммеда.

Могила Падыша ата и упавший камень
Могила Падыша ата и упавший камень

Проникновение ислама на территорию современного Кыргызстана началось в VII-VIII веках, с того времени, когда, по существующей в настоящее время легенде, в эти места с многочисленным войском и проповедниками ислама прибыл шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир), который, согласно преданию, был внуком пророка Мухаммеда и послан распространять ислам в соседние и отдалённые страны третьим арабским халифом Османом ибн Аффаном (575-656), период правления которого знаменовался расширением границ исламского халифата. Именно в период его правления была завоёвана почти вся Средняя Азия. Одним из наиболее активных борцов за веру, составляющих отряд шаха Джарира, был проповедник ислама Саид Камал ад-Дин Салмани аль-Фарси, который непосредственно участвовал в его военных походах и был среди тех, кто составлял наиболее надёжную часть мусульманской армии. Таких людей, наиболее отличившихся в усердном распространении ислама, называют «гази» (ар.) gaza — «воевать». Как правило, гази были очень набожными и идейными людьми, готовыми к смерти во имя веры.

Как сподвижник пророка Мухаммеда, Саид вместе с другими борцами за веру был выбран Аллахом для оказания поддержки своему Посланнику в распространении света религии. Он был воспитан под лучами пророческого света, прошёл через многочисленные испытания и передавал приобретённые от Пророка знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям он превосходил остальных людей и являл собой прекрасный пример для всех, кто стремился к благочестию и духовной чистоте.

По преданию, когда шах Джарир (сахиб Мухаммед Хазрет шах-и Джарир) покидал свой стан, то вместо себя он оставлял править Саида Камал ад-Дина Салмани аль-Фарси, поэтому за ним закрепился титул «Падыша», что в переводе означало «правитель», «монарх».

Проповедник Саид Камал ад-Дин Салмани аль-Фарси сыграл особую роль в становлении ислама, так как позднее, после смерти пророка Мухаммеда, он в числе остальных сподвижников стал передатчиком хадисов (рассказов о делах, поступках и помыслах пророка), которые являлись одними из основных источников исламского религиозного и этико-правового учения. Он пользовался большим почётом и уважением своих последователей, и его мнение о проповедях пророка Мухаммеда стало составной частью и источником исламских законов и традиций.

Однажды в Алабукинском районе Джалал-Абадской области, почти на границе с Узбекистаном, около села Гулистан, у слияния рек Падыша-Ата и Чанач-Сай произошло невиданное столкновение арабов с отрядами местного населения под руководством правителей города Долоно-Шахар Карван-баса и правителя города Касана Ихшида. Это нападение войск местного населения на арабов было осуществлено во время пятничного намаза, когда арабы молились и были безоружными, большинство из них погибли.

Стойкими были Джарир и Саид,

Немало пришлось им сражаться,

Но был в этой битве отряд их разбит —

Пришлось им бежать и скрываться.

Лишь четверо человек: шах Джарир с женой Убайдой, Саид и ещё один проповедник сумели убежать и скрыться в горах. Джарир с женой сумели вернуться в Арабский халифат, а Саид Камал ад-Дин Салмани Аль-Фарси, будучи раненым, смог с помощью своего товарища добраться до водопада, являющегося истоком горной реки, текущей по ущелью Азапкыр (кыр.) «хребет мучений», расположенному в горах Чаркатма «чар» -«разнолестье» + «кат» — «твердеть, черстветь, засыхать» + «ма» — аффикс имён существительных, образованных от глаголов = «страдающее от засухи разнолестье». Здесь, в небольшой долине Мин-Жылкы, в одной из пещер, скрытой водопадом, они спрятались и прожили там более двух лет. Были они довольно набожными, глубоковерующими людьми и днями и ночами истово молились, да так сердечно и от всей души, что даже камни не выдержали эту энергетику и размякли, образовав следы от их колен. Тот, кто сможет добраться до водопада, может увидеть эти следы.

Когда здоровье Саида улучшилось, он начал спускаться в долину к людям и потихоньку прививал ислам местному населению, среди которых он нашёл себе сторонников. Однако возраст брал своё, и когда ему исполнилось 70 лет, он, предчувствуя свою скорую смерть, стал просить своих сторонников отнести его бренное тело к братьям, которые погибли и были похоронены на месте последнего сражения.

— Но помните, — говорил он, — нести моё тело нужно без передышки и не опускать его на землю. Он предупредил, что если его тело опустят на землю, то потом будет невозможно снова поднять его.

После смерти Саида его сторонники, как и обещали, понесли тело умершего к месту захоронения, но путь их был долог и труден и они, спускаясь вниз по ущелью, решили всё-таки немного отдохнуть. Они не знали, что в этом месте была геопатогенная зона, в которой наблюдались изменения жизненно важных для биологических объектов энергетических характеристик (с положительной либо отрицательной энергетикой). Когда носильщики отдохнули, они, забыв о наставлениях Саида, хотели поднять носилки с его телом, но не смогли это сделать. И им пришлось похоронить тело Саида на этом месте.

В первые годы возникновения ислама, как новой религии, посещение могил и любые почитания похороненных в них святых были запрещены самим пророком Мухаммедом. Кроме того, он приказал сравнять с землёй все высокие могилы, запретил строить мечети и другие сооружения над могилами, совершать жертвоприношения возле них и превращать свою могилу в место собраний.

Однако со временем, начиная с Х века, среди мусульман широко распространилась практика религиозного почитания и паломничества к могилам всяческих святых и угодников, возведения над их могилами мечетей и мавзолеев. Также люди стали обращаться к умершим святым, прося у них покровительства и благ, несмотря на то, что исламом запрещено поклонение кому-нибудь, кроме Аллаха. Также в исламе не принята практика канонизации святых, а реально существовавший человек или мифический персонаж становился почитаемым по воле народных масс. Кроме того, культу святых способствовали различные природные аномалии и явления. Так, например, в 1948 году, во время землетрясения на могилу Саида упал огромный камень весом около полутора тонн и раскололся на две части, не повредив самой могилы. Он и поныне находится рядом с могилой. Это событие было воспринято местным населением как предзнаменование святости Саида и как объект поклонения верующими.

Позднее место захоронения проповедника было объявлено мазаром и стало называться «Падыша-Ата», и паломники со всего мира устремились сюда, чтобы помолиться и быть намного ближе к богу.

Немало паломников здесь побывало

Из разных селений, весей.

Могила Саида святынею стала

И местом поклона людей.

В 1998 году мусульманами был восстановлен культурный облик мазара и над могилой святого был выстроен кирпичный кюмбёз, и сейчас могила Падыша ата вместе с камнем находится в небольшом мавзолее, который объявлен святыней ислама и объектом местного паломничества. По поверью, если прикоснуться к камню у изголовья могилы и загадать желание, оно обязательно исполнится.

3 июля 2003 года постановлением правительства Кыргызской Республики территория около мазара общей площадью 30 560 га была объявлена государственным заповедником, а 17 июля этого года включена в Список всемирного наследия Комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

И в заключение следует сказать о том, что Джалал-Абадская область оказалась очень насыщенной на наличие взаимосвязанных с исламом легенд, объединённых общим героем, общими идеями, проблемами, общим местом действия и другими факторами, создающими их единую композицию, построение и структуру.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий