Main Menu

Детская прелюдия взрослого искусства

Основной контингент на выставках детских рисунков, по моим наблюдениям, — родители самих же юных художников. Ну или их близкие родственники, которые приходят на выставку, чтобы увидеть творение маленького живописца уже не на стене своей домашней кухни, а в музейном зале, и лишний раз испытать гордость за талантливое семейное древо. Я же хожу на такие выставки исключительно из психологического интереса. Любой психолог вам подтвердит, что рисунок, а тем более детский — это точнейший выплеск человеческого подсознания на бумагу. Что у человека на уме, то у него на рисунке. И прошедшая недавно в Бишкеке выставка детских рисунков стала очередным тому подтверждением.

Выставку назвали «Осенняя прелюдия», её организовала одна из бишкекских студий детского творчества. В выставочном зале Союза художников в Дубовом парке разместились рисунки воспитанников студии, все не похожи друг на друга, все — пытающиеся о чём-то рассказать миру.

Многие молодые родители знают, насколько их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски, мелки. Холстами для детских рисунков иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним приглядеться. Иногда ребёнок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Всмотритесь в его рисунок, и вы всё поймёте.

Чаще всего дети рисуют цветы, деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, и это нормально. Если маленькая девочка часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики — это отлично, это говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней. Если мальчик рисует динозавров, машины, танки, сражения, оружие — это прекрасно, так он готовит себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае опасности не растеряться и правильно среагировать. А вот большое количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных на рисунке может указывать на сильное внутреннее напряжение. Отсутствие людей и животных на картине сигнализирует о проблемах в общении.

Маленький рисунок с мелкими предметами говорит о неуверенности. Всё, что является для малыша значимым, он изображает большим, а то, что не очень важно — маленьким. Ну и, конечно, цвет. Считается, что тёмно-коричневые, серые и чёрные цвета на рисунке — это признаки депрессивного состояния. Слишком много красного говорит о состоянии тревоги. О хорошем настроении говорит насыщенность жёлтым и оранжевым. Зелёный — признак скуки, фиолетовый — цвет фантазёров. Психология почему-то молчит насчёт синего, но если учесть, что, например, в английском языке слово blue — «синий» означает также тоску-печаль, то, наверное, и на рисунках с ним связано что-то подобное.

Вот и в детские рисунки на выставке можно было всматриваться бесконечно. Что ни говори, а дети очень тонко чувствуют мир, намного тоньше, чем взрослые. И, выбирая сюжет и цвета для своих картин, делают это безошибочно. Иначе как объяснить, что чей-то любимый домашний кот нарисован в ярком оранжевом свитере, а грустная девушка с глазами в пол-лица — вся мрачно-синяя?

Кстати, простейший психологический тест: нарисуйте дерево, любое, какое придёт на ум. Если оно будет с множеством листьев и плодов, то в данный момент вы счастливы. Если же у дерева только ветки, дело плохо — у вас депрессия. На выставке таких худосочных деревьев, к счастью, не обнаружилось. Значит, юные художники счастливы, значит, их любят. Может, в этом и есть секрет успешного творчества? Помните, как в старом фильме: «Счастье — это когда тебя понимают».

Как человека рисовательно бездарного возле некоторых рисунков на выставке меня брала откровенная зависть. Возрастной диапазон художников — от четырёх до 14 лет, а так рисуют… В общем, мне бродить по лабиринтам детского подсознания понравилось. С нетерпением жду следующей выставки.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий