Main Menu

«Нарын» в руинах, «Хуалинь» в пролёте, Бишкек в недоумении

На днях мэр Бишкека Азиз Суракматов в интервью одному из информагентств сказал, что ему жаль, что убрали старый ресторан «Нарын» в центре города.

— Для меня ресторан «Нарын» — архитектурный памятник, история столицы. Его нужно восстановить в том облике, в каком он был, — сказал градоначальник.

Общественность после этих слов сильно удивилась — как же так, а зачем тогда вообще сносили?!

Напомним, ресторан «Нарын» начали сносить в конце октября 2017 года. А годом раньше, в октябре 2016-го, это здание — памятник архитектуры местного значения — признали «утраченным». Ну а ещё раньше, в 1990-е годы, участок с рестораном приватизировали и после череды сделок продали в частные руки — инвестору из Китая. Китайцы решили строить на участке то ли 12-, то ли 20-этажную гостиницу с почти неприличным для нашего уха названием «Хуалинь». Однако проект не понравился членам градостроительного совета. Нашлись, к счастью, здравомыслящие головы, которые поняли, что торчащая в том месте высотка будет во всех смыслах ни к селу, ни к городу, выражаясь официальным языком — нарушит центральную часть Бишкека. Градсовет решил, что на месте «Нарына» целесообразнее разбить сквер, а для «Хуалиня» подыскать другой участок.

Решение градсовета подтвердил бывший мэр столицы Албек Ибраимов. В мае на встрече с горожанами он заявил, что на месте снесённого ресторана «будет сквер, будет стоять стела для города». Затем мэр канул в Лету вместе со своими обещаниями, и нет теперь ни ресторана, ни гостиницы, ни сквера…

Нынешний мэр вынужден «разгребать» доставшееся ему от предшественника «наследство». Раз уж «Нарын» снесли, что же теперь построить на его месте? А с этим ситуация интересная: участок — лакомый кусок в самом центре города — находится в частной собственности, по информации мэрии, он продан за $7 миллионов. И теперь, чтобы там что-то построить, нужно либо вернуть деньги инвестору, либо предоставить ему равноценный кусок земли. Ни того, ни другого у муниципалитета нет.

— Конечно, у мэрии нет таких денег, чтобы вновь построить ресторан, — сказал Азиз Суракматов. — Да нам он и не нужен собственно. Если хозяин участка согласится восстановить чайхану, будет правильно.

Вот только согласится ли? Вряд ли китайцы обрадуются перспективе вложить $7 миллионов в то, чтобы сделать сквер или «восстановить чайхану». И почему вопрос благоустройства столицы Кыргызстана должен решаться силами иностранного инвестора?

Как сообщил вице-мэр Бишкека Бакыт Дюшембиев, после решения градсовета инвесторы на связь с мэрией ещё не выходили и вопрос создания сквера на месте ресторана «Нарын» пока застопорился. Неудивительно. Удивительно другое: почему столичные чиновники ждут, пока инвестор «подаст голос» и что-то решит? Разве не мэрия в городе хозяин?

Учитывая, с каким интересом неравнодушные бишкекчане следят, чем же закончится эта история — получат ли люди желанный сквер или же бизнесмены получат ещё одну стеклянную «элитку», для градоначальника это должно стать, пожалуй, делом чести, прекрасным шансом доказать, что муниципалитет действительно заботится о нашем городе. Поживём — увидим. А пока мы решили спросить у самих бишкекчан, что они думают о ситуации вокруг «Нарына». Мы задали людям на улице два вопроса: «Как вы относитесь к сносу ресторана «Нарын?» и «Как вы считаете, что должно быть построено на его месте?». Вот что ответили горожане.

Асылбек, 40 лет, таксист: «Как вообще получилось, что памятник архитектуры загубили? Это безответственность. Неужели не могли провести реконструкцию, переделать внутри под дворец молодёжи? Раньше работали дворцы пионеров с бесплатными кружками, почему бы сейчас такой не построить? У нас странное государство. Всё время поворачивается задом к детям. Надо думать о будущем! Всё должно быть для детей».

Марина, 29 лет, учитель в школе: «Обидно, что «Нарын» снесли, всё-таки это наша история. Я за то, чтобы на этом месте находился парк. Чем больше кислорода в городе, тем лучше. Не нужен китайский центр, их барахла у нас и так слишком много».

Бакыт, 48 лет, водитель: «Там какое-то проклятое место, нечистое что ли. Чего в том ресторане только не было: и казино, и дискотека. Последние годы фасад возведён как после бомбёжки. Здание требовало ухода. Жаль, что его снесли. Пусть построят на его месте мечеть. Будет святое место».

Алёна, 28 лет, филолог: «К сносу «Нарына» отношусь негативно, потому что любое старое здание в городе несёт в себе историю столицы. Ресторан за долгие годы стал частичкой образа Бишкека. Жаль, что его вовремя не отреставрировали и не сохранили. На его месте я бы хотела видеть большую спортивно-оздоровительную площадку или дом детского творчества, потому что дети — наше будущее. Пусть построят детский центр, чтобы туда ходила детвора, чтобы они выросли настоящими патриотами, которые не стали бы распродавать свой город иностранцам».

Эрлан байке, 62 года, бывший военный: «Я сразу говорил, что сносить «Нарын» — большая ошибка. Ещё большая ошибка — строить на его месте китайскую гостиницу. Там же площадь Победы рядом. Постройте концертный зал с открытыми местами, большую открытую сцену. Каждый год 9 Мая к этому месту идёт Бессмертный полк. Люди доходят до Вечного огня, а дальше — некуда. Открыли бы там концертный зал, можно было бы проводить концерты под открытым небом».

Аида, 30 лет, работник СМИ:

«Если на месте «Нарына» появится гостиница, то я против. Хотелось бы, чтобы там построили культурный объект для молодёжи. Пусть построят языковой центр, куда можно будет привлекать волонтёров со всего мира. Наше Минобразования вводит многоязычное образование, а условий для этого нет. Почему бы не дать людям площадку для получения образования?»

Нелли, 57 лет, домохозяйка: «Там прямо просится сквер. К Вечному огню приезжают молодожёны, в том же районе находится загс, поэтому пусть на месте «Нарына» сделают красивый Парк любви. Пары там смогут гулять, фотографироваться».

Гулиза, 45 лет, работник торговли: «Мне «Нарын» жалко, а теперь всё равно, что там будет. Этот случай показал отношение городских властей к городу — наплевательское».

Бекжан, 20 лет, студент: «Там самый центр, можно построить многофункциональное здание — с залами для показов фильмов, проведения концертов, КВН, разных конкурсов и тренингов, показов мод, выставок и так далее. Главное — подойти к этому с умом, сделать действительно полезное дело. Но вряд ли кто-то это сделает, я думаю, ещё один торговый центр построят».

Алексей, 32 года, «компьютерщик»: «Я негативно отношусь к тому, что происходит с тем участком земли. Получается, мэрия «кинула» инвестора, который решил вложить свои деньги в одно, а по факту ему предлагают другое. И как вести бизнес в Кыргызстане после этого? С таким отношением к инвесторам они к нам больше не придут».

Медет, 39 лет, юрист: «Надеюсь, ни отеля, ни сквера там не будет. Я за современное общественное пространство в центре города. Культурный центр, где бы проводились разные мероприятия типа выставок, концертов, показов независимых фильмов. Как Новая Голландия в Питере».

Мелис, 21 год, студент: «А сделать там подземную парковку на 150-200 мест — никак? В центре города машины негде ставить, пусть построят подземный паркинг, сразу решится проблема. Возле ЦУМа встать негде, возле ГУМа тоже, площадь Победы забита. Нужна парковка!»

Минура, 40 лет, домохозяйка: «Мне никогда не нравился этот «Нарын». Он морально устарел, хорошо, что его снесли. А то дети в цирк идут, а рядом стоит развалина. На его месте надо сделать сквер и поставить красивую высокую стелу — символ города. Это же центр — лицо столицы».

Олеся, 35 лет, парикмахер: «Я за то, чтобы на месте «Нарына» был сквер. Когда ресторан снесли, зачем-то вырубили все деревья вокруг. Пусть посадят новые! Город должен быть зелёным, с фонтанами и клумбами. Так хочется, чтобы Бишкек был красивым».

Равиль, 50 лет, работал в строительстве: «Я за сквер. Но, учитывая наше бестолковое градостроительство, вряд ли это получится. Не для того «Нарын» сносили. Возьмём в целом ситуацию в этом районе. Возле кинотеатра «Иссык-Куль» располагался плохой сквер, требовалось провести там реконструкцию, но там решили воткнуть мечеть. Или сквер за ЦУМом — что-то делают там, копошаться. Но, опять же, на месте фонтана у улицы Шопокова появилась «элитка». На Правды-Огонбаева были прекраснейшие фонтаны, теперь это вдруг стало частной собственностью. Там 20 лет пустырь стоит и бомжи валяются. Облагородьте территорию, и там начнут гулять горожане с детьми, но нет. А фонтаны и зона отдыха с западной стороны цирка? Всё распродано, растащено и долгострой воткнут. Так что новость о сквере, как мне кажется, не более чем для отвода глаз. Если он там и появится, то ненадолго».

Джамиля, 45 лет, бухгалтер: «Тут даже думать не надо — на том месте должен быть центр детского творчества, ведь рядом цирк. В Бишкеке итак только частные секции и кружки. Пусть наши чиновники сделают подарок детям».

Как видите, большинство выступает за строительство в Бишкеке культурных объектов и парков, ни один из опрошенных не предложил построить на месте «Нарына» гостиницу или торговый центр. Наелись бишкекчане этого «добра», все хотят видеть любимый город красивым и зелёным, и именно таким передать его своим детям и внукам. Мэрия, прислушайся к голосу народа!

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий